Доверие в кредит

Точка зору

С начала кризиса отечественная банковская система лишилась более 80 млрд гривен. Отток средств с депозитов не прекратится без стабилизации курса гривни и снятия ограничений на досрочное изъятие вкладов.

«Я прошу наших граждан возобновить доверие к банкам: не забирать свои депозиты, не причинять вред ни себе, ни государству», — заявил президент Виктор Ющенко, выступая с ежегодным посланием к Верховной Раде. Этот призыв неспроста попал в президентскую речь: в банковском секторе сложилась критическая ситуация. По данным Национального банка Украины (НБУ), отток депозитов за три месяца нынешнего года составил 43,8 млрд гривен. В январе-феврале система потеряла 37 млрд гривен, причем почти половину этой суммы забрали из банков первой десятки. Наибольший отток средств был зафиксирован в ПриватБанке (6,3 млрд гривен), Альфа-Банке (1,9 млрд гривен) и «Райффайзен Банке Аваль» (1,8 млрд гривен). С начала кризиса (с сентября 2008-го по март 2009-го) из финансовых учреждений изъяты депозиты на 57 млрд гривен и 4 млрд долларов.

А был ли мальчик?

Сейчас совокупные обязательства банков перед физлицами (в национальной и иностранных валютах) составляют 24,8 млрд, а золотовалютные резервы Национального банка Украины — 25,4 млрд долларов. Это официальная сумма, о реальном состоянии резервов можно только догадываться. По договоренностям с Международным валютным фондом, к 1 апреля валютные запасы НБУ должны составлять не менее 21,8 млрд долларов. Это немалые деньги, и их хватило бы на поддержание курса. Но есть ли они? Похоже, не вся эта сумма. Иначе сложно объяснить, почему правительство так настойчиво пытается получить не очень уж и большой второй транш кредита МВФ — 1,85 млрд долларов. В конце прошлого года ходили слухи о том, что две трети резервов НБУ находились в пострадавших от кризиса американских банках Lehman Brothers, Wachovia, Washington Mutual. То есть из-за кризиса НБУ мог лишиться около 20 млрд долларов из своих резервов.

Гривня помогла

Пик изъятий пришелся на январь-февраль. В этот период в нескольких крупных банках вместе с временными администрациями были введены шестимесячные моратории на выдачу депозитов. Для населения это послужило еще одним сигналом к тому, чтобы поскорее забрать деньги из других финучреждений. Пока еще есть такая возможность.

Сейчас временные администрации работают в одиннадцати банках, еще два фининститута получили кураторов от НБУ. Но проблемы с выдачей вкладов есть и у таких финучреждений, как Укринбанк, Зембанк, «Владимирский», «Арма», «Демарк», «Европейский», «Национальный стандарт». При этом в двух последних депозиты не возвращают под предлогом предстоящего слияния. Хотя на самом деле все неплатежи объясняются проблемами с ликвидностью. После того как закрылись внешний и внутренний рынки заимствований, депозиты стали единственным источником пополнения ресурсной базы банков.

В марте отток средств из банковского сектора замедлился (до 2 против 5,6% в феврале) из-за стабилизации обменного курса. «Гривня перестала обесцениваться, и люди успокоились, стали более взвешенно подходить к оценке условий вкладов. Благодаря повышению ставок по гривневым депозитам, а также новым программам конвертирования гривневых депозитов в валютные некоторые клиенты начали возвращать деньги», — говорит советник председателя правления Укргазбанка Александр Охрименко. Однако затишье может оказаться временным. Если переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о получении второго транша кредита провалятся, а правительство опять обвинит Нацбанк во всех смертных грехах, то гривня вновь сдаст свои позиции, и уже в апреле-мае отток средств из банковской системы ускорится.

По данным исследования аналитической группы «Центр», депозитная активность падает: к концу I квартала ее совокупный индекс составил всего 49,9 пункта (при максимальных 200 пунктах и минимальных 0 пунктов). Деньги в банки несут люди с достатком выше среднего (средняя сумма вклада — около 5000 долларов), предпочитая хранить денежные средства в валюте. Количество таких вкладов составляет 70–80% от общего числа всех депозитных сбережений, но их сумма не превышает 30–35% совокупного депозитного портфеля физических лиц.

Остальных не привлекают даже высокие ставки (с начала года они повысились в среднем на три-четыре процентных пункта, до 24–25% годовых; с начала кризиса — на шесть-семь процентных пунктов). Поэтому в ближайшее время доходность депозитов перестанет расти, а летом, скорее всего, снизится. «К началу осени самые высокие ставки по гривневым депозитам составят 22–24%. Осенью снижение ставок продолжится, и к концу года они упадут до 15–18% годовых в гривне и пять-семь процентов годовых — в долларах», — прогнозирует директор финансовой компании «Фактор» Георгий Кононов.

Есть и еще одна тенденция — перевод депозитных счетов клиентов в государственные и крупные иностранные банки. Этим финансовым учреждениям люди доверяют больше, чем доморощенным частным банкам. А это уже грозит не только переделом банковского рынка, но и уходом с него большинства отечественных игроков. По оценкам экспертов, к концу 2010-го в Украине останется около 40 банков, в которых доля отечественного капитала окажется мизерной.

Спасайся, кто может!

Главной причиной паники банкиры считают девальвацию гривни. Напуганные стремительным обесцениванием национальной валюты, и компании, и физические лица начали массово конвертировать гривню в доллары. А финучреждения не смогли обеспечить перевод столь значительных сумм. «Дополнительными раздражителями для населения стали мораторий на досрочное изъятие депозитов и постановление Нацбанка №413 (этим постановлением решение о возврате депозитов было отдано на откуп банкам. — ”Эксперт”)», — считает директор департамента организации продаж продуктов розничного бизнеса банка «Финансы и Кредит» Игорь Шевченко.

Сами фининституты тоже сделали всё, чтобы завоевать неприязнь населения. За последние несколько лет у них накопилось достаточно проблем, главная из которых — значительный объем плохих активов. Большинство из них предприятия выводят в оффшоры, вынуждая тем самым банки их списывать. Во время кризиса многие финучреждения проводят политику двойных стандартов — выборочно возвращают депозиты, кредитуют инсайдеров, тратя на эти цели большие объемы рефинансирования, полученные у регулятора.

Результат — потеря ликвидности банковской системы. «Из-за желания людей любой ценой снять со счетов гривни и купить на них доллары банки вынуждены были прекратить кредитование и сконцентрироваться на обслуживании депозитных счетов. При этом депозиты изымались быстрее, чем погашались кредиты. Повышение курса доллара, падение производства и рост безработицы привели к увеличению невозвратов по кредитам и еще больше усугубили ситуацию в банковском секторе», — отмечает Александр Охрименко.

По мнению исполнительного директора финансовой группы «Консалтинг и инвестиции» Дмитрия Поддубного, банковский сектор страдает и от тенизации экономики. «Массово выводя деньги из безналичного рынка, предприятия подрывают ликвидность банков. В результате самые простые платежи не могут проводиться вовремя», — говорит Поддубный. По данным Нацбанка, в феврале 2009 года доля наличных средств в денежной массе составила около 31%, в сентябре 2008-го — 28%. Общий объем наличных долларов на территории Украины оценивается в 60 млрд, из которых около 60% — это деньги юридических лиц.

В условиях, когда «теневая экономика» составляет более половины валового внутреннего продукта, а банки рушатся один за другим, кэш стал основным средством платежа. Это и помогает оставаться на плаву компаниям, лишенным доступа к заемным средствам.

Тем не менее из-за недоступности ссуд состояние предприятий ухудшается. «Без кредитов реальный сектор стал вялым и неплатежеспособным. Компании теряют до 60% оборотных средств, многие из них к осени могут закрыться», — полагает бывший зампред НБУ, советник министра экономики Сергей Яременко. Неспособность предприятий генерировать денежные потоки больно бьет по банковской системе, сжимая ее и без того скудные ресурсы. Получается замкнутый круг.

На войне как на войне

Но любой круг можно разорвать, главное — найти нужную точку приложения усилий. Такой точкой является доверие к банковской системе. Увеличив гарантии по вкладам населения до 150 тыс. гривен в ноябре 2008 года, государство не особо преуспело в его восстановлении. Очевидно, что активов Фонда гарантирования вкладов физлиц (к апрелю они составили 3,28 млрд гривен) не хватит, чтобы рассчитаться с вкладчиками даже одного крупного банка. Поскольку обязательства перед физлицами, например банка «Надра», во время введения в нем временной администрации превышали девять миллиардов гривен.

Всемирный банк предлагает увеличить объем Фонда до 15 млрд гривен (за счет кредита госбюджета или кредита НБУ), однако и этого недостаточно для покрытия всех гарантированных депозитов населения в потенциально проблемных финучреждениях. Банкиры уверены, что напряжение в секторе снизит рекапитализация — перейдя под контроль государства, фининституты смогут выплачивать депозиты населению и исполнять обязательства перед юридическими лицами. Меморандум с МВФ разрешает правительству направить на эти цели 44 млрд гривен, но Кабмин и Нацбанк до сих пор не определили, каким критериям должен соответствовать национализируемый банк.

По мнению директора аналитической группы «Центр» Владимира Леонова, удачный старт программы рекапитализации повысит не только ликвидность финучреждений, но и доверие к ним. «Появятся все предпосылки для возвращения в ближайшие пять-шесть месяцев сбережений граждан на депозитные счета в объеме 50–60 млрд гривен», — говорит он.

Но главное, от чего будет зависеть доверие к банкам, это стабильность национальной валюты. И банкиры, и их клиенты положительно оценивают проведение Нацбанком валютных аукционов — они способствовали стабилизации курса гривни и увеличению поступлений в счет погашения кредитов. Теперь важно законодательно оформить механизм этих торгов и обязать Национальный банк проводить их регулярно, в определенное время и в соответствии с утвержденными правилами. Успокоить рынок могло бы и установление курсового коридора, который поддерживался бы интервенциями НБУ.

Если в течение одного-двух месяцев не будет значительных колебаний курса гривни, отношение к банковской системе, несомненно, улучшится, и деньги постепенно станут возвращаться назад в банки. Стабилизация валютного рынка позволит правительству сделать следующий решительный шаг — отменить мораторий на досрочное изъятие депозитов. И даже когда в первое время это приведет к оттоку средств, то в среднесрочной перспективе станет стабилизирующим фактором всей банковской системы. Совет НБУ уже решил рекомендовать правлению Нацбанка отменить действие соответствующего постановления. «По крайней мере, на те депозиты, которые открываются сейчас. Нельзя требовать от людей доверия и при этом накладывать арест на их имущество. Это нечестно», — заявил глава Совета НБУ Петр Порошенко.

Тем не менее большинство финансистов не разделяют оптимизма Совета НБУ, не без основания опасаясь, что после отмены моратория вкладчики ринутся забирать из финучреждений всё, что можно. Чтобы избежать такого сценария, стоит в ближайшее время снять ограничения для вкладов, открытых после 13 октября 2008 года, сохранив запрет для всех остальных. После отмены моратория решающее слово в поддержке всей системы окажется за регулятором. Его основными задачами будут, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей банков в рефинансировании, а с другой — жесткий контроль использования этих средств, которые не должны стать объектом валютных спекуляций. Однако представители регулятора, в частности руководитель группы советников председателя НБУ Валерий Литвицкий, неоднократно заявляли, что центральный банк сегодня продолжает бороться в первую очередь с инфляцией.

КОММЕНТАРИЙ

Максим Благонравин

Публичность ради выживания

Пенсионерка Ольга Ивановна подошла к отделению Проминвестбанка (ПИБа) за час до его открытия. Перед отделением уже стояли два десятка людей, большинство — преклонного возраста. «Банк лопнул, — авторитетно заявил старик с роскошными седыми усами. — Выдадут по тысяче гривен, и всё». «Как по тысяче?» — расстроилась Ольга Ивановна. Она получала в ПИБе пенсию, однако ежемесячно снимала лишь часть денег — остальные копила на новый холодильник. «На банк напали рейдеры!» — поведал старик.

За несколько минут до открытия к собравшимся вышла заведующая отделением банка — немного уставшая, но уверенная в себе женщина среднего возраста. «На ваши деньги мы активно кредитовали заводы, которые создавали рабочие места и платили зарплату. Но сейчас предприятия не могут вернуть кредиты, а мы — мгновенно выдать вам депозиты, — сказала она. — Заводы будут постепенно возвращать долги, и по мере поступления денежных средств банк со всеми вкладчиками рассчитается, а сейчас можно снимать по две тысячи гривен в день». На реплику седоусого дедушки о том, что все деньги разворуют, женщина пояснила, что сегодня в финучреждении действует временная администрация Национального банка, которая контролирует сотрудников.

Заведующая пригласила вкладчиков к кассам, но некоторые пенсионеры остались разговаривать на ступеньках. Ольга Ивановна подсчитала, что сможет снять всю накопленную сумму за три дня. Холодильник она хотела купить через два месяца, к Новому году — в подарок домочадцам. Снимать деньги и держать их под матрасом не хотелось. Может, отнести в другой банк? Но будет ли он надежен?

Из отделения ПИБа вышел всезнающий дедушка. «Вам выдали деньги?» — спросили его взволнованные пенсионерки. «Я снял двести гривен, на неделю этого мне хватит, — ответил он. — Хотел перевести средства в другой банк, но решил, что мне здоровья не хватит метаться туда-сюда». Ольга Ивановна, а вслед за ней и другие пенсионеры решили оставить свои деньги в банке.

Всё это происходило осенью прошлого года в одном из крупных областных центров. Заведующая отделением ПИБа успокоила людей. А вот в масштабах страны руководству банка успокоить людей не удалось. Причина этого — невнимание финучреждения к своей репутации.

Репутация — это единственное, что есть у банка. Ни одно финучреждение не выдержит, если все вкладчики в один день придут снимать депозиты. Работа с репутацией состоит в поддержании постоянных связей с общественностью (в том числе с прессой) и управлении кризисными ситуациями.

Входящий в первую десятку Проминвестбанк всегда выделялся закрытостью. Известно, что если предприятие о себе ничего не сообщает, то всегда найдутся люди, которые скажут за него. Будет большой удачей, если эти комментаторы настроены позитивно.

Скорее всего, в банке отсутствовали и планы кризисного реагирования. Поэтому когда перед отделениями возникли очереди, а журналисты стали задавать вопросы, работники фининститута просто растерялись. По стране распространялся слух о рейдерской атаке на банк, а в большинстве его отделений клиенты не могли получить достоверную информацию о происходящем!

В критической ситуации никуда не годной оказалась и PR-стратегия банка «Надра», в отличие от ПИБа уделявшего большое внимание общению с прессой и дизайну отделений.

Рано или поздно люди вновь понесут в банки свои деньги, поскольку хранить накопленные средства под матрасом — боязно, в банковской ячейке — дорого. Однако на приток вкладов могут рассчитывать лишь финучреждения, заботящиеся о своей репутации. У банков с западным капиталом здесь преимущество, а отечественным банкирам придется учиться управлять деловой репутацией. Непубличные финансовые учреждения будут вынуждены продаваться или покинуть рынок.

Еще полгода назад руководители большинства украинских предприятий говорили о публичности как об излишестве. Она необходима для получения кредита, выпуска облигаций или для выхода на IPO, считали они. Теперь ситуация меняется. Публичными придется стать всем компаниям, которые рассчитывают на массовый рынок. Иначе любой слух может привести к потере репутации. Сейчас это равнозначно потере бизнеса.

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢