В одной лодке во время шторма

Точка зору

Европейские страны с формирующимися рыночными экономическими системами переживают глубокий кризис. На них обрушился двойной шторм — из-за истощения притока капитала и уменьшения экспорта. Иллюзия снижения взаимозависимости национальных экономик рассеялась, и сейчас становится очевидным, что экономическое оздоровление будет зависеть не только от правильного выбора курса политики внутри страны, но и от ситуации и решений в других странах Европы.

В течение последнего десятилетия европейская часть континента быстро развивалась, финансовые и торговые связи укреплялись, способствуя желаемому экономическому росту и конвергенции доходов. В результате сейчас вся Европа оказалась в одной лодке во время бури, а странам с молодыми рыночными системами и экономически развитым странам придется общими усилиями координировать свои пути выхода из сложнейшего положения. Правительства и центральные банки уже приняли беспрецедентные меры по преодолению кризиса; также прилагаются усилия по координации политики. Однако всем придется еще многое сделать на всех направлениях.

Кризис затронул одни страны больше, другие — меньше, обозначив серьезные различия в политике разных стран. Как видим из последнего Регионального экономического обзора МВФ, «гало-эффект» (эффект ореола, или эффект нимба, когда общее благоприятное или наоборот суждение о человеке или объекте переносится на его неизвестные черты. — Ред.) от членства в ЕС исчез практически за одну ночь, и финансовые рынки начали придирчиво присматриваться к базовым экономическим факторам разных стран. Кризис в наибольшей степени поразил страны с высоким уровнем инфляции и с дефицитом текущего счета, а также те из них, которые финансировали кредитный бум за счет зарубежных займов. И это еще раз убедительно показало преимущества продуманной макроэкономической и финансовой политики.

Когда дело доходит до фискальных стимулов, правительствам следует двигаться осторожно. Многим из них придется сдерживать дефициты, чтобы восстановить доверие к стабильности их политики в целом. Это также помогло бы предотвратить чрезмерные колебания валютного курса, что очень важно для региона, где осуществлялось много заимствований в евро, швейцарских франках и других валютах. В этом контексте ключевым вопросом является укрепление доверия к политике, например, путем усиления институтов, принимающих решение в поддержку фискальной стабильности.

Другим важным пунктом в перечне мер является проведение структурных реформ. Например, гибкость рынков труда и благоприятная бизнес-среда будут способствовать необходимому перемещению ресурсов в сферу торговли товарами и услугами и поддерживать рост производительности в процессе адаптации к обмелевшим потокам капитала. Эти меры политики чрезвычайно важны для стран, склонных к фиксированным валютным курсам и испытывающих сейчас нехватку вариантов организованного выхода из кризиса; у них не остается иного выбора, кроме как сдержанность в фискальной политике и ускорение структурных изменений.

Также кризис четко показал, что темпы экономической интеграции превышали темпы координации политики макроэкономического и финансового секторов в Европе. Сферой, где такая координация крайне необходима, является макропруденционное регулирование банков. Очевидно, банки европейских стран с молодыми рыночными экономиками взяли на себя большие риски, когда начали стимулировать чрезмерный бум кредитов и спроса, не создав соответствующих буферов для защиты от экономического спада. При том, что многие из этих банков имеют материнские структуры в развитых европейских странах, материнские структуры-контролеры сами по себе часто не обладают инструментами для обеспечения более рассудительного поведения своих «дочек». Теперь, когда дочерние банки требуют рекапитализации, улучшение координации между ними и материнскими структурами в контексте надзора становится чрезвычайно важным фактором.

Надежные банковские балансы являются предпосылкой здорового, постоянного потока кредитов к потребителям и фирмам, что становится необходимым рычагом усиления спроса и экономического роста в большинстве стран с молодыми рыночными экономиками. Вот почему Международный валютный фонд поддерживает усилия по решению этих проблем, сотрудничая с Европейской комиссией.

Другой сферой, требующей координации усилий, является вопрос монетарной и курсовой политики. Например, ранее Европейский центральный банк очень выборочно предоставлял валютную поддержку странам, не входящим в зону евро; дискуссии с целью выяснения «дорожной карты» евро для стран с вызывающей доверие политикой и здоровыми экономическими основами начались только недавно. Учитывая прочные взаимосвязи и взаимосвязанные реакции между молодыми рыночными экономиками и зоной евро, заполнение координационных пробелов во всех этих сферах поможет предотвратить нежелательную волатильность на валютных и финансовых рынках.

С момента падения «железного занавеса» конвергенция Европы стала наиболее знаковым явлением в мире, однако вместе с этим успехом пришла также боль одной на всех рецессии. Вот почему кризис является не только мощным сигналом для стран с молодыми рыночными экономическими системами о необходимости возврата к разумной экономической политике. Он является неотложным требованием по внедрению скоординированного подхода к ключевым основам политики во всей Европе, в том числе с созданием необходимой системы финансовой стабильности, которая бы одинаково защищала как экономически развитые страны, так и страны с молодыми рыночными экономиками, и к совместным усилиям по предотвращению разрушительных колебаний валютного курса.

Если кризис и преподаст Европе урок на будущее, то он заключается в том, что прочно интегрированный регион требует от разработчиков политики определения региональной перспективы. Другими словами, чтобы разработать план спасения от нынешнего шторма, нам нужно больше Европы, а не меньше.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢