Президентская «лапша» по-европейски

Точка зору

С некоторых пор стремление президента Украины пристроить страну в Евросоюз стало напоминать навязчивую идею. Вопреки очевидным свидетельствам того, что Европа уже не рассматривает в перспективе нашу страну, как члена ЕС, Виктор Андреевич упорно продолжает внушать нам и самому себе евроинтеграционный позитив. Многообещающих посулов Гаранта Конституции не поубавилось даже после того, как европейцы отчетливо дали понять, что Украина не вступит в ЕС не только в ближайшем будущем, но и в отдаленном. Учитывая такой настрой Ющенко было неудивительным, что даже старт проекта «Восточное партнерство» был трактован им, как сигнал желаемого сближения с Европой.

Справедливости ради cледует признать, что отчасти «Восточное партнерство» предполагает определенное продвижение Украины в деле евроинтеграции. Однако, при этом важно заметить, что этот шведско-польский проект, все же, создан скорее для переориентации отношений между Европой и Украиной в некое «эксклюзивное русло», исключающее непосредственную интеграцию нашей страны в ЕС. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно ознакомиться с основными целями «Восточного партнерства». Проект был презентован министром иностранных дел Польши при участии Швеции на Совете по внешним отношениям Евросоюза 26 мая 2008 года. Главной целью проекта на самом деле является сближение ЕС с шестью странами бывшего СССР – Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Но, партнерство это предполагается отнюдь не в рамках расширения Евросоюза – речь идет о двухсторонней работе относительно визовых соглашений, вопросов, связанных со свободной торговлей и касающихся стратегического партнерства с указанными странами.

В виду перспективы установления таких «особых» отношений с ЕС Украина, насквозь пропитанная президентским евроинтеграционным «эликсиром», начала демонстрировать Европе свою капризность. Еще в прошлом году, новости о грядущем старте «Восточного партнерства» навели «шороху», заставив украинцев попереживать о своем европейском будущем. Накануне же саммита «Восточного партнерства» в Праге, Украина «занервничала» пуще прежнего. Так, в марте 2009 года, когда Европейский совет принял одобрительное решение по проекту, Министерство иностранных дел Украины выразило обеспокоенность ограничением потенциала взаимодействия в визово-миграционной сфере в рамках новой инициативы ЕС. Тогда в МИД подчеркнули, что Украина готова принимать участие во внедрении «Восточного партнерства» на столько, насколько это будет соответствовать стратегическому курсу Украины на европейскую интеграцию, и будет оказывать содействие решению практических вопросов приближения Украины к ЕС.

Впоследствии позицию украинского МИДа поддержал и Секретариат президента. В СП отметили, что Киев готов поддерживать польско-шведскую инициативу при условии перспективы евроинтеграции Украины. При этом, представители Секретариата поставили акцент на том, что Украина предостерегает Еврокомиссию от превращения этой инициативы в «идеологическую», предполагающую подмену перспективы обретения Украиной членства в ЕС. «Мы рассматриваем «Восточное партнерство» как вспомогательный инструмент, который будет способствовать успешному внедрению реформ по европейским нормам и стандартам, создавая благоприятные условия для ускоренной интеграции Украины в ЕС», – говорил заместитель главы Секретариата президента Андрей Гончарук. Те же слова позднее повторил и сам президент.

Ющенко быстренько «взял ситуацию в свои руки», как бы иронично это не звучало. Виктор Андреевич начал использовать шведско-польский проект в качестве дополнительного повода для самопиара на евроинтеграционной теме, и впоследствии начал распространятся о том, что Украина имеет все шансы стать «европейкой» даже в контексте «Восточного партнерства». Виктор Ющенко неоднократно заявлял, что очень доволен новым форматом. Глава украинского государства повернул вопрос так, что в итоге Украина должна была возрадоваться шведско-польской инициативе, не воспринимая ее свидетельством ухудшения евроинтеграционных перспектив для страны. Примечательно, что при этом про себя Виктору Андреевичу не оставалось ничего другого как мириться с мыслью о том, что его наполеоновские планы по «завоеванию» Европы рухнули как карточный домик.

Во время официального запуска «Восточного партнерства» 7 мая Виктор Ющенко по «привычке» всячески подчеркивал, что в Украине довольны итоговым заявлением саммита проекта. Президент даже заявил, что это, наверное, первый документ, к которому у украинской стороны нет серьезных претензий. С гордостью глава нашего государства сообщил о том, что Еврокомиссия внесла в документ ряд правок, на которых настаивала Украина. Речь идет об усилении пункта о том, что «Восточное партнерство» не заменяет собой существующие двусторонние взаимоотношения Украины и ЕС, и введении термина «восточноевропейское партнерство». Таким образом, Ющенко попытался хоть как-то реабилитироваться в, его же трудами доведенном до абсурда, деле с горе-евроинтеграцией Украины. Тем более, что в контексте грядущих президентских выборов ему просто жизненно необходимо поработать над рейтингом, и хоть что-то сделать полезного для страны. Однако, как бы не пытался Виктор Андреевич выдать желаемое за действительное, желанной правки относительно европейской перспективы стран-партнеров проекта, на которой настаивал Киев, так и не сделали. А это значит, что «Восточное партнерство» будет держать Украину от ЕС на длинном «поводке».

Любопытно, что Ющенко не постеснялся открыто продемонстрировать всей Европе, что использует ситуацию с шведско-польским проектом в предвыборных целях. Об это свидетельствует скандальчик, имевший место накануне проведения саммита «Восточного партнерства» в Праге. Пересылая в Украину приглашение на открытие проекта, в Евросоюзе подчеркивали, что хотели бы видеть на саммите двух руководителей Украины – и президента Виктора Ющенко, и премьер-министра Юлию Тимошенко. Такие пожелания вызвали у Секретариата президента крайне неадекватную реакцию. СП обвинил председателя Евросоюза в попытке вмешательства во внутренние дела Украины и нарушении конституционных полномочий лидеров страны. Такая болезненная реакция свидетельствовала о том, что наш «гарант» делает большую ставку на «Восточное парнерство», и не хочет делить с Тимошенко этот рейтинговый «задел».

В итоге, дошло даже до того, что в какой-то момент Украина уведомила европейских партнеров о том, что Виктор Ющенко откажется от поездки на саммит, если туда отправится Юлия Тимошенко. Обосновывали представители Секретариата такой ультиматум имеющимися в стране внутриполитическими противоречиями. Хорошенькое дельце, неправда ли? Окружению Ющенко даже в голову не пришло, что такие «противоречия» в цивилизованных странах не становятся поводом для открытого хамства на международном уровне. Европейцам хватает ума не выносить сор из избы, и не спекулировать на внутренних неурядицах при решении важных вопросов во внешней политике. Наши же «гетьманские старшины» лишний раз щегольнули моральным жлобством, позоря страну на всю Европу. Впоследствии, правда, в Брюсселе доходчиво объяснили Виктору Андреевичу – что к чему, – и за два дня до саммита он изменил свою позицию, подписав указ, которым включил в состав делегации премьер-министра.

Следует заметить, что не в пользу президентского евроинтеграционного оптимизма относительно «Восточного партнерства» свидетельствует так же то, что пражский саммит не разрешил главной проблемы для нашей страны – остался открытым вопрос либерализации визового режима. Украине пошли на уступки, добавив в декларацию саммита лишь фразу о том, что ЕС может отменить визовый режим для стран-партнеров «в долгосрочной перспективе». Само собой, это очередная отписка ЕС, не несущая практической выгоды для Украины, которая с прошлого года ведет двусторонние переговоры с Еврокомиссией по данному вопросу. В Праге Виктор Ющенко уведомил комиссара Бениту Ферреро-Вальднер о серьезной обеспокоенности Украины тем, что страны–члены ЕС нарушают действующие договоренности о либерализации визового режима, в частности нередко выдают однократные визы, вместо запрашиваемых многократных. Естественно, его слова приняли к сведению, но дальше разговоров дело не пошло.

На самом же деле, есть повод говорить о том, что вопрос либерализации Евросоюзом визового режима с Украиной не настолько проблематичен, как это преподносят украинские власти. Сегодня имеется достаточно доказательств того, что украинцы не так уж и ущемлены в вопросе получения виз в страны Европы. В соответствии с подписанным в июне прошлого года двухсторонним соглашением об упрощении визового режима и реадмиссии между Украиной и ЕС, предусматриваются следующие меры: облегчение на взаимной основе выдачи евровиз для лиц, которые намерены находиться в стране ЕС сроком до 90 суток, на 180 суток; фиксированная цена визового сбора в 35 евро, предоставление бесплатных виз определенным категориям граждан, выдача многократных и долгосрочных виз (до 5 лет). Согласно договору, в случае отказа в оформлении визы консул должен объяснить гражданину причины отказа. Соискателям же виз лишь нужно соответствовать всем предъявляемым консульствами требованиям, и заветная путевка «за бугор» будет у них в кармане. Тут-то и следует заметить, что проблема с выдачей визы возникает в тех случаях, когда решивший попытать счастья в Европе украинец не может убедить консулов в том, что едет «в гости» не с целью «затеряться в европейской толпе». А там, как известно, и своих нахлебников хватает.

В данном контексте оказалось любопытным то, что по данным представительства Еврокомиссии в Киеве до сих пор посольствами стран ЕС в нашей столице удовлетворялось более 90% визовых заявок. Именно потому чиновники из ЕС просто недоумевают по поводу острой реакции украинских властей на случаи невыполнения положений соглашения. Это-то и дает основания полагать, что визовая проблема нагнетается искусственно. Кстати, сегодня можно убедиться в том, что начатая президентской командой борьба Украины за безвизовый режим со странами ЕС далеко не так уж и жизненно необходима всем без исключения украинцам. Дело в том, что по оценкам специалистов, годовой оборот услуг на украинском визовом рынке сегодня составляет от 500 млн. до 1 млрд. долларов. Деньги немалые, и те, кто их получает, вряд ли будут рады безвизовой «вольнице». Да и те же политики не могут пожаловаться на связанную с визовым барьером ЕС несправедливость – многие из них давно ездят за границу по дипломатическим и служебным загранпаспортам. Что касается подавляющего большинства рядовых граждан Украины – вряд ли в круговороте насущных проблем они спят и видят, как бы съездить за кордон. Среди них, конечно же, есть «искатели западного счастья», но, ведь именно от таких ЕС и страхуется, не только пресекая попытки Украины отменить визовый режим, но и держа на контроле выдачу виз.

Исходя из вышесказанного можно лишний раз убедиться, что Виктор Андреевич предпочитает делать свой имидж преимущественно на основе фактов угнетения украинской нации. В конкретной ситуации с визовым режимом повод для жалоб на очередное «пригноблення» вообще создается искусственно. Достаточно заметить, что всего-то за все время визовых «разборок» между Украиной и ЕС имели место только два нашумевших случая. В марте 2007 г. посольство Бельгии отказало в выдаче виз украинцам, которые по приглашению одного из депутатов Европарламента должны были знакомиться в Брюсселе с работой европейских институций. В группу входили представители МИД, Верховной Рады и журналисты. Да еще в июле того же года участники ансамбля «Дети Украины» несколько часов танцевали перед посольством Франции, после того как им отказали в визах для поездки в Нормандию на международный фестиваль. Примечательно, что тогдашний глава МИД Украины Арсений Яценюк заявил о недопустимости таких инцидентов в будущем (его «засвета» уже достаточно для того, чтобы понять, кто взял ситуацию «в развитие»). Всего этого оказалось достаточно для того, чтобы президент и иже с ними начали имитировать бурную деятельность в деле защиты чести государства, создавая себе имидж «спасителей» Украины. Такая уж у Виктора Андреевича работа – Родину «защищать».

Новини

6 Лютого 2024

Європейські виробники вимагають запровадити ембарго на російський алюміній

Україна у березні почне отримувати виплати з нового пакету допомоги ЄС

Через дію CBAM Китай скоротив імпорт алюмінію до ЄС

Зеленський анонсував розробку справедливого механізму бронювання працівників

У січні Україна збільшила транзит російського газу на 32% до 1,3 млрд куб. м

G7 має намір посилити санкції проти імпорту російської нафти

У січні Україна скоротила імпорт електроенергії та збільшила експорт

Канадський бізнес розглядає можливості для інвестицій в українську транспортну галузь

5 Лютого 2024

Велика Британія імпортувала російської нафти на 660 млн євро

ОЕСР прогнозує уповільнення темпів зростання світової економіки

Бум сонячної енергетики триватиме в Європі у 2024 році

ЄС зволікає з введенням заборони на імпорт російського алюмінію

З квітня вартість води в Києві може зрости на 34%

У січні Україна поставила рекорд експорту з початку війни

Перше самохідне судно УДП під модернізацію готують до спуску

Запоріжсталь збільшив випуск сталі на 3% 

ВСІ НОВИНИ ⇢