И позволять, и останавливать по правилам!

Точка зору

Поставить крест на законном игорном бизнесе на ближайшие три месяца согласились 390 народных избранников. Слуги народа за рекордное для нынешнего парламента время нашли общий язык в этом непростом вопросе. Такая оперативность удивляет и побуждает глубже задуматься над истинными причинами, заставившими депутатов почти единогласно принять табу на азартные игры.

В экспертном кругу называют несколько объяснений. Первое: принятое 15 мая запрещение могло быть пролоббировано Россией. Якобы Белокаменная опасалась утечки со своей территории средств российских игроков, которые в поисках крупного выигрыша и адреналина могли заезжать в Киев. По некоторым оценкам украинских игроков рынка, речь может идти о нескольких миллиардах долларах, которые российские клиенты могли ежегодно оставлять в наших игровых заведениях. Почему? Потому что в России с первого июля 2009 года вступает в силу закон, разрешающий игровой бизнес только в четырех специально отведенных регионах.

Российскую версию поддерживает представитель Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Тамара Голубчик. По ее словам, в одной из разрешенных российских игрозон, Краснодарском крае, строится игровой комплекс «Азов-Сити». «Россияне рассчитывают, что закрытие игорного бизнеса в Москве и отсутствие такового в Украине даст дополнительные стимулы для освоения этой новой игровой зоны и для покупки земельных участков в «Азов-Сити», — объясняет она.

С другой стороны, члены ассоциации не исключают вариант лоббирования запрещения крупными украинскими «латифундистами». Ведь в итоге запрет все же снимут и примут закон, по которому все игровые заведения, возможно, перенесут в несколько мест. Следовательно, эти «латифундисты» смогут в любой момент любезно предложить свои земельные участки для реализации таких коммерческих проектов.

Не верит в причастность российской руки к запрещению игробизнеса экономист Борис Кушнирук. По его словам, выигрышный вариант для самой России может оказаться фикцией по одной причине: вполне вероятно, что российский капитал сегодня тоже присутствует в украинском игровом бизнесе. А идти в тень россиянам невыгодно, потому что им и дома такой работы хватает. «Это все откровенные политические игры», — озвучивает свое видение главной причины запрета Кушнирук. Подтверждается это тем фактом, что все без исключения парламентские фракции участвовали в принятии законопроекта. Депутаты начали заботиться об избирателе, но такая забота может вылиться в отпугивание внешнего инвестора для игрового бизнеса. Эксперт убеждает, что действующую систему нужно не запрещать, а реформировать.

Как лучше всего реформировать азартные игры, может подсказать опыт соседних и европейских стран. Так, в России выделили четыре специальные зоны для большой игры. Во Франции также отвели специальные места, где желающие получить порцию адреналина могут поиграть. В Англии существуют различные типы игровых аппаратов: одни можно размещать только в казино, другие — в барах или кафе. При этом англичанине ввели ограничение по максимально возможному выигрышу, чтобы человек не смог много проиграть. В Румынии одноруких бандитов поделили в зависимости от разного процента выигрыша: на более азартные, менее азартные и минимально азартные.

Подробно изучать мировой опыт при подготовке нового закона советует парламентариям и правительству экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Мол, обычное давление на отрасль просто загонит ее в подполье, а проблема останется нерешенной. «Всегда существует часть людей, которая хочет играть. Если этого нельзя делать легально, то будут играть нелегально со всеми негативными последствиями как для криминогенной ситуации, так и для бюджета», — прибавляет он.

Новая модель игробизнеса должна включать контроль за тем, чтобы не было отмывания средств, чтобы все платили налоги и соблюдали возрастные ограничения для игроков, считает Кушнирук.

Действующее законодательство отрасли все же требует более жесткого подхода, признает вице-президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Григорий Трипульский. Он прибавляет, что предприниматели не против новых правил азартной игры, но главное, чтобы они были разумными, экономически обоснованными и не принимались за полчаса. В принятом же законе его удивляет то, почему депутаты не учли пожелание президента, которым он предлагал предоставить социальные гарантии уволенным работникам отрасли. Нынешнее же непонимание между бизнесом и властью возникло из-за неучтения интересов обеих сторон. Мировым вариантом могло стать принятие жесткого закона, который бы повысил плату за каждый игровой зал в казино до 250 тысяч гривен, стоимость патентов — вдвое, а стоимость лицензии — вдесятеро. Все это основные положения минфиновского законопроекта, который почему-то Рада проигнорировала. А если бы учла, то государство получило бы мощной финансовый ресурс и вооружилось дополнительными средствами контроля в сфере игробизнеса. А так владельцы одноруких бандитов будут больше платить чиновникам в виде взяток. «В Украине появился еще один способ коррупции для чиновников», — говорит вице-президент ассоциации.

Наверное, было бы неправильно считать, что последняя фраза — очередная страшилка возмущенных бизнесменов в адрес правительства. Пример теневого игрорынка имеет Россия, несколько лет назад принявшая подобный украинскому закону документ. Правда, московские власти на переформатирование работы дали участникам рынка 2,5 года. Но все равно «тени» не удалось избежать. «В регионах, где игровой бизнес запрещен, большое количество казино и залов игровых автоматов. Просто нет вывесок или они не светятся, но постучишь в дверь — и можно зайти в любом городе», — говорит вице-президент ассоциации. По его оценкам, до запрещения около 30% всего игрового бизнеса работало в «тени». Легальный сектор ежегодно перечислял в государственный и местные бюджеты около 1,5 миллиарда гривен. Теперь же бизнес через суд заставит государство платить за простой своих предприятий, которые имеют на руках законно выданные лицензии на ведение игробизнеса. Не следует так переживать за государственные деньги, считает народный депутат Наталия Королевская. Потому что до запрещения почти 70% всех участников рынка работали нелегально и не платили в бюджет ни копейки. «Мы были единственным государством в мире, в котором не было государственного регулирования игрального бизнеса», — сказала она. Теперь пришло время сворачивать дискуссии и в течение трех месяцев принять достойное регуляторное законодательство, которое даст возможность предприятиям игорного бизнеса на нормальных цивилизованных условиях работать в специально созданных игорных зонах. 

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢