Что поможет Украине в международных арбитражах?

Точка зору

Давайте проанализируем, что написала украинская пресса, за исключением единичных авторов, после того, как в начале 2009 года была растиражирована новость о подаче иска Газпрома против Нефтегаза в Стокгольмский арбитраж? Новость была подана под односложным соусом: Россия подала иск против Украины. Лишь не многие журналисты утруднили себя написать правильное название арбитража — Арбитражный институт Торговой Палаты города Стокгольм. И еще меньше журналистов и аналитиков постаралось правильно донести информацию о том, что же такое природа и суть коммерческого арбитража, могут ли там разрешаться споры между государствами или только коммерческими компаниями и чем обеспечивается потом исполнение решений арбитража.

И тем более, ни один из украинских журналистов не потрудился узнать, почему же так Россия любит прибегать к услугам именно Стокгольмского арбитража, и не попытался разобраться в том, что подоплека здесь исключительно историческая, а не ввиду особого статуса данного арбитражного института. Так уж повелось со времен СССР, когда директорам предприятий было настоятельно рекомендовано разрешать споры с зарубежными контрагентами либо в Стокгольмском арбитраже, либо во Внешнеторговой арбитражной комиссии при ТПП СССР (предшественница нынешнего Международного коммерческого арбитражного суда — МКАС при ТПП Украины). Симпатии советских чиновников к Стокгольмскому Арбитражному институту были обусловлены нейтралитетом, которого придерживалась в тот период Швеция.

По своей сути международные коммерческие арбитражи, не смотря на свое разнообразие, отличаются лишь местом своей регистрации и составом арбитров. Все они являются негосударственными судами, и действуют согласно национального арбитражного законодательства той страны, где они зарегистрированы, а так же основании своего Регламента. Они имеют право рассматривать коммерческие споры между физическими и юридическими лицами из разных стран. В большинстве стран Европы постоянно действующие международные арбитражные суды создаются как институциональные органы. Однако в европейской практике, как правило, образовывают арбитражные суды не «при ком-либо», а в качестве самостоятельных независимых некоммерческих организаций. Так же идут по пути создания международных арбитражных судов именно при профессиональных организациях, функционирование которых только способствует развитию арбитражного суда.

Стокгольмский пример спора Газпрома и Нефтегаза нами приведен не случайно. По большому счету, он демонстрирует тот уровень правового нигилизма и информационного вакуума, который существует в Украине, как среди чиновников, бизнесменов и журналистов, так и среди юристов, относительно правильного понимания института международного арбитража. Постараемся разобраться в том, какие потенциальные угрозы несет в себе отсутствие знание в данной сфере.

Внимательный читатель наверняка задаст вопрос: «А вообще могут ли помочь международные арбитражи украинскому бизнесу? И готов ли отечественный бизнес к защите своих интересов в международных арбитражах?» Думаем, ничто не даст более красноречивых ответов на подобные вопросы, чем статистика. Согласно проведенного опроса Международной финансовой корпорации (IFC) в 2007—2008 годах среди украинских предприятий, 90 % опрошенных представителей бизнеса знали очень мало или вообще ничего о международных арбитражах, и лишь 10% заявили, что они очень хорошо знакомы с процедурой. При этом 50% заявило, что их компания уже принимала участие в международных арбитражах.

Есть замечательная латинская сентенция: «Предупрежден — значит вооружен». Вряд ли возможно ее применить к украинским предприятиям, которые стоят в преддверии колоссального увеличения исков в международные арбитражи по неисполнению договорных обязательств с иностранными партнерами.

АРБИТРАЖ И СТРАНЫ ЗАПАДА

Справедливости ради следует констатировать, что западные бизнесмены более привыкли к механизмам международного арбитража и достаточно успешно их используют для разрешения коммерческих споров. Европейский Союз всегда благосклонно относился к развитию альтернативных методов разрешения споров, так называемых ADR, к которым традиционно относят: международный арбитраж, медиацию, третейские суды (национальные арбитражи). Существует достаточное количество Директив, которые способствуют развитию ADR в странах ЕС. А вот на уровне Совет Европы даже принята Рекомендация Rec(2001) 9, которая указывает на необходимость применения альтернативных методов рассмотрения споров в административных спорах (!) с участием госорганов.

Кроме того, национальные законодательства касательно сферы арбитража большинства стран ЕС закончили свое формирование и теперь являются достаточно унифицированными, единообразными и лояльными к рассмотрению споров в арбитражах.

США отнюдь не отстает от ЕС, а даже наоборот. Так в ноябре 1990 года Конгресс США принял Закон, согласно которому федеральным органам власти было рекомендовано более широко использовать арбитражи и в случае возникновения споров с частными компаниями обращаться именно к ним, а не в государственные суды. Как результат — 90 % в США споров между коммерческими компаниями разрешаются посредствам арбитражей, в странах ЕС — этот показатель достигает 65—70 %.

УКРАИНА И АРБИТРАЖ

Украина, «вопреки планеты всей», видимо решила упорно игнорировать альтернативные методы разрешения споров, тем самым абсолютно не заботясь о развитии своего национального законодательства в данной сфере. Со стороны Европы это выглядит так, что украинские власти просто не заинтересованы в развитии какой либо альтернативы государственным судам, пока не «переделят» влияние над последними. Именно поэтому, мягко говоря, были не поняты европейскими экспертами недавние украинские законодательные изменения в Закон Украины «О третейских судах», которые максимально урезают их полномочия. Ведь украинские третейские суды — это ни что иное, как внутригосударственные арбитражи, которые уполномочены рассматривать коммерческие и некоторые виды гражданских споров между резидентами Украины. Демонстрируя постоянное желание сократить круг вопросов, входящих в компетенцию третейских судов, государственные власти Украины просто демонстрируют прямое нежелание развивать систему альтернативных методов решения споров в Украине.

Отдельно следует обратить внимание и на проблему рассмотрения спора в международном арбитраже с участием государства Украина. Государство все больше и больше поручает выполнение важных инфраструктурных проектов независимым компаниям и прибегает к специализированным услугам со стороны внешних поставщиков. Это напрямую касается и Украины, где все теснее переплетается бизнес и власть. Обратите внимание, что заключение государством действительного арбитражного соглашения влечет за собой целый ряд последствий. Главное из них — включение арбитражной оговорки в контракт представляет собой так называемый допустимый отказ от иммунитета государства. То есть согласие государства на арбитражное урегулирование существующих или будущих споров в международном арбитраже лишает его возможности ссылаться на свой иммунитет во время арбитражного рассмотрения спора.

Тогда закономерен вопрос: что может заставить государство исполнить решение международного арбитража, которое, например, вынесено против него? Во всем цивилизованном мире, добровольное соблюдение требований арбитражного решения является правилом: как для коммерческих субъектов, так и для государства. Станет ли это правилом для Украины, которая достаточно популярный ответчик в международных арбитражах, особенно ввиду несоблюдения инвестиционных соглашений, всевозможных вариаций реприватизации и т.п.?

Казалось бы, на фоне проблем с государственной судебной системой в Украине, явно меркнет проблема информационного вакуума, в котором находится отечественный бизнес относительно международных арбитражей. Однако смеем заметить, что с каждым годом она будет подвержена эскалации: отечественный бизнес начнет проигрывать в международных арбитражах все больше многомиллионных исков, а государство Украина еще более укрепит свою популярность как ответчик по инвестиционным спорам.

ГДЕ ВЫХОД?

Сказать, что решение проблемы лишь в правовом образовании и ликбезе будет слишком легкомысленно, так как это лишь один аспект. В первую очередь, в Украине на государственном уровне необходимо изменение подхода к альтернативным методам разрешения споров — от полного отрицания к хотя бы сбалансированной поддержке:

— нельзя в начале принимать закон о третейских судах, а спустя 3,5 года полностью «перекраивать» полномочия этих судов, опасаясь конкуренции, которую они стали создавать государственным судам;

— необходимо наконец принять закон о медиации, который «пылится» уже несколько лет в Минюсте Украины, хотя бы потому, что именно медиация способна значительно разгрузить государственные суды и опыт большинства стран Европы это доказал;

— унифицировать и привести в соответствие международным нормам (в частности, с Нью-Йоркской Конвенцией) законодательство о признании и исполнении решений международных арбитражей на территории Украины. Пока Верховный Суд и Высший хозяйственный суд Украины будут работать по принципу «закон есть то, что мы разъясняем», ни о каких адаптациях к международным нормам не может идти речи. Так, к примеру, ВСУ в 2007 году вынес Рекомендации, противоречащие мировой практике и международному праву и которые бурно обсуждались и критиковались юридической общественностью. Они касались того, что «заключенные между акционерами-иностранными юридическими иили физлицами соглашения о подчинении вопроса корпоративного управления иностранному праву являются никчемными и не могут быть исполнены в Украине принудительно, в том числе — на основе решений международных арбитражей». Тем самым одним росчерком пера, судебные чиновники необоснованно решили, что корпоративные споры является не подсудными международным арбитражам. И таких примеров в украинской практике более чем достаточно.

Украина, которая стремится в Евросоюз и активно пытается интегрироваться в мировые политические и экономические процессы, просто не может игнорировать мнение международной и европейской общественности относительно реформы национального законодательства. С другой стороны, со времен провозглашения независимости Украины, ни одна из существующих международных организаций не проводила мониторинг украинского законодательства в сфере международного арбитража на предмет его модернизации и унификации, хотя такая необходимость объективно назрела.

Процедура международного арбитража отличается быстротой вынесения решения, минимальной политической заангажированностью, непредвзятостью арбитров, выбираемых самими сторонами, возможностью выбора применимого права. И это факт, что международный коммерческий арбитраж сейчас находится в активной стадии реформирования с учетом современных требований мирового товарооборота, как на международном уровне, так и уровне национальных законодательств. Именно от того, успеет ли Украина сегодня принять участие в данном процессе, зависит, насколько будут готовы завтра ее бизнесмены и юристы защищать свои интересы в международных арбитражах, имея для этого достаточно знаний и правоприменительной практики.

Новини

25 Квітня 2024

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

ВСІ НОВИНИ ⇢