Подробнее Запомнить город


Тарифы, как зеркало украинской революции

размер текста:

Валентин Землянский,
директор энергетических программ Центра мировой экономики
и международных отношений НАН Украины

Для того, чтобы корова меньше ела и давала больше молока
надо ее меньше кормить и больше доить
Кот Матроскин

Революционный рост тарифов на энергоносители, запланированный правительством, приведет к коллапсу в энергетике и ЖКХ.

Энергетика Украины в системном кризисе. Для выхода из него революционно-европейское правительство Арсения Яценюка второго созыва решило действовать привычно и незатейливо - поднять тарифы на энергоносители до экономически обоснованного или рыночного уровня. То есть героическую миссию спасения энергетических госкомпаний было решено возложить на рядовых граждан. Революционная целесообразность - это прекрасно, только результат может превзойти ожидания даже самых прожженных скептиков.

Исходя из того, что поднятие тарифов на газ неоднократно предлагалось провести весной 2015 года, будем считать, что и другие энергоносители возрастут соответственно и попробуем представить экономический эффект от таких действий.

Газ. В аргументации премьера основной причиной для роста цен является дефицит бюджета государственной (!) НАК "Нафтогаз Украины". То есть, компании, которая на сегодня является фактически монополистом по поставкам газа всем категориям потребителей, и ни о каком рынке и конкуренции речи и быть не может. Более того, плачевное финансовое состояние НАК есть прямым следствием недоговороспособности правительства по вопросу цены на газ с крупнейшим поставщиком - "Газпромом".

И не надо говорить про агрессию. Ситуация на Востоке страны совершенно не мешает государственным НАЭК "Энергоатом" заключать договора на поставку топлива из РФ, "Центрэнерго" закупать уголь на Кузбассе, а "Укринтерэнерго" импортировать электроэнергию из России. И последняя оговорка Яценюка о возможности решения спорных вопросов с "Газпромом" до суда в Стокгольме еще раз подчеркивает возможность бесконфликтного выхода из ситуации.

Возвращаясь к рыночной цене. Глава НАК Андрей Коболев еще весной заявлял, что таковой является тариф для населения и ТКЭ сопоставимый со стоимостью газа для промышленности. Сегодня цена на природный газ для промышленности составляет 5,9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Соответственно, с НДС эта цифра переваливает за 7 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Население платит сегодня с НДС 1089 грн за 1 тыс. куб. м при потреблении до 2,5 тыс. кубометров в год. А таких потребителей большинство. То есть, для выхода на экономически обоснованный уровень, цена на газ для населения должна увеличится в 7 раз.

Тепло и горячая вода. Здесь ситуация также будет оставлять желать лучшего. Поскольку большинство котелен используют в качестве основного топлива газ, а его доля в себестоимости производства Гкал составляет порядка 60%, то вполне ожидаемым будет пропорциональный рост стоимости тепла и горячей вода в 3-4 раза в зависимости от региона. В абсолютных цифрах это составит порядка 30-40 грн за квадратный метр, поскольку счетчиков тепла непозволительно мало и их установка в большинстве многоквартирных домов связана с рядом серьезных проблем. Та же судьба ждет и горячую воду, тариф на которую сегодня в Киеве составляет 25 грн за 1 куб., а после нововведений правительства составит 75-100 грн за 1 куб.

Электроэнергия. Здесь ситуация несколько иная, поскольку до последнего времени Украина являлась профицитной страной-производителем электроэнергии. Хотя дисбаланс между тарифами для промышленности и для населения также достаточно большой - почти в 4 раза. Но, как говорится, есть нюанс. В абсолютных цифрах разница между тарифом для населения 0,31 грн за кВт-ч при потреблении до 150 кВт-ч/мес. и промышленным в среднем 1,3 грн за кВт-ч.

Опыт соседних стран, не входящих в члены ЕС, показывает, что такой разрыв в тарифах есть только в Украине. В целом, разница между ценой электроэнергии для населения и промышленности составляет в пересчете на гривну порядка 10-15 коп. Безусловно, что базовый тариф для населения позволяет двигаться в сторону повышения тарифа. Вопрос в том, с какой скоростью будет происходить данный процесс.

Подведем предварительные итоги для гражданина со средним доходом в 3,5 тыс. грн, проживающего в двухкомнатной квартире средней площадью 50 кв. м. Газ на конфорку - 70 грн по нормативу на двоих; электричество - 200 грн при потреблении до 150 кВт; отопление - 1000 грн; горячая вода - 300 грн при потреблении 3 кубов. Ну и, соответственно, холодная вода и водоотведение, еще пусть 50 грн. Итого, с учетом квартплаты получим порядка 1800 грн в отопительный сезон и 800 грн вне оного. В год получается 15600 грн оплаты за коммунальные услуги.

А теперь главная вишенка на этот тарифный торт. В Европейском Союзе, куда активно нас ведут Президент и правительство, доля расходов на ЖКХ составляет 6% от средних доходов населения. Это тот порог, при котором население готово оплачивать коммунальные расходы на уровне 95%. Каждый процент дополнительных расходов будет снижать уровень платежей за коммуналку. Если мы посчитаем пропорцию по приведенному выше примеру, то получим, что расходы на ЖКХ нашего усредненного гражданина составят 37% от его доходов. О каком уровне европейской жизни при этом можно говорить?

Не следует также забывать, что кратный рост цен будет разгонять инфляцию, а курсовые риски будут просто съедать всю экономическую целесообразность повышения. Прецедент уже был в этом году, когда 50% рост тарифов был полностью нивелирован девальвацией нацвалюты, о чем не преминул сообщить действующий премьер.

Правительству необходимо честно сказать, что при таком уровне тарифов на энергоносители, доходы среднестатистического украинца должны составлять в базе 22 тыс. грн в месяц, без учета индексации по уровню инфляции и девальвации нацвалюты. В таком случае размер оплаты за коммунальные услуги будет соответствовать европейской практике и составлять 6% от доходов.

В противном случае, реакция потребителей на рост цен в полном соответствии с экономической теорией будет резко негативна и значительна. При повышении тарифа на 1% сбор платежей падает на 0,2%, а в некоторых городах может достигать 1%. Следовательно, при 3-4-кратном росте цен, падение уровня платежей примет просто лавинообразный характер, что будет иметь непредсказуемые последствия для ЖКХ и украинской энергетики. И речь будет идти уже не о проведении реформ, а сохранении минимальных уровней работы систем жизнеобеспечения государства.

 
 
 

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
07.05.21
Власти Беларуси рассматривают возможность наращивания транспортировки металлопродукции через украинские порты в ЕС. По их сценарию металлопродукция будет попадать на европейский рынок через порт Одессы и сербский порт Смедерево, с погрузкой в Мозыре.
05.05.21
Цього року під час Олімпійських ігор у Токіо вперше в історії запалять факел, заправлений воднем. Така увага до водню пов’язана із значним прогресом у планах щодо застосування цього синтетичного газу світовою спільнотою, як одного з екологічних енергоносіїв майбутнього.
29.04.21
Невыполнение финансового плана НАК "Нафтогаз Украины" стало официальной причиной смены его руководства — вместо ожидаемой прибыли в размере 11,5 млрд грн компания получила 19 млрд грн убытков.
28.04.21
28.04.21
Сьогодні парламентський комітет з питань енергетики та житлово-комунальних послуг розглядатиме питання про призначення Германа Галущенка на посаду Міністра енергетики.
27.04.21
27.04.21
Правительство решило вернуться к рассмотрению введения акцизного налога на продажу зеленой электроэнергии.
26.04.21
26.04.21
Сегодня с утра сразу несколько подписчиков бросили ссылку на заявление "слуг" о скором требовании для всех украинцев вытащить всю наличку "из-под матраса", отнести ее в банк и заплатить за это 5% налога государству. Налоговый комитет уже заявил, что тиражируемая инфа – откровенный фейк, но дыма без огня не бывает и правительство вместе со слугами действительно ищет способ пополнить бюджет самыми изощренными способами.
В Україні вкотре заговорили про пенсійну реформу. Влада планує нарешті запустити другу, накопичувальну ланку пенсійної системи, аби працівники не лише "скидалися" на виплати теперішнім пенсіонерам, а й відкладали гроші собі.
Украина хочет покупать газ у Катара. Речь идет о сжиженном газе, который все увереннее осваивает мировой рынок. Кроме того, катарская госкомпания Qatar Petroleum может заняться добычей газа на территории нашей страны.
23.04.21
23.04.21
Рада приняла за основу з/п №4416-1, который расширяет стимулы для создания и функционирования индустриальных парков. Минрегион и Комитет ВР по вопросам экономического развития приступили к разработке концепции развития индустриальных парков на 2021-2024 гг.
Из-за сокращения поставок из России и Беларуси наша страна в мае может столкнуться с дефицитом дизельного топлива, которое особенно востребовано весной во время посевной. Насколько все серьезно, и до какого уровня вырастут цены на дизель.
21.04.21
20.04.21
19.04.21
16.04.21
15.04.21
14.04.21
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!