Подробнее Запомнить город


Миссия уехала — рекапитализация «приехала»?

размер текста:

Итак, «миссия МВФ достигла договоренностей на уровне экспертов с украинской властью о завершении первого пересмотра в рамках программы stand-by» и будет предлагать руководству фонда предоставить Украине второй и третий транши в рамках соглашения. Эта новость стала несомненным позитивным сигналом, который поддерживает появляющиеся в последнее время робкие положительные тенденции относительной курсовой стабилизации и снижения оттока депозитов из банковской системы, а также замедление спада в промышленности и темпов инфляции.

Однако эти ростки могут быстро завянуть, так толком и не взойдя, если не будут поддержаны новыми решительными действиями властей. А у тех пыл антикризисной борьбы начал быстро угасать сразу после отъезда миссии.

Согласно договоренностям с Международным валютным фондом, Киев взял на себя ряд достаточно серьезных обязательств в отношении урегулирования проблем финансового сектора. Причем в тексте меморандума с МВФ, опубликованном отечественными СМИ, содержится утверждение, что украинские власти уже разработали «комплексную систему мер по рекапитализации и реструктуризации банковского сектора». Что конкретного эта система мер содержит, разобраться сложно, поскольку ни о чем подобном общественность пока не проинформировали.

Вообще в отношении программ, законопроектов, постановлений, методологии или всего прочего, связанного с рекапитализацией банков, пока царит полная неразбериха. Непонятно, куда делся, например, тот законопроект «о процедурах решения вопросов проблемных банков», который согласно тексту меморандума с МВФ украинские власти уже подали на рассмотрение украинского парламента. Ни на веб-сайте Верховной Рады, ни на правительственном портале каких-либо свежих документов на рекапитализационную тему нам обнаружить не удалось.

Видимо, ничего подобного пока не существует в природе, если учесть то обстоятельство, что, по данным «ЗН», в четверг Нацбанк и Кабмин все еще безуспешно пытались согласовать какой-то документ, касающийся методологии рекапитализации банков. Причем со стороны НБУ в этих совещаниях пришлось принимать участие зам­преду Владимиру Кротюку, который ранее имел к этой проблематике лишь весьма опосредованное отношение. Интересно, что на рабочем посту вдруг не оказалось ни одного из ключевых чиновников Нацбанка, участвующих в рекапитализационном процессе. Директор дирекции банковского регулирования и надзора НБУ Василий Пасечник вдруг неожиданно ушел в отпуск. А глава Нацбанка Владимир Стельмах и его первый заместитель Анатолий Шаповалов дружно отбыли в Вашингтон вместе с правительственной делегацией для участия в заседании Совета директоров МВФ, который вроде бы должен будет принять положительный вердикт в отношении предоставления Киеву очередных кредитных траншей.

В самом же Киеве сразу после отъезда миссии у обеих заинтересованных сторон — и Кабмина, и Нацбанка — резко снизился уровень сговорчивости и уступчивости в вопросах распределения рекапитализационных функций и полномочий. И, судя по обрывочным, но не слишком оптимистичным отзывам участников, процесс разработки нормативно-правовой базы, необходимой для реального начала вхождения государства в капитал финансовых учреждений, снова начал стопориться. Причем стопориться на тех самых деталях, в которых, как известно, кроется дьявол.

Злые языки также утверждают, что окончательное решение вопроса откладывается до тех пор, пока оставшиеся спорными моменты с нынешними собственниками претендующих на рекапитализацию банков не урегулирует один вездесущий посредник. Это — известная личность, удостоившаяся совсем недавно даже звания «Финансист года». Сейчас этот господин — якобы заручившись негласной поддержкой руководства НБУ, — уже назначил своих ставленников среди временных администраторов и кураторов нескольких наиболее жизнеспособных учреждений, собираясь прибрать к рукам их финансовые потоки. Как и потоки их клиентов.

А ведь, как гласит все тот же меморандум, рекапитализация банков является ключевой для «защиты экономики от потенциального значительного сокращения объемов кредитования». Вопрос этот действительно жизненно важный, если вспомнить, что и независимые эксперты, и представители НБУ уже неоднократно акцентировали внимание на тех угрозах для экономики, которые сопряжены с фактической остановкой банковского кредитования, без которого предприятия оказались лишены не только инвестиционной, но и обыкновенной финансовой подпитки для поддержания своей ежедневной операционной деятельности. А значит, вынуждены фиксировать все большие убытки и все чаще отказываться от обслуживания своих долговых обязательств.

На самом деле резкое увеличение проблемной задолженности банков началось еще с ноября прошлого года. Просто оно какое-то время далеко не в полной мере отражалось в банковской отчетности: должны пройти те 90 дней, по истечении которых переставший обслуживаться кредит переходит в категорию проблемных согласно украинской методологии.

Но по итогам первых трех месяцев года нынешнего банкам уже пришлось зафиксировать более чем полуторакратное увеличение проблемных кредитов (на 55,2%, до 28 млрд. грн.). По этой причине финучреждения были вынуждены увеличить объемы отчислений на покрытие рисков по активным операциям более чем на 17 млрд. грн. (до 65 млрд. грн.). В итоге финрезультат отечественной банковской системы оказался отрицательным — 7 млрд. грн. Для сравнения, в целом за прошлый год результат деятельности банков составил «плюс» 7,3 млрд. грн.

По оценкам самих же банкиров, наибольшие потери пока зафиксировали банки, наиболее активно работающие с физлицами. При этом они рассчитывают на появление прибыли от кредитования предприятий уже во втором квартале.

Вопрос, откуда эта прибыль возьмется при столь плачевном состоянии экономики, остается открытым.

Госкомстат, напомним, уже не публикует оперативных данных по ВВП. Даже квартальных. Квартальная статистика по национальным счетам, согласно вывешенному на веб-сайте Госкомстата предварительному графику, станет достоянием простых граждан аж 29 июля — «в соответствии с лучшими образцами мировой практики»!

Тем временем и в экономике, и в банковской системе снова начинают накапливаться скрытые пока проблемы, готовые взорваться в скором будущем, если робкие положительные процессы не будут поддержаны реальными антикризисными действиями.

Так, по данным «ЗН», одной из причин снижения оттока средств из банковской системы является увеличение так называемых отсроченных требований по выплате, по которым уже выставлены платежные поручения, но которые не выполняются банками. В числе недобросовестных плательщиков числится уже 21 финансовое учреждение, задерживающее платежи на общую сумму 7,1 млрд. грн. На долю обязательств перед физлицами в этой сумме приходится 3,6 млрд. грн. Очевидно, что указанная сумма, скорее всего, не учитывает те банковские обязательства, на выполнение которых наложен мораторий в связи с введением временных администраций.

Подобные тромбы будут только накапливаться, если наши высшие должностные лица будут оставаться такими жадными к деньгам и полномочиям, что не поставят общественные интересы впереди личных.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
На початку квітня Україна нарешті спромоглася презентувати проєкт другого Національного визначеного внеску (НВВ2), тобто свої зобов'язання щодо зменшення викидів СО2 до 2030 року, відповідно до Паризької угоди.
16.04.21
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
Обплутали шахрайським павутинням ледь не всі ТЦ Києва: у столиці викрили мережу так званих «кол-центрів» з російським корінням. Аферисти, якими керував Володимир Бова, привласнювали кошти наївних громадян, прикинувшись інвестиційними консультантами. Хто стоїть за масштабним «кидаловом», і як працює ця схема?
Що відбувається на ринку нафтопродуктів після домовленості уряду та трейдерів щодо зниження цін на пальне та боротьби з нелегалами?
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!