Подробнее Запомнить город


У любого чиновника есть 100 законных способов игнорировать "правильное" решение сверху

размер текста:

Пока украинская политическая модель существует в рамках экономики советского типа, крупный бизнесмен будет стремиться во власть за статусом и влиянием. СССР подпольно существует до сих пор — в виде нашей «исполнительной власти».

По самым смелым прикидкам, украинский бизнес инвестировал в последнюю избирательную кампанию $10 млрд. Многие бизнесмены вновь попытались избираться и быть избранными. Немногие избранные путаются в показаниях, отвечая на вопрос — что же они хотят взамен?

Для того чтобы помочь им ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, что Украинское государство (исполнительная власть) лишь в некоторой части является государством в классическом смысле — оно не было создано, а появилось как осколок СССР и сохранило свои принципы организации. В СССР существовала удивительная ситуация, когда «нигде ничего не было, но у всех все было», что до боли напоминает родных чиновников, у которых зарплаты маленькие, но все есть.

В Стране Советов происходило это потому, что реальная экономика основывалась на статусе, а не на капитале. Отметим, что в той системе общественных отношений, статус часто не совпадал с формальной иерархией. Большим статусом обладали люди, «умеющие крутиться», которые фактически были предпринимателями по-советски — они боролись между собой за рынки связей и знакомств.

Что такая экономика убыточна — очевидно, так как она предельно персонифицирована. На обычном рынке товары и услуги предлагаются всем желающим, в советском — своим. Такая практика разрушила СССР, так как трансакции, требующие личного знакомства, крайне затратны. Система фактически натурального обмена может существовать в деревне, но не в государстве в 250 миллионов душ.

Однако советское государство никуда не исчезло, оно просто свернулось, ушло из некоторых сфер общества, но внутри практически не изменилось. СССР подпольно существует до сих пор — в виде нашей «исполнительной власти». Ну а само это «государство» занимается паразитированием на денежной экономике. Кроме всего прочего, это означает, что внутри системы действует «невидимая рука», распределяющая ресурсы и формируемая отношениями статуса.

Теперь, если мы посмотрим с этой точки зрения на украинскую политику, увидим картину, несколько отличающуюся от привычной. Во-первых, мы почти не увидим (и это подтверждается практикой) ситуации, когда бы чиновники стояли, как на базаре, и торговали своими нормами и правилами. Торговля идет преимущественно статусом — предметом нематериальным.

Статус, разумеется, конвертируется в материальные блага, но у него есть одна особенность — чем он больше, тем дороже конвертируется. Поэтому борьба идет не столько за сиюминутные взятки, сколько за больший статус. Во-вторых, «невидимая рука» в полной мере подтверждает свою эффективность в этой системе.

Чиновники конкурируют и даже воюют друг с другом и ничего не делают специально для сохранения кормящей их системы. Не нужно говорить, что наши чиновники (да и большинство населения) руководствуются довольно специфическими нормами морали. Это заставляет их принимать решения, идущие на пользу системе, даже не задумываясь об этом. Этот способ координации является наиболее эффективным. Если бы даже все эти люди вдруг сговорились сознательно вредить стране, они бы сделали это куда хуже, чем делают это сейчас, руководствуясь благими намерениями.

Итак, можно попробовать дать краткое описание украинской политэкономической модели. Фактически у нас существует два рынка: один, формируемый денежной экономикой, другой — статусной экономикой советского типа. Хотя они существуют одновременно и их субъекты пересекаются, можно сказать, что второй рынок существует за счет первого.

Национальное богатство, создаваемое первым рынком, благополучно проедается вторым. Трудно сказать, возможен ли между ними баланс, но развитие страны точно невозможно. Такое государство непригодно для управления, все управление оно стремится организовать лишь для собственного жизнеобеспечения.

Это государство крайне эффективно создает хаос и неопределенность, порождающие коррупцию. Самое печальное, что оно не может быть реформируемо изнутри, так как нормы, правила и способы их применения, по сути, представляют собой конкурентную среду. Иначе говоря, у чиновников всегда есть 100 совершенно законных способов игнорировать «правильные» реформаторские решения.

Существует огромное количество примеров того, как система сама ищет и находит эффективные способы не исполнять либо искажать до прямо противоположных решения, идущие ей во вред. И наконец, последнее. Нет более заинтересованного в коррупции человека, чем обычный украинский гражданин. Коррупция экономит его силы, нервы и время и позволяет добиваться хоть каких-то результатов.

Если всерьез говорить о том, что нужно сделать для выхода из ситуации, то следовало бы сказать хотя бы о двух направлениях. Прежде всего необходимо «реинсталлировать» государство. Если не получается победить его изнутри, нужно сделать это снаружи. Необходимо создать новое государство с заранее известными полномочиями и полностью ограничить возможность чиновников менять эти полномочия. Функции государства должны быть такими, чтобы коррупционные методы решения проблем были дороже и менее эффективны, чем обычные.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
Обплутали шахрайським павутинням ледь не всі ТЦ Києва: у столиці викрили мережу так званих «кол-центрів» з російським корінням. Аферисти, якими керував Володимир Бова, привласнювали кошти наївних громадян, прикинувшись інвестиційними консультантами. Хто стоїть за масштабним «кидаловом», і як працює ця схема?
Що відбувається на ринку нафтопродуктів після домовленості уряду та трейдерів щодо зниження цін на пальне та боротьби з нелегалами?
13.04.21
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!