Вадим Гуржос: "Мы ликвидируем бездорожье"

Точка зору

"Денег хватает только на ликвидацию сезонных разрушений. Дороге нужен хозяин. Украина – единственная в Европе страна, где 150 тыс. км местных дорог находятся на балансе государства". Что будет с дорогами к Евро-2012, откуда берутся ямы и кто за них отвечает, рассказал председатель Государственной службы автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") Вадим Гуржос во время интернет-конференции в ЛIГАБiзнесIнформ.

Евро-2012: все дороги будут соответствовать требованиям УЕФА

– Есть ли смысл отдавать дороги в Украине в концессию (форма государствено-частного партнерства на взаимовыгодных условиях. – "СЕЙЧАС"), об эффективности которой так много говорят в последнее время?

– Нет необходимости передавать в концессию все автодороги, особенно те, которые готовятся к Евро-2012. "Укравтодор" проводит масштабные работы по реконструкции и капитальному ремонту шести автомобильных дорог за деньги госбюджета. Все они по качеству, комфортности, безопасности движения будут соответствовать требованиям УЕФА во время проведения Евро-2012. Но Вы же помните, что концессия – это непременно в дальнейшем плата за пользование дорогой? В нашей стране возврат средств концессионеру через взимание платы за проезд в ближайшие годы нереален.

– Что будет с Большой кольцевой, под предлогом строительства которой "Укравтодор" собирается сносить садовое товарищество?

– При реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство Большой кольцевой дороги вокруг Киева, возникает действительно большое количество проблемных вопросов, связанных с выкупом или изъятием земель. (Закон "Об отчуждении участков частной собственности для общественных нужд" был принят Верховной Радой в первом чтении. Этот документ позволит принуждать граждан по рыночной цене продавать свое имущество в случае, если это необходимо для потребностей страны и региона). Но направление прохождения этой дороги уже утверждено Кабмином после соответствующего согласования с органами местного самоуправления и областной администрацией.

Откуда ямы и канавы

– Большая окружная дорога, дороги к Евро-2012 – это хорошо. Но как доехать к ним по маленьким, неприметным и неухоженным в пределах городов, на которых автомобили разваливаются на глазах?

– Знаю, таких дорог много. Но "Укравтодор" отвечает только за дороги общего пользования, – государственные (20 тыс. км) и местные (150 тыс. км), а за дороги внутри городов отвечают органы местного самоуправления. В целом, качество коммунальных дорог гораздо хуже, чем дорог общего пользования, которые связывают населенные пункты – из-за более высокой интенсивности движения, разрушений от вышедших из строя коммуникаций, отсутствия стабильных источников денег.

– То есть, у нас не воруют, у нас масса других причин?

– Вся проблема плохого качества дорог лежит не в плоскости "дураков", а в том, о чем я говорил выше. К тому же, не нужно забывать, что Украина находится в зоне резко континентального климата с частой сменой температуры и переходом через 0 градусов зимой, а также с повышением температуры асфальта летом – иногда до более чем 50 градусов. Представьте себе: когда вода попадает зимой в трещины на асфальте или через некачественную обочину, ночью она замерзает и расширяется, разрушая при этом асфальт, а летом при температуре воздуха свыше 30 градусов дорога просто "плывет".

При этом наши перевозчики пролоббировали возможность эксплуатации транспортных средств без ограничений общей массой до 40 тонн, и контейнеровозов – до 46 тонн. Это вам не "газончики" или "ЗИЛы" массой 8 тонн! Когда такая махина несется по дороге, построенной 30-50 лет тому назад из каких попало материалов, от нее практически ничего не остается, кроме ям и колей.

Теперь в отношении передачи местных дорог органам местной власти. Украина является уникальной страной и единственной на европейском пространстве, а может быть, и в мире, где местные дороги протяженностью 150 тыс. км находятся на балансе государства. В Израиле, например, сеть дорог, за которую отвечает государство, составляет около 6 тыс. км, в Англии – 10 тыс. км, в Австрии – 2,2 тыс. км. Практически во всех странах за местные дороги отвечают органы местной власти и местное самоуправление. Ну не можем мы быть эффективными собственниками такой огромной сети, управляя всем этим из Киева.

Хроническое недофинансирование: дают миллиард, а нужно 127 млрд.

– Почему в Украине все время изобретают велосипед? Почему дороги, построенные еще немцами, до сих пор в отличном состоянии? Неужели так сложно перенять опыт, технику, технологии и нормальную организацию работы?

– Что касается техники и проектов, то на сегодняшний день в Украине достаточно компаний, которые владеют и опытом, и организацией проведения работ, которые могут конкурировать с ведущими иностранными компаниями. Проблема в другом. Мы сегодня ликвидируем бездорожье. Ведь в наследство нам достались дороги, построенные давно. И строились они без учета современных требований. И если раньше справлялись с нагрузкой, то транспортные средства общей массой 40-60 т их окончательно "добивают".

– Сколько денег нужно, чтобы исправить ситуацию?

– К сожалению, темпы финансирования дорог значительно отстают от темпов разрушения. Автомобильные дороги, согласно техническому регламенту, каждые 12 лет требуют капитального ремонта, а каждые 3-5 лет – планово-предупредительного. Хроническое недофинансирование автодорожной отрасли привело к тому, что наша сеть автомобильных дорог 3-4 раза уже пропустила регламентные сроки. Соответственно, и в данный момент денег хватает только на ликвидацию сезонных разрушений.

При этом мы ведем довольно большой объем капитальных ремонтов и строительства, но с учетом того, что вся сеть составляет 170 тыс. км дорог, у нас возможности в течение короткого периода выполнить восстановительные работы на всей сети.

Приведу пример: чтобы капитально отремонтировать всю сеть, если минимально взять то, что на 1 км дорог нужен $1 млн., а 75% дорог требуют капитального ремонта, необходимо будет приблизительно $127,5 млрд. А с учетом того, что в год на такие работы выделяют приблизительно 1 млрд., легко посчитать, что нам необходимо минимум 127 лет на восстановление такими темпами всей сети. Выход из положения – привлечение инвестиций через концессии и ресурсы международных финансовых организаций.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢