ФСБ покинет Крым раньше, чем Черноморский флот

Точка зору

Руководитель Службы безопасности Украины (СБУ) Валентин Наливайченко недавно заявил о необходимости вывода из Крыма сотрудников ФСБ, находящихся в составе Черноморского флота РФ. Почему возник этот вопрос, способна ли украинская власть контролировать ситуацию в Крыму, какова роль спецслужб в формировании внешней и внутренней политики Украины, как складываются отношения СБУ и ФСБ – об этом Валентин Наливайченко рассказал в эксклюзивном интервью «НГ».

– Валентин Александрович, почему именно сейчас СБУ требует вывести подразделения ФСБ из Крыма, о каком количестве людей и о каких потенциальных угрозах безопасности Украины идет речь?

– В этом нет ничего сенсационного. Сотрудники ФСБ начали работать на базе временно дислоцирующегося в Крыму российского флота после того, как в 2000 году СБУ и в то время Министерство безопасности РФ подписали соответствующий протокол. Речь шла об обеспечении безопасности базы.

Подчеркну, мы говорим не об угрозах со стороны флота, а о возможных угрозах флоту. Это важно, поскольку к настоящему моменту мы создали мощное контрразведывательное подразделение, работающее в Симферополе, Севастополе, в других городах Крыма. Украина собственными силами может обеспечить безопасность базирования ЧФ РФ, подразумевая весь комплекс возможных угроз. Как только мы это сделали, сразу же известили российскую сторону о том, что перестал быть актуальным вопрос о необходимости пребывания российской, то есть иностранной спецслужбы на территории Украины.

Что касается численности, то, как известно, внешнеполитические ведомства Украины и России на прошлой неделе договорились подписать протокол о предоставлении информации относительно общей численности личного состава и основных вооружений ЧФ РФ, которые находятся на территории Украины.

– Российская сторона разделяет вашу позицию или вопрос о выводе сотрудников ФСБ грозит перерасти в очередной украинско-российский скандал?

– Конечно, они выведут своих сотрудников. В этом нет ни причин для скандала, ни политического контекста вообще. Это рутинный вопрос: у нас, как у страны временного пребывания иностранной военной базы, есть возможности обеспечить безопасность базирования, начиная от правопорядка на своей территории и заканчивая антитеррористическим режимом. Нам для этого не нужны помощь и физическое присутствие иностранных спецслужб.

В этом году, если согласуем вопрос с ФСБ РФ, возможно, проведем антитеррористические учения на территории временного базирования российского флота, чтобы наши российские коллеги убедились, что оперативные сотрудники спецподразделения СБУ «Альфа» способны защитить российских моряков. Если понадобится, то и с оружием в руках.

Мы все делаем корректно и в правовом поле – заблаговременно предупредили российскую сторону по дипломатическим каналам. У нас партнерская и очень открытая позиция.

– А само базирование российского флота доставляет много хлопот СБУ?

– Отчего? У нас есть базовый договор, двусторонние соглашения о базировании флота – украинские государственные ведомства руководствуются этими документами. Аренда объектов и инфраструктуры, экологические и экономические вопросы, процедура согласования передвижения кораблей – все это урегулировано документами, которые четко определяют исполнителей. СБУ в каждом вопросе имеет свою сферу ответственности. Вот конкретный пример: в прошлом году на побережье Крыма была обнаружена современная военная торпеда неизвестного происхождения. Мы сразу же вышли на контакт с российскими военными на нашей территории, вместе профессионально и тихо решили проблему. Наша часть работы – это ежедневное обеспечение безопасности как военной базы, так и наших граждан.

– Украинская власть обычно жестко реагирует на заявления российских политиков относительно принадлежности Севастополя, Крыма. Насколько эффективно силами СБУ бороться с такими политическими взглядами?

– Если заявления, ставящие под сомнение территориальную целостность Украины, делаются на официальном уровне, мы жестко реагируем. Так поступило бы любое государство. Но, положа руку на сердце, я бы сказал, что гораздо больше претензий у спецслужбы не к иностранцам, а к украинским гражданам. Я говорю о тех организациях, которые, именуясь пророссийскими, на самом деле являются только антиукраинскими. По сути, они действуют против обоих государств, в ущерб интересам наших народов. Такие организации заинтересованы в том, чтобы искусственно раздувать украинско-российские скандалы – им нужно обратить на себя внимание, они надеются получить финансирование под свои бредовые лозунги…

– О каких организациях вы говорите?

– Сейчас возбуждено несколько уголовных дел по фактам сепаратизма, в которых фигурируют, в частности, «Севастополь–Крым–Россия», «Сойм подкарпатских русин», другие организации. Дела будут доведены до суда, который определит меру наказания виновных. СБУ собирала доказательства, поскольку защита государственности и территориальной целостности Украины – наша первоочередная задача.

Ранее мы через суд добились запрета на нашей территории таких организаций, как «Прорыв», Евразийский союз молодежи. Мы доказали, что они являются экстремистскими, их деятельность противозаконна и угрожает безопасности нашего государства.

Сейчас мы работаем с представителями украинских политических организаций, которые, пребывая за границей, в том числе в России, поднимают вопросы о том, что они готовы провести референдум то ли об отделении Крыма, то ли Севастополя… Наша задача в том, чтобы не допустить нарушения закона. Конечно, референдум можно провести где угодно – по инициативе местной общины. Но это нужно делать законным путем, без вмешательства других стран.

– Официальный Киев, на ваш взгляд, в полной мере контролирует ситуацию в Крыму? Кто тогда дирижирует скандалами, связанными с возвращением крымских татар, земельными вопросами?

– С ситуацией в Крыму есть вопросы. Не случайно на последнем заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины при участии президента Виктора Ющенко было принято решение о том, что в Крыму, как и в любой области Украины, нужно открыть представительства органов центральной власти и направить соответствующие бюджетные потоки. Это единственный способ не только утверждать на общегосударственном уровне крымские программы, касающиеся расселения крымских татар, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, но и реализовывать их.

– О помощи в реализации названных вами программ ранее заявляло посольство США в Украине, собиравшееся открыть американское представительство в Крыму. Почему от этой идеи недавно отказались?

– Я не знаю, отказались ли. Сейчас в посольстве США проходит кадровая ротация: подождем прибытия нового посла, чтобы услышать позицию американского правительства. А проблемы возникли, на мой взгляд, из-за того, что крымская власть безосновательно политизировала вопрос открытия американского представительства. И это было ошибкой. Мы же все видим прекрасные результаты работы в Крыму Генерального консульства РФ. Пришли дипломаты – за ними российский бизнес, капитал, усилилось экономическое сотрудничество. Ведь консульство помогает им, консультирует, решает множество проблем. МИД Украины, со своей стороны, обязал местные органы власти содействовать консульству РФ. В результате выигрывает Крым, ведь создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура, повышается уровень жизни рядовых граждан, наполняется бюджет.

С таких же позиций нужно рассматривать перспективу открытия в автономии представительств других стран, не только США. Ведь крымская власть заинтересована в притоке инвестиций. Мы открыты для сотрудничества, хотя, следует признать, наиболее активно в Крыму сейчас работает российский бизнес.

– Кстати, у украинской стороны недавно возникли очень серьезные претензии к Генконсульству РФ. Располагает ли СБУ доказательствами того, что через эту структуру незаконно выдавали российские паспорта тысячам граждан Крыма, как говорят украинские политики?

– Я не буду комментировать политические заявления. Суть в том, что в Украине запрещено двойное гражданство. Но любой гражданин, отказавшись от украинского, может получить гражданство другой страны, в том числе России. Проблема возникла из-за несогласованности действий: кто, когда, кого должен уведомить о сдаче паспорта и выдаче нового. Договориться о процедуре должны внешнеполитические ведомства двух стран, в этом нет ничего сложного, работа ведется. И, конечно, речь не может идти о таких абсурдных вещах, о которых говорили отдельные украинские политики, – мол, СБУ должна гоняться за гражданами, проверять паспорта, устраивать облавы… Уверяю вас, ничего подобного нет и не будет. Мы должны действовать согласно утвержденной процедуре.

– Есть ли процедуры, предполагающие участие СБУ в силовых сценариях? Вы рассматриваете такой вариант развития внутренней политической ситуации в Украине?

– Мы работаем с реальными угрозами, а не мифическими. Я очень рад, что закон определяет: СБУ вне политики и мы не можем являться членами политических партий.

Я утверждаю, что силовой сценарий в Украине невозможен. Это политическая выдумка, миф, популярный среди отдельных украинских политиков с 2007 года (с момента досрочных выборов в Верховную Раду. – «НГ»). Опровергая подобные утверждения, скажу, что Виктор Ющенко всегда давал совершенно иные указания – защищать граждан независимо от их политических взглядов. Ни СБУ, ни правоохранительные органы и другие силовые структуры не будут принимать участия ни в каких силовых сценариях. Это напрямую запрещено законом, а незаконные приказы не могут быть выполнены. Наша задача – обеспечить конституционный порядок в стране и не допустить кровопролития.

– Но ведь недавно президент Украины заявил об угрозе конституционного переворота. Разве предотвращение переворота не касается защиты прав граждан и не входит в вашу компетенцию?

– Входит только в том случае, если в стране осуществляется попытка вооруженного переворота. Подчеркну: если люди с оружием в руках восстанут против конституционного строя, спецслужба вмешается. Для этого у нас создано спецподразделение «Альфа», бойцы которого обучены эффективно и молниеносно противодействовать тем, кто незаконно берет в руки оружие, чтобы насильственно сменить власть. Но в любые политические процессы мы не вмешиваемся – существуют правовые и судебные механизмы и процедуры решения возникающих проблем.

– Недавно вы присутствовали на совещании у президента по вопросам, связанным с деятельностью компании «Нафтогаз Украины». Означает ли это, что газовая сфера стала угрозой национальной безопасности?

– Президент дал задание всем государственным органам, представители которых в четверг (11 июня. – «НГ») присутствовали на совещании, в том числе правительственным и правоохранительным органам, Генпрокуратуре: за 10 дней нужно разработать целостный и единый план обеспечения бесперебойного функционирования всего газового комплекса Украины. Это делается для того, чтобы исключить такие угрозы, как банкротство «Нафтогаза», срывы поставок, проблемы с наполнением газовых хранилищ. Президент четко сказал: Украина должна стать надежным партнером России и ЕС.

– Это можно сделать за 10 дней?

– Я уверен, что возможно.

– Шла ли речь об экономической ситуации в целом? СБУ располагает информацией о реальном положении дел, о возможности дефолта?

– Давайте сузим вопрос до границ компетенции нашей службы. Мы не правительство – не влияем на экономическую ситуацию в целом и даже не отслеживаем действия исполнительной власти в этой сфере. Некогда в СБУ была параллельная структура, сопровождавшая деятельность правительства. Виктор Ющенко реформировал службу, и наши задачи стали адресными. Скажем, мы курируем некоторые аспекты экономической безопасности – отдельные подразделения и виды деятельности компаний «Нафтогаз Украины», «Недра Украины». В широком смысле в нашей компетенции находится борьба с коррупцией, устранение угроз техногенных аварий, только то, что касается национальной безопасности.

– По каким причинам и ради достижения каких целей СБУ возбудила уголовное дело по факту Голодомора? Правда ли, что итогом расследования могут стать иски к России как правопреемнице СССР?

– Верховная Рада еще в 2006 году приняла закон о Голодоморе, статья первая которого определяет Голодомор 1932–1933 годов геноцидом. Согласно украинскому Уголовному кодексу статья о геноциде относится к подследственности СБУ. Соответственно, проведя необходимые доследственные действия в сотрудничестве с Национальным институтом памяти, мы возбудили уголовное дело. Это наша обязанность. Сейчас в 17 областях Украины работают специальные следственные группы, которые в рамках дела расследуют преступления, совершенные в 1932–1933 годах. Надеюсь, что к ноябрю дело будет передано в суд.

Что касается третьей стороны – России или любого другого государства – ни о каких претензиях с нашей стороны речи не идет. Преступление было совершено на территории Украины, исполнители и организаторы будут официально установлены следственным путем, но по рассекреченным документам известно, что это представители украинской власти, украинской Компартии и существовавших в то время на территории Украины карательных органов. Поэтому мы сами расследуем их преступления и передадим дело в украинский суд.

– Вы сотрудничаете с ФСБ? Есть ли сложности во взаимоотношениях двух спецслужб?

– Наше сотрудничество определено специальным межведомственным соглашением. Могу сказать, что мы совместно работаем по многим направлениям, на сегодня СБУ и ФСБ – надежные партнеры. Скажем, в противодействии контрабанде мы получили впечатляющие результаты, о которых СБУ доложила президенту Украины. Думаю, ФСБ также доложила президенту РФ. Благодаря совместной работе нам удалось прекратить деятельность огромных компаний с миллиардными оборотами, география незаконных сделок которых простиралась от Сахалина до Украины. На сегодня официальный представитель ФСБ работает в Киеве, а представитель СБУ – в Москве. Мы наладили прямые контакты, чтобы не действовать через политиков и газеты, а оперативно и эффективно решать возникающие проблемы.

Новини

25 Квітня 2024

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢