Подробнее Запомнить город


Взаимное угольное эмбарго

Правительству Юлии Тимошенко удалось окончательно разделить и противопоставить частный и государственный секторы в угольной и энергетической отрасли: с 1 июня прекращены товарно-денежные отношения между предприятиями двух разных форм собственности в сфере закупок угля

Вчера председатель Совета оптового рынка угольной продукции (ОРУП) Анатолий Гончаров заявил об отказе структуры предоставить частным шахтам квоту в объеме 300 тыс. т угля для его реализации в июне госпредприятию «Уголь Украины». «Такое решение было принято нами, исходя из интересов тех угольных предприятий (государственных. «і»), руководителями которых мы являемся. И я, как председатель Оптового рынка, обязан это сделать, дабы сохранить угольные предприятия в рабочем состоянии», заявил господин Гончаров.

Ответ со стороны «частников» последовал незамедлительно. По словам еще одного угольного генерала от государственного сектора, директора ГП «Уголь Украины» Олега Погодина, с 1 июня частные ТЭС и ТЭЦ отказались со своей стороны покупать уголь у государственных шахт, реализуемого «Углем Украины». При этом, как заметил господин Погодин, угольные склады негосударственных электростанций, в отличие от складов генкомпаний НАК «Энергетическая компания Украины», не являются заполненными. То есть место для закупок и складирования частниками государственного «черного золота» еще есть. Так, уровень наполнения складов трех тепловых электростанций ООО «Востокэнерго» составляет 63%, частных теплоэлектроцентралей 50%.

К демаршу частников примкнуло и ОАО «Днепрэнерго», которое не подтвердило официально намерение покупать продукцию «Угля Украины» в июне несмотря на то, что склады трех ТЭС этой компании заполнены на 67%. «Хотя контрольным пакетом акций «Днепрэнерго» управляет НАК «ЭКУ», они отказались приобретать уголь с госшахт. И такая позиция нас удивляет», заявил господин Погодин.

Напомним, что оптовый рынок угля вместе с оператором «Уголь Украины» был скопирован в свое время с модели «единого оптового покупателя» отечественного рынка электроэнергии. Как заявляли вначале апологеты этой реформы, ОРУП был призван помочь в реструктуризации угольного хозяйства и улучшить финансово-экономические показатели отрасли.

На деле же ОРУП превратился в механизм гарантированного сбыта дорогого и некачественного угля неэффективных государственных шахт, а также в «черную дыру», ежегодно поглощающую миллиарды бюджетных денег и консервирующую постсоциалистические методы хозяйствования.

Отраслевая статистика говорит сама за себя: по результатам 2008 г., 138 государственных шахт добыли 45,4 млн. т или 58% общего объема угля в Украине, в то время как 20 частных 29 млн. т или 37%.

При этом, если негосударственные угольные компании бюджетных субсидий не получают, то государственным шахтам в прошлом году было выделено из бюджета на компенсацию убытков около 4 млрд. грн. И если «Уголь Украины» продает сейчас продукцию по цене 623 грн. за тонну, то стоимость угля частников на порядок ниже.

Пока в стране рос спрос на угольную продукцию, «черная дыра» худо-бедно работала, поглощая миллиардные дотации. Однако с наступлением экономического кризиса отечественный уголь оказался на рынке в полной мере невостребованным. В этой ситуации правительство Юлии Тимошенко поступило в привычной для себя манере, обязав административно «Уголь Украины» покупать продукцию только у государственных шахт. Соответственно НАК «ЭКУ» должны заполнять склады своих ТЭС в максимально возможных объемах. Однако на сегодня на складах самих шахт скопилось 2 млрд. т невостребованного угля, а склады ТЭС уже тоже переполнены. В этой ситуации гораздо проще пережить кризис корпорации «ДТЭК», предприятия которой в 2008 г. произвели в стране 16,8% электроэнергии и добыли 22,6% угля. Что будет с государственными шахтами пока не знает никто.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!