Российский привкус ливийской нефти

Точка зору

При появлении ливийского НПЗ на юге Украины «Одессу-Броды» разворачивать уже никто не будет. Украина, на сей раз стараниями Тимошенко, в очередной раз договорилась с Ливией о постройке НПЗ в Украине. По ее словам, нефтеперерабатывающий завод мощностью 10 млн. тонн в год будет находиться в Одессе и даст возможность снабжать нефтепродуктами не только Украину, но и продавать их в Европу. Также премьер отметила, что в процессе реализации проекта по строительству НПЗ ливийской стороне будет предоставлена возможность открыть в Украине сеть АЗС.

Мы уже писали об истории ливийско-украинских взаимоотношений в сфере ТЭК. В принципе, с 2008 года практически ничего принципиально не изменилось. Однако, на фоне борьбы Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко за направление трубы «Одесса-Броды», виток активности премьера выводит «старую песню» о ливийском НПЗ, на новый геоэкономический уровень.

Сегодня в Украине существуют лишь два относительно реальных проекта по постройке НПЗ, который будет работать на нероссийской нефти. Первый проект лоббируется Виктором Ющенко и заключается в привлечении Азербайджана к постройке НПЗ на Западной Украине. Рассчитан завод будет на каспийскую нефть, а его появление поможет запустить трубу «Одесса-Броды» в направлении Европы.

Второй проект – это ливийский НПЗ. Рассчитан он на ливийскую нефть, либо на нефть, которая будет поставляться по схеме замещения. Ранее эту идею лоббировал Виктор Ющенко, но речь шла об НПЗ в Западной Украине. Сегодня реализацией этого проекта активно занялась Юлия Тимошенко. Но завод планирую строить уже в Одессе, а это «две большие разницы». При появлении НПЗ на юге, «Одесса-Броды» разворачивать нет никакого смысла. То есть, он и дальше будет работать в реверсном направлении в интересах России.

Два новых НПЗ в Украине строить никто не будет. Во-первых, это дорого. Во-вторых, никому не нужно. Поэтому из двух проектов «в живых» останется только один. То есть, Украина при оптимальном раскладе в любом случае получит формальную диверсификацию поставок нефти, но будет вынуждена выбирать между каспийским и африканским «черным золотом».

Теперь обратимся к геополитическим раскладам. Аверс «Одесса-Броды» активно лоббируется США и отдельными странами ЕС, которые имеют репутацию близких к Вашингтону государств. Ливия на сегодня активно сотрудничает с Россией. Причем сотрудничество идет не только в сфере экономики и военно-технического сотрудничества, но и в геополитическом секторе.

Таким образом, если Россия будет выбирать между двух зол диверсификации поставок нефти в Украину, то она, конечно же, выберет Ливию. Во-первых, это позволит практически «зарубить» аверс «Одесса-Броды». То есть, Россия и далее сможет использовать трубу как ей выгодно.

Во-вторых, именно российская нефть может оказаться на ливийско-украинском заводе по схеме замещения. Гнать африканскую нефть напрямую очень дорого и технически на постоянной основе вряд ли реально. Гораздо выгодней передать ее в Средиземноморье россиянам, которые поставят свою нефть в Одессу с северо-востока. Надо полагать, вновь по «Одесса-Броды».

То есть, РФ получит частичный неформальный контроль над новым НПЗ не только через своего геополитического союзника, но и через поставки нефти. Кстати такую схему еще в 2004 году лоббировал Юрий Бойко, которого в не любви к интересам России заподозрить очень сложно.

В-третьих, Россия не даст геоэкономически усилиться на территории Украины Штатам и окончательно зарубит на корню ГУАМ. Что не может не радовать сердца кремлевских стратегов.

В принципе, России, которая опасается «каспийских проектов» Виктора Ющенко, очень выгодно сегодня педалировать тему диверсификации поставок нефти в Украину через Ливию. Ведь таким образом она получает наиболее выгодный для себя проект при минимизации рисков по попаданию каспийской нефти в Украину и созданию новых геоэкономических угроз для Кремля в регионе.

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢