Елена Лукаш: Конституцию нужно менять неспеша

Точка зору

Член совета и исполкома Союза юристов Украины и член Союза адвокатов Украины, депутат парламента от Партии регионов Елена Лукаш сейчас вынуждена оценивать события в Украине с политической точки зрения. Но она по привычке хочет, чтобы события эти и действия власть предержащих не выходили за рамки действующих законов. Так, по мнению Лукаш, жизнь в стране можно ввести в более-менее стабильное и предсказуемое русло. Об этом и разговор.

— Елена Леонидовна, Тимошенко еще совсем недавно говорила об антикризисных предложениях Партии регионов как о никому не нужной, "никчемной бумажке". И вдруг БЮТ заявляет, что необходимо внимательно изучить предложения оппозиции и для этого требуется время. Чем, на ваш взгляд, вызвана такая резкая смена позиции?

— Давайте начнем с диагноза. Что такое антикризисная программа правительства? Это так называемый "Украинский прорыв" — брошюра БЮТ, к которой добавили несколько страниц текста на вольную тему и зарегистрировали в Верховной Раде еще в декабре прошлого года. Именно поэтому в программе Кабинета министров вы можете найти такие важные и актуальные антикризисные меры, как обеспечение детей игрушками, разработка проекта общегосударственной культурной программы исследования Голодомора 30-х годов прошлого века, проектирование и сооружение в Киеве мемориала памяти жертв Голодомора, а также обеспечение процессов евроатлантической интеграции Украины. Вот что представляет собой этот, с позволения сказать, "документ".

Какой должна быть программа правительства? На наш взгляд, она должна отвечать на следующие основные вопросы: что делать (предмет), кто делает (ответственный) и сроки выполнения. Всего этого в программе Тимошенко нет. Именно поэтому Партия регионов утверждает, что у правительства нет четкого плана антикризисных действий. Для тех, кто не знает, куда идти, не бывает попутного ветра, к сожалению. Приведу выводы научно-экспертного управления Верховной Рады, которые были сделаны после анализа положений так называемой программы правительства. Управление сложно заподозрить в лояльности к Партии регионов, поскольку мы не входим в коалицию и не возглавляем парламент.

Так вот, в документе подчеркивается, что антикризисные предложения Кабинета министров носят общий характер, содержат множество абстрактных формулировок, не раскрывающих, каких конкретно результатов планируется достичь. Количественные параметры вообще отсутствуют, что делает невозможным контроль за исполнением программы. И подобных замечаний — целых 19 страниц! Если говорить коротко, то антикризисная программа Юлии Тимошенко — это декларация и обман. Просто ноль. Особо показательным является тот факт, что подобные заключения делают эксперты, далекие от политики.

— Но если у правительства ничего нет, то зачем им понадобилось время на доработку? Чтобы внести в нее предложения Партии регионов?

— Если послушать последние выступления Тимошенко, то можно подумать, что у украинцев есть надежда. Как известно, надежда — это хороший завтрак, но очень плохой ужин. А когда ты берешь документы и читаешь их, то понимаешь: сегодня нет никакой надежды. Что касается плана действий Партии регионов, то это целый ряд конкретных законопроектов, призванных способствовать преодолению экономического кризиса. Отдельно выписаны наши требования к правительственной программе. "Регионалы" вполне могли бы оформить свой вариант в виде целостного проекта программы. Однако Партия регионов не находится во власти, и поэтому мы не можем называть конкретных исполнителей, устанавливать власти сроки выполнения мероприятий и обозначать средства, а это обязательные элементы любой программы.

— Почему премьер-министр все же решилась внести на рассмотрение Верховной Рады программу действий правительства? Ведь она столько раз заявляла о том, что Кабмин действует по плану.

— Знаете, я могу ошибаться, но, на мой взгляд, антикризисный проект оформлен как программа деятельности Кабинета министров Украины. Вы знаете, что в соответствии с Конституцией после утверждения правительственной программы Верховная Рада на протяжении года не имеет права отправлять Кабмин в отставку. Это верх цинизма — "запаковать" предвыборные лозунги в один проект и назвать его правительственной программой деятельности. Да еще добавить к названию слово "антикризисная". И все эти усилия — только для того, чтобы вообще не работать, а просто получить иммунитет на год от увольнения.

— Но лидер фракции БЮТ Иван Кириленко утверждает, что правительство учтет предложения всех парламентских сил и итоговый документ не будет программой деятельности правительства. Речь идет именно об антикризисной программе.

— Хочу вам сказать, что факты — вещь упрямая. Зарегистрированный в Секретариате Верховной Рады проект называется "Про програму діяльності Кабінету міністрів України (подолання впливу світової фінансово-економічної кризи та поступальний розвиток)". Раньше он назывался "Про програму діяльності Кабміну ("Український прорив")". Видимо, в данном случае речь идет об "углубленном прорыве". Другими словами, Юлия Тимошенко все равно пытается представить этот проект как программу деятельности правительства. Со всеми вытекающими конституционными последствиями.

— Существует предположение, что БЮТ, беря время на внесение в антикризисную программу предложений Партии регионов, пытается таким образом заигрывать с оппозицией. Это своего рода приглашение на танец, которое может закончиться конституционной реформой. Получится ли "потанцевать"?

— Думаю, танца не будет. И боюсь, что даже танцпола скоро не будет.

— Тогда откуда берутся эти слухи о переговорах между БЮТ и Партией регионов?

— Вы же знаете, что в парламентских кулуарах ведутся консультации всех со всеми и обо всем. Но никаких официальных переговоров между БЮТ и Партией регионов сегодня нет. Скажу больше: 27 июня, после того как мы все отпразднуем майские праздники, посадим картошку, помянем своих близких, официально начнется президентская избирательная кампания. Она завершится 25 октября. Или же будет проведен второй тур голосования.

— Говорят, что Президент может уже 25 апреля распустить Раду. Это так?

— Думаю, Президент может попытаться издать указ о досрочном прекращении полномочий парламента. Но, как свидетельствует практика, между опубликованием указа о роспуске с подписью Виктора Ющенко в издаваемом тайным тиражом "Президентском вестнике" и его исполнением находится огромная политическая пропасть. Поэтому я допускаю вероятность такого решения, однако не вижу возможности его реализовать. Мы считаем, что если проводить выборы, то необходимо перезагружать всю власть. Другими словами, переизбирать и Президента, и Верховную Раду.

— Однако с юридической точки зрения практически невозможно одновременно провести президентские и парламентские выборы. Например, кандидат в президенты не может одновременно баллотироваться в парламент. Практически все основные претенденты на пост главы государства возглавляют либо партию, либо блок. Как урегулировать многочисленные правовые коллизии?

— Это можно сделать с помощью принятия специального закона, в котором будет выписан порядок выдвижения кандидатов, сроки проведения избирательной кампании, порядок создания территориальных избирательных округов и так далее. Хочу напомнить, что на протяжении всей истории независимой Украины мы постоянно проводим одновременные выборы. Имею в виду избрание местных советов и Верховной Рады. Нам совершенно ничего не мешает сделать так, чтобы каждый избиратель получил два бюллетеня и проголосовал, соответственно, за своего будущего президента и за своего депутата. Да, есть определенные препятствия. Поэтому для синхронизации и гармонизации действующего избирательного законодательства необходим отдельный правовой акт. И соответствующие наработки в Верховной Раде уже есть.

— А что будет, если Конституционный суд решит, что установленная Верховной Радой дата выборов — 25 октября — не соответствует Основному Закону? И президента надо избирать 17 января 2010 года?

— В таком случае парламент будет определяться: или прислушаться к мнению Конституционного суда, или еще раз проголосовать за 25 октября. Все зависит от того, когда КС вынесет свой вердикт: до официального старта избирательных кампаний или после. Если после, то, на мой взгляд, будет принято политическое решение проводить выборы 25 октября.

— И все же, зачем столько сложностей, связанных с синхронизацией президентских и парламентских выборов? Не проще ли сначала провести перезагрузку парламента, а затем президента? Ведь это выгодно всем, кроме, естественно, БЮТ. Партия регионов побеждает на выборах в Раду и ее лидер получает фору перед президентской кампанией. Ющенко избирается в парламент и на этом успокаивается…

— Подобная логика была бы приемлема при наличии в стране более или менее стабильной экономической ситуации. А пока же побеждает не Партия регионов или Блок Юлии Тимошенко. Побеждает кризис. Конечно, поскольку мы находимся в оппозиции, то для нас было бы выгоднее оттянуть президентские выборы на холодную зиму. Подождать углубления экономического кризиса, появления миллионов безработных. Очень удобно вести кампанию на подобном фоне. Однако мы сознательно не идем на это, поскольку являемся ответственной политической силой, поскольку живем в этой стране.

— И все-таки: почему вы дали Тимошенко передышку? Вы же прекрасно знаете, что никакой антикризисной программы не будет.

— У нас есть своя антикризисная программа. Она, условно говоря, состоит из двух частей. Первая — это диагноз правительству и экономическому состоянию страны. Вторая — способы выхода из ситуации. Мы долго думали над тем, как действовать дальше. Советовались с людьми на местах. В конце концов решили, что нужно еще раз внести свои предложения. В виде конкретных законопроектов, программы, требований. Возможно, хоть что-то удастся улучшить. Успеха в делах добивается тот, кто что-то делает, ожидая его. Партия регионов не станет действовать по принципу "чем хуже, тем лучше".

— Может быть, хватит вестись на уловки Юлии Тимошенко?

— На самом деле "хватит" уже скоро наступит. Я же вам сказала, 27 июня не за горами. Просто есть два способа получить четкое представление о воле народа. Первый — выборы, второй — вилы, или как угодно это называйте — майдан, восстание, революция. Мы выбираем первый.

— Партия регионов собирается укрепить правительство своими кадрами?

— Нет. В команде пожарных, а в правительстве Тимошенко только и делают, что бегают от пожара к пожару, мы не станем помогать держать шланг, чтобы гасить очаги возгорания. У нас свой кадровый потенциал и своя ответственность.

— Каковы перспективы внесения изменений в Основной Закон накануне президентских выборов?

— На мой взгляд, никаких перспектив нет. Наверное, это и к лучшему. Конституцию нужно вдумчиво и спокойно менять в период политического затишья. Чтобы потом не сожалеть горько о содеянном. Как это, например, случилось с конституционными изменениями от 8 декабря 2004 года, которые как минимум не носят комплексного характера, а как максимум — разбалансировали всю систему власти. И еще один момент: в начале избирательной кампании, когда все являются конкурентами и оппонируют друг другу, практически невозможно собрать 300 голосов, необходимых для изменения Основного Закона.

— Но ведь все говорят, что Конституция — это единственная гарантия разделения власти между БЮТ и Партией регионов. Других просто быть не может!

— Конституция — это общественно-политический договор. А БЮТ недоговороспособная сторона. А с приближением выборов она становится еще и невменяемой. Вы знаете, что даже закон запрещает заключать договора с невменяемыми. Я никого не хочу оскорбить, это основы права.

— Президент вынес на рассмотрение Верховной Рады свой конституционный проект. Как вы его оцениваете?

— Проект Президента описывает президентскую форму правления, опирающуюся на сенаторов-олигархов. Такой себе обыкновенный олигархат с неограниченными возможностями и полностью отсутствующей ответственностью. Нижняя палата парламента, которая представляет конкретных избирателей, вообще может быть распущена в любой момент без всяких на то оснований указом президента. Думаю, козлом отпущения в конечном счете станет не нижняя палата, а граждане Украины, интересы которых депутаты попытаются представлять в первый месяц, а затем замолчат, боясь ликвидации. Это несколько эмоциональная оценка, а если говорить сухим юридическим языком, то Виктор Ющенко предлагает создать президентскую республику. А мы на съезде Партии регионов более года назад проголосовали за усиление парламентско-президентской формы правления. Другими словами, это не наш путь.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы изменения избирательного законодательства перед перезагрузкой системы власти?

— Сегодня в Верховной Раде зарегистрировано восемь законопроектов, касающихся внесения изменений в избирательную систему. Согласованного варианта нет. Нет и ответов на базовые вопросы: а) кто выдвигает кандидатов в депутаты, б) существует избирательный барьер или нет; в) как распределяются мандаты. Каждая партия или отдельная группа парламентариев имеет свое видение данной электоральной процедуры. Единственное, с чем все согласны, — это с необходимостью закрепить депутатов за округами. Поэтому, думаю, парламент еще ждет очень серьезная работа по поиску компромисса в этом вопросе. У нас есть свой вариант избирательного закона. Его основой является привязка округа к конкретному парламентарию, чтобы он нес персональную ответственность.

— Избирательный барьер надо повышать или, наоборот, понижать?

— Я бы не хотела комментировать данный вопрос, поскольку он политический. Определяться будет не Партия регионов, поскольку у нас не хватит для этого голосов, а сессионный зал Рады.

— Партия регионов не боится открыть избирательные списки?

— Нет. Мы самая крупная партия, у нас большой кадровый потенциал и огромные внутренние резервы. Кстати, БЮТ уже заявил о том, что выступает против открытых избирательных списков.

— В связи с кризисом аналитики прогнозируют резкое усиление левого движения. Не вытеснят ли партии левого толка ПР с электорального поля? Существует ли такая опасность?

— Действительно, подобная тенденция есть. Было бы неискренним говорить о том, что мы этого не замечаем и не чувствуем. Однако это тенденция бедной страны и бедных людей. Радикальные организации левого толка набирают популярности только в период масштабного кризиса. Поэтому Партия регионов будет бороться не с левыми политическими проектами, а с кризисом.

— Говорят, что некоторые "регионалы" мечтают о том, чтобы президентом стал Арсений Яценюк, а премьером — Виктор Янукович…

— Врут бессовестно. Янукович — президент.

— А кто станет премьером?

— Виктор Федорович определится.

— На ваш взгляд, каково будет иностранное влияние на избирательный процесс в Украине?

— Сложно сказать, поскольку я не эксперт в этой области. Думаю, что особого влияния не будет по одной простой причине — все страны сегодня слишком заняты своей внутренней политикой, чтобы обращать внимание на внешние факторы.

— Тем не менее Юлия Тимошенко, заигрывая с восточным электоратом, уже заявила о том, что помирилась с Владимиром Путиным по вопросу модернизации украинской газотранспортной системы.

— Мне бы очень хотелось, чтобы взаимоотношения между нашими странами не основывались на том, кто кому строил глазки и кто с кем помирился. Чтобы они были более прагматичными.

— После того как истечет срок, отведенный Тимошенко на доработку антикризисной программы, Партия регионов возобновит акции протеста? Или же просто начнется избирательная кампания?

— Мы посоветуемся с людьми и определимся по данному вопросу в ближайшее время. Знаете, представители оппозиции не так давно вернулись из регионов, и избиратели им говорили одно: делайте хоть что-нибудь. Что-нибудь — это не значит крушить стены и блокировать работу парламента. Хотя и такие радикальные предложения звучали на встречах с избирателями. Но в основном люди просили поддержки. Вот поэтому мы и вносим законопроекты, понимая при этом всю наивность своей позиции. По сути, оппозиция осуществляет функции и задачи власти.

— Насколько велики протестные настроения людей и как на них собирается реагировать Партия регионов?

— Думаю, этот вопрос следует адресовать социологам. Те результаты социологических исследований, с которыми я знакомилась, свидетельствуют о невероятно высоком уровне разочарования людей действиями власти, хотя они не готовы защищать свои права силовым путем. Однако есть сильнейшее желание хоть что-то изменить. Поэтому мы продолжаем работать, ведь ущерб легче предотвратить, чем возместить.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢