Подробнее Запомнить город


Операция "Рекапитализация"

27.04.09 , Профиль
размер текста:

Если вы без запинки выговорили это слово, значит вы – либо банкир, либо вкладчик, томящийся в ожидании давно закончившегося депозита. И, разумеется, нетерпеливо ждете денежного дождя, который Кабмин и Нацбанк намерены пролить на семь самых страждущих банков. Вот только очень не хочется, чтобы многомиллиардная помощь ушла в песок.

В очередь за государственными деньгами выстраивается «великолепная семерка» крупных украинских финучреждений, которые были отобраны Кабмином. Это банки – «Надра», «Киев», «Финансы и кредит», Родовидбанк, Укрпромбанк, Укргазбанк и одесский Имэксбанк. Приблизительно через месяц они могут получить порядка 20 млрд. грн под программы финансового оздоровления. Взамен их владельцам придется уступить государству контроль над своими детищами, отдав от 75% до 99% в уставных фондах. После того как «болезненные» будут «оздоровлены» правительство намерено продать их частным собственникам на открытых аукционах.

Вроде бы ничего сложного, но, как всегда, вопросов возникает больше, чем можно найти ответов. Самые волнующие – рассчитаются ли банки по просроченным депозитам, будут ли эти средства направлены на кредитование реальной экономики или уплывут в неизвестном направлении? Где государство найдет свободных 20 млрд. грн и как будет контролировать их использование? И почему именно эти банки нужно спасать бюджетными деньгами?

Профинансировавшиеся

Вследствие финансового кризиса во всей банковской системе страны сегодня ситуация непростая. На волне паники и тотального недоверия из банков изъято более 70 млрд. грн. Положение усугубляют невозвраты клиентов по кредитам и сильно подорожавшие валютные займы, обслуживать которые из-за резкого роста курса доллара многим банкам в настоящий момент крайне сложно. Выход: либо продать проблемные банки, либо наполнить их деньгами. Поскольку во время кризиса найти покупателя на финучреждение с огромными «хвостами» практически нереально, государство сделало ставку на собственную «спонсорскую» помощь. Дополнительным аргументом стал диалог с МВФ – фонд также настаивал на скорейшем старте рекапитализации украинских банков.

«Клиентов» правительство присматривало уже давно. Кабмин планировал начать рекапитализацию еще в 20-х числах марта. Затем в начале апреля заявил, что вскоре начнет «оздоравливать» два банка, выкупив их контрольные пакеты. Через некоторое время появился и расширенный список «болезненных» претендентов на госпроцедуры. Параллельно ужесточались и условия, на которых государство готово было помогать деньгами: от контрольного пакета аппетиты выросли до 75% плюс одна акция. И вот накануне Пасхи премьер, наконец, огласила «великолепную семерку».

«Критериями рекапитализации является то, что это должен быть системный банк с соответствующими объемами филиалов и вкладчиков», – подчеркнула Юлия Тимошенко. По ее словам, под этот критерий подходят 26 банков. Следующим критерием премьер назвала желание владельцев банка рекапитализировать свои финучреждения. А его, ознакомившись с условиями Кабмина, высказали лишь представители семи из 26 банков. Остальные 19 пока решили «оздоровиться» собственными силами. Многие банкиры по этому поводу заметили, что капитал, конечно, нужен всегда, но дела не настолько плохи, чтобы вводить временную администрацию и отдавать государству контрольный пакет.

Учитывая, что в четырех банках из «великолепной семерки» уже работают временные администрации, положение там тяжелое. Лишь «Надра» начинает выплачивать частями депозиты некоторым категориям клиентов, в остальных – деньги вкладчиков заморожены, а обслуживание достаточно ограничено. Без дополнительных средств извне эти банки долго не протянут.

В Укргазбанке, Имэксбанке и банке «Финансы и кредит» потребности во временных администрациях не было, лишь в Укргазбанке работал куратор от НБУ – для контроля средств, которые банк ранее получил в виде рефинансирования. Теперь кураторы появятся и в «Имэксе» с «Финансами и кредитом» – и. о. министра финансов Игорь Уманский полагает, что этого будет достаточно для обеспечения контроля за будущим госфинансированием.

Этапы большого пути

Кроме озвученных Юлией Тимошенко критериев, Кабмин и Нацбанк расписали довольно жесткие условия, на которых государство собирается входить в проблемные банки. Кроме обязательного появления в учреждении представителя НБУ (чтобы деньги и активы «случайно» не расползлись), его собственникам придется расстаться с минимум 75-процентным пакетом акций: «Главное, чтобы контроль оставался за государством, и не было ситуации, как с «Укрнафтой», когда миноритарий может блокировать собрание акционеров сколько угодно», – отметил член правления Нацбанка Виктор Кравец. Да и рекапитализация банка лишь на 51% может ему не помочь – уставные фонды банков относительно небольшие, а вливать необходимо значительные суммы.

На этом этапе произошла заминка с «Финансами и кредитом»: как пояснили «Профилю» в пресс-службе банка, 24 марта акционеры приняли решение о рекапитализации с передачей государству 50% плюс 1 акция. И сейчас его руководство продолжает переговоры с Кабмином и НБУ об условиях вхождения государства в банк: отдавать ли государству 75%, может решить лишь новое собрание акционеров, которое еще нужно провести.

Другое дело, что собственники банков, которые обслуживали там свой бизнес, попытаются сохранить хотя бы лояльное к себе правление или разве что наблюдательный совет. Насколько это позволит Кабмин – еще вопрос, вероятно, борьба за влияние в национализируемых банках еще впереди.

Известно также, что «великолепной семерке» на пути к «денежному дождю» придется преодолеть еще несколько этапов: аудит (обещают по упрощенной схеме), составление программы финансового оздоровления (еще две-три недели), определение стоимости пакета акций у нынешних акционеров банка. Затем уточнят потребность в дополнительном капитале и сформируют график, по которому правительство будет вносить средства в капитал. Учитывая майские праздники, рекапитализация произойдет где-то ближе к июню.

Сколько перепадет каждому конкретному банку, пока неясно, никаких цифр чиновники еще не называют. Известно лишь, что правительство планировало истратить на эти цели в общей сложности 44 млрд. грн, Минфин оценил первоочередную потребность в 20 млрд. грн. По информации из банковских кругов, Укрпромбанк и «Надра» рассчитывают получить по 5 млрд. грн каждый (эксперты оценивают их потребности в 8–12 млрд.), «Родовид» и «Киев» – по 2 млрд. грн, за такую же сумму готов был расстаться с контрольным пакетом Константин Жеваго, собственник банка «Финансы и кредит». В то же время, по словам и.о. министра финансов Игоря Уманского, сумму рефинансирования определят с привлечением международных экспертов после изучения каждого банка, его финансового плана, плана оздоровления. А сама рекапитализация будет состоять из двух частей – участия государства в уставном капитале и дополнительного финансирования для поддержания ликвидности.

Как полагает зампредседателя одного из крупнейших украинских банков, наиболее вероятным вариантом является допэмиссия акций (с закрытым размещением) на сумму рекапитализации. «Никакой привязки к номиналу акций при этом не будет – государство просто определит, сколько оно готово дать за контроль над конкретным финучреждением», – считает банкир.

Сомнительная эффективность

«Рекапитализация банков окажет положительное влияние на финансовый рынок при условии прозрачности этой процедуры и жесткого контроля за использованием средств. Государственные вливания успокоят клиентов банков, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», – заявил «Профилю» начальник отдела стратегии ОТР Банк Евгений Зиновьев. По его мнению, процедуру рекапитализации необходимо было провести раньше – это позволило бы избежать проблем во многих банках. И сейчас, если процесс затянется, то количество проблемных банков значительно возрастет.

Многие эксперты опасаются, что Нацбанк и Кабмин еще и сами не представляют, что же делать дальше с рекапитализируемыми банками. Г-н Уманский говорил лишь о годичной программе оздоровления, без какой-либо конкретики. В итоге не понятно, как именно будут «лечить» банки, и что делать, если «лекарство» не подействует.

Впрочем, даже эффект, который может произвести рекапитализация на экономику в целом, выглядит довольно сомнительным. «Несмотря на то, что в собственность государства фактически перейдут как минимум семь банков из числа крупнейших, это вряд ли позволит государству направить денежные потоки на кредитование приоритетных отраслей экономики. Поскольку средства, направленные в капитал банков, будут использованы для возврата клиентских депозитов. Поэтому в результате рекапитализации государство получит больше обязательств, чем возможностей», – полагает финансовый аналитик Astrum Investment Management Ярослав Стецик.

Однако не факт, что полученные средства банки сразу направят на возврат «зависших» депозитов: эксперты предостерегают, что в этом случае отток средств приобретет гигантские размеры, и тогда рекапитализация потеряет всякий смысл. Посему депозиты, вероятно, останутся замороженными. Но шаги Кабмина вселят дополнительную надежду, что их все же смогут вернуть.

Также аналитики не исключают, что число нуждающихся в рекапитализации финучреждений может возрасти: Ярослав Стецик полагает, что их ряды могут пополнить небольшие банки, акционеры которых не в состоянии увеличить их капитал. Тем не менее, Евгений Зиновьев из OTP уверен, что правительство будет поддерживать исключительно системные банки.

Ну а самое интересное, что пока никто не знает, где же правительство будет брать деньги для столь масштабной операции. Вариантов не так много: самым вероятным выглядит выпуск правительством гособлигаций, за счет которых и будут приобретаться акции банковских допэмиссий. Затем эти облигации может выкупить Нацбанк, скорее всего, за счет эмиссии. Другие источники – деньги МВФ, а также сусеки Стабфонда или резервного фонда Кабмина, где такой суммы никогда не было. Так что самый реальный путь – эмиссия, последствия которой сегодня абсолютно непредсказуемы.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
Обплутали шахрайським павутинням ледь не всі ТЦ Києва: у столиці викрили мережу так званих «кол-центрів» з російським корінням. Аферисти, якими керував Володимир Бова, привласнювали кошти наївних громадян, прикинувшись інвестиційними консультантами. Хто стоїть за масштабним «кидаловом», і як працює ця схема?
Що відбувається на ринку нафтопродуктів після домовленості уряду та трейдерів щодо зниження цін на пальне та боротьби з нелегалами?
13.04.21
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!