Подробнее Запомнить город


Сергій Степашин: Як можна працювати з RosUkrEnergo, якщо вона не платить ні копійки?

размер текста:

Економічна правда

Приводом для зустрічі з головою рахункової палати Російської Федерації Сергієм Степашиним став аудит компанії RosUkrEnergo і поставок газу через територію України, який його відомство проводило спільно з Рахунковою палатою України.

Перевірки встановили, зокрема, суму втрат обох сторін від газового конфлікту у січні 2009 року, а також збитки від діяльності посередників на російсько-українському газовому ринку.

Проте, на відміну від голови вітчизняної Рахункової палати Валентина Симоненка, який, зазвичай, різко критикує всі гілки української влади, Сергій Степашин заперечував будь-які помилки російського уряду або компанії "Газпром".

Задля цього він навіть послався на гарантії, які ніби-то надав уряд України стосовно контрактів на постачання газу від 19 січня 2009 року.

Втім, у прес-службі НАК "Нафтогаз України" "Економічній правді" повідомили, що жодних юридично зафіксованих гарантій уряд з цього питання не надавав.

- Насколько эффективным для российской стороны является, по вашим оценкам, нынешний контракт на поставки газа, который "Газпром" подписал с "Нафтогазом"?

- Сам факт, что мы провели этот параллельный аудит, - это прекрасное знамение, потому что вопрос поставки газа через Украину излишне политизирован.

Я имею в виду не только экономические вопросы, связанные с долгами, но и попытки обвинений со стороны некоторых политических сил, которые мешают реализации этого проекта.

Суть заключается в следующем: мы не выявили никаких попыток хищения газа, попыток за счет этого хищения направлять средства на какие-то проекты, не связанные с транспортировкой газа.

Мы вышли на две главные проблемы.

Первая - это та огромная задолженность, которая существовала у RosUkrEnergo перед "Газпромом" - сегодня эта тема закрывается украинским руководством.

Вторая - и я здесь согласен с постановкой вопроса украинским руководством - это совместная инициатива об уходе от посредников.

К этому соглашению, я знаю, неоднозначно относятся некоторые украинские руководители, но я считаю, что это был серьезный шаг вперед. Мы договорились, что до 2010 года обязательства будут выполняться, мы точно прописали цифру.

Кому-то она нравится, кому-то нет, но я искренне рад, что сегодня украинское правительство нашло возможность решать вопросы погашения задолженности.

Я абсолютно убежден, что в 2010 году, когда наконец-то наступит в Украине политическая стабильность, мы сможем совершенно спокойно вернуться за стол переговоров и пролонгировать газовый контракт на несколько лет вперед.

Ну, смешно: строили вместе, делали вместе, Украина получает от этого большую прибыль. Ну, давайте уйдем сейчас на Балтику! Что вы от этого получите? Давайте считать все наперед. Вот примерно такие сделали мы выводы и подписали совместный меморандум из шести пунктов.

- Но может ли быть экономически целесообразным контракт с компанией, являющейся фактическим банкротом?

- Гарантии под этот договор дало правительство Украины. Мы вели речь не о компании-банкроте, а о том, кто гарантирует эти обязательства. А это - правительство Украины. Если правительство Украины банкрот, тогда извините.

- Но ведь каждый месяц эти контракты приносят долги и недобор газа. Разве могут быть такие контракты эффективными?

- Мне представляется, что соглашение, подписанное между правительствами России и Украины, это как раз то, что сегодня необходимо. Долгосрочный договор, предусматривающий гарантии с обеих сторон независимо от конъюнктуры цен.

Собственно, и все, и не надо никаких посредников. Такой же вывод и счетной палаты. По RosUkrEnergo украинская сторона сказала то же самое: зачем она нам нужна, мы из-за нее полмиллиарда потеряли.

- Но ведь речь не столько о посредниках, сколько о конкретных условиях контракта, которые заставляют каждый месяц бояться неуплаты.

- Давайте сядем и договоримся раз и навсегда! Я знаю, что президент Украины считает подписанное соглашение невыгодным. Ну, давайте еще раз посчитаем, в чем здесь невыгодность. Есть труба, есть количество поставляемого газа, определена цена. Что еще нужно?

- Количество газа, прописанное в контрактах, как раз и является одним из главных объектов критики президента.

- Вы знаете, если политики будут считать, то мы никогда ничего не добьемся. Этим должны заниматься специалисты. Чем они, собственно, и занимаются у нас.

Вы никогда не слышали, чтобы Дмитрий Медведев вмешивался в подписанные контракты и говорил, что там должно быть прокачано не столько-то нефти, а столько.

Вот две счетные палаты посчитали финансовую составляющую. У нас вопрос только один: нам не нужны посредники. Украина потеряла на этом достаточно большую сумму - 500 миллионов долларов.

Мы посчитали, что примерно такая же сумма - это долг RosUkrEnergo перед "Газпромом". Вот, собственно, все и совпало.

Я вам скажу откровенно: закончится этот серьезный политический процесс, который сейчас происходит в Украине, надеюсь, к весне следующего года, соберется серьезная межправительственная комиссия, еще раз внимательно просчитает все последствия и ту сумму, и вопросов не будет.

Вопрос другой, давайте тоже откровенно говорить. Мы понимаем, что у Украины сегодня огромный внешний государственный долг - 110 миллиардов, золотовалютный резерв - всего 30 миллиардов. Обещаны 14 миллиардов - пришли 4 миллиарда (в рамках кредита МВФ. - Ред.)

Попытка Юлии Владимировны добиться того, чтобы Евросоюз сейчас дал 5 миллиардов на погашение долга России, оказалась безуспешной. Вот в чем причина.

А ведь Путин предложил: окей, подписываем соглашение, Россия готова дать вам долгосрочный пятимиллиардный кредит. У нас есть такие деньги, у нас нет проблем. Но, опять же, сорвалось.

Ну, извините меня, вот я - русский человек, и премьером поработал, и министром, и председателем счетной палаты, и я никак не могу понять, а почему? Вы мне можете объяснить?

Получается, что чем хуже, тем лучше. Гражданам обоих государств хуже, нашим партнерам в Европе хуже. А кому лучше? На этом политических дивидендов не наскребешь. Я думаю, если российские и украинские журналисты будут говорить то, что есть, то даже нашим гражданам будет понятно, для чего это делается.

- Хорошо, давайте оставим тему газовых соглашений. Расскажите, легко ли вам было работать с RosUkrEnergo? Считается, что это очень закрытая структура.

- Там, вы знаете, достаточно большой пакет акций российского "Газпрома", поэтому проблем с открытостью не было. Все нужные нам материалы мы получили.

- Насколько законно были расторгнуты контракты между "Газпромом" и RosUkrEnergo относительно поставок газа в Западную Европу? И насколько пострадала от этого прибыль "Газпрома" и российского бюджета?

- "Газпром" потерял от этого почти полтора миллиарда. "Газпром", на самом деле, не расторгал никаких договоров, поскольку у него в RosUkrEnergo почти 50% акций.

Просто "Газпром" вынужден был поставить вопрос перед своей дочерней компанией, где примерно столько же процентов имеет и украинская сторона, что она несостоятельна, она банкрот, она не может платить. Как можно работать с компанией, которая не может заплатить ни копейки?

Дело не в конкретных компаниях, а в политике правительств. Ну, скажите честно: мы не в состоянии, давайте договариваться на других условиях!

Газопровод мы ведь вместе строили, на всякий случай! И никому в голову не могло прийти, что может возникнуть такой конфликт. Не от хорошей жизни мы сейчас вынуждены говорить о северном морском пути! Не от хорошей жизни! Разве нам делать больше нечего? Разве нам деньги некуда тратить?

Я знаю многих политиков, которые выставили свои кандидатуры на президентский пост. Я не буду фамилий называть, чтоб не вмешиваться в вашу кампанию. И я убежден, что мы этот вопрос в следующем году решим - без истерик и политики.

- Вы разобрались с теми схемами поставок, по которым на протяжении нескольких месяцев 2009 года газ поставлялся в Венгрию по территории Украины практически без контракта?

- Отлично! Вы абсолютно правильно подвели сейчас к главному вопросу: нам посредник не нужен!

- Но с теми объемами газа что-то понятно? Кто за них получил деньги?

- Деньги, на самом деле, никуда не ушли, на самом деле, потеряла Украина. Те самые 500 миллионов. Мы предложили украинским коллегам посмотреть внутри, что здесь произошло, куда и как ушел этот газ, были ли откаты, но ответа мы не получили.

- Я имел в виду именно тот газ, который ушел в Венгрию.

- В Венгрии мы не смотрели.

- Но российский газ шел туда!

- В Венгрии мы не смотрели.

- В ходе проверки нашлись те легендарные облгазы, которые, как у нас утверждают, принадлежат даже не структурам Фирташа, а именно RosUkrEnergo?

- Нет, нет.

- Как вам видится будущее RosUkrEnergo?

- Я считаю, что все зависит от позиции "Газпрома". Если "Газпром" решит активно работать с этой компанией, договорившись с украинскими коллегами, то вопросов не будет. Если "Газпром" посчитает, что сможет работать с "Нафтогазом" напрямую, то посредники не понадобятся.

- То есть роль RosUkrEnergo может состоять только в посредничестве?

- Безусловно.

- Проверяли ли вы работу "Газпром-сбыта" во время проверки "Газпрома"? Является ли он прибыльным? В Украине существует мнение, что он продает промышленным предприятиям газ ниже закупочной цены.

- Нет, мы договорились так: мы смотрели у себя тут, Валентин Константинович смотрел у себя.

Артем Захарченко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!