Подробнее Запомнить город


МВФ лоббирует свои законы

размер текста:

Для получения в июне-июле от Международного валютного фонда (МВФ) третьего транша кредита в размере $3,3 млрд Украине необходимо принять всего два закона, изменяющих принципы работы Нацбанка и банков. Но даже эти небольшие условия будет сложно выполнить из-за противодействия Верховной рады. А в случае создания коалиции БЮТ и Партии регионов могут быть сорваны дальнейшие переговоры с фондом и получение новых кредитов, опасаются эксперты.

В обнародованном вчера отчете Международного валютного фонда указаны все условия, которые Украина должна выполнить для получения двух траншей кредита в текущем году. Третий транш в размере SDR 2,125 млрд (по текущему курсу – $3,31 млрд) может быть получен во второй половине июня, а четвертый в SDR 2,5 млрд – в ноябре. Таким образом, по итогам года Украина должна получить SDR 6,53 млрд при плане SDR 6,5 млрд. В 2010 году будет еще четыре транша по SDR 0,38 млрд.

Чтобы эти графики были выполнены и Украина в течение года получила свыше $7 млрд, Кабинет министров, Верховная рада и Нацбанк должны удерживать фискальную дисциплину бюджета, активно работать над привлечением внутренних и внешних займов, не вводить ограничения на операции с капиталом, сохранять позитивные процентные ставки (проценты по депозитам должны быть выше ожидаемой инфляции в 16%), чтобы восстановить приток средств в банки, и не допускать девальвационного давления на валютный рынок. Также должна быть повышена независимость Нацбанка и реформирован его совет. К июню необходимо завершить аудит операций НБУ по рефинансированию и валютным интервенциям в 2008 году.

Учитывая сильное торможение экономики Украины в IV квартале прошлого года и I квартале нынешнего, МВФ понизил планку роста монетарной базы с 10,9% до 6,6% (в 2010 году – 12,2%) и денежной массы – до 3,8%. Рекапитализация банков государством должна продолжиться и в следующем году – она составит 0,6% от ВВП в сравнении с 5% в нынешнем году.

Руководитель службы социально-экономического развития секретариата президента Роман Жуковский рассказал Ъ, что главным условием выделения третьего транша является принятие в ближайшие две недели законов о раскрытии Нацбанком информации о реальных собственниках коммерческих банков и увеличении полномочий НБУ: "Закон об обнародовании реальных собственников банков (#0884) уже прошел первое чтение, а второй проект, о независимости НБУ, на следующей неделе будет внесен в парламент президентом". По мнению господина Жуковского, законы необходимо принять до прибытия в Киев миссии МВФ, запланированного на середину июня. Кроме того, нужно урегулировать механизм рекапитализации банков. Проверка выполнения остальных требований будет проводиться накануне выдачи четвертого транша в ноябре. В представительстве МВФ в Украине не смогли назвать точные сроки визита миссии фонда.

Выполнение этих условий позволит НБУ удержать валовые резервы на уровне $29,31 млрд (-7,08%), что покроет валовый краткосрочный долг страны в 2009 году на 76%. Это ниже, чем в 2008 году (88%), но уже в 2010 году ожидается увеличение валютных резервов НБУ на $3,2 млрд (+10,9%) – до $32,51 млрд. В 2010 году МВФ обещает макроэкономическую стабильность. После падения реального ВВП на 8% может начаться рост – в пределах 1% – и снижение инфляции до 8%. Падение реальной зарплаты будет меньшим – 2,5% в сравнении с 11,2% в этом году.

Эксперты считают, что выполнение Украиной условий МВФ несущественно повлияет на экономику. "Большинство требований направлены на стратегическое развитие страны и не повлияют на процессы в ближайшем будущем. Исключение – ограничение роста денежной массы. Это очень трудный шаг, но он обезопасит страну от ускорения инфляции и дальнейшей девальвации гривны",– уверен аналитик ИГ "Сократ" Михаил Сальников. Требование ограничить рост денежной массы активно критикует оппозиция. "Ужесточение максимального роста монетарной базы не позволяет направить деньги в инфраструктурные проекты и тем самым поддержать ключевые отрасли отечественной экономики",– говорит заместитель главы фракции Партии регионов Анатолий Кинах.
По словам секретаря комитета Верховной рады по вопросам финансов и банковской деятельности Юрия Полунеева (БЮТ), коалиции будет очень тяжело добиться срочного принятия двух банковских законопроектов, от которых зависит получение транша МВФ. "Понимая их важность, будем работать со всей решительностью,– пообещал депутат.– Но это очень сложные вопросы, особенно обнародование реальных собственников банков – многие из них сидят в Верховной раде".

Приближение президентских выборов ставит под угрозу своевременное получение четвертого транша для поддержки курса гривны. Директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин допускает, что в случае формирования коалиции Партии регионов и БЮТ (см. стр. 2) часть условий МВФ будет пересмотрена. Такого же мнения придерживается господин Кинах: "Безусловно, мы будем проводить жесткую дискуссию, доказывая необходимость изъятия этого требования (по росту денежной массы.–Ъ) из меморандума". "МВФ один раз уже пошел на уступки, разрешив повысить дефицит бюджета. Возможно, он уступит и на этот раз. Во многом это будет зависеть от состояния экономики к концу года",– отмечает аналитик ИК "Тройка Диалог Украина" Ирина Пионтковская.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!