Минтопэнерго пересмотрит формулу расчета стоимости бензина

Точка зору

Экспертная группа при Минтопэнерго намерена пересмотреть формулу, которая способствовала росту цен на бензин. Экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минтопэнерго на своем заседании 6 июня намерена рассмотреть вопрос об изменении методики расчета стоимости автомобильного топлива на АЗС. Как сообщил «ДЕЛУ» генеральный директор госпредприятия «Укрнефтехимпереработка» (занимается анализом цен) Владимир Емелин, группа может вернуться к использованию формулы, которая действовала до мая текущего года.

Тогда ЭАГ рассчитывала цены, исходя из среднеарифметической между оптовой стоимостью топлива украинского и импортного производства. А начиная с мая, эксперты при Минтопэнерго перестали учитывать потребление отечественных нефтепродуктов. По времени это совпало с резким повышением стоимости топлива на заправках. В июне цены на него подскочили более чем на 10%. Так, бензин марки А-95 на столичных заправках уже стоит 6,88-6,93 гривни за литр.

«Сейчас группа при Минтопэнерго пользуется лишь данными американской частной компании Platt’s, которая, в свою очередь, берет котировки стоимости на нефтепродукты на европейском рынке. При этом цена более дешевой украинской нефти не учитывается», — говорит замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. По мнению эксперта, решение об исключении из формулы стоимости отечественных нефтепродуктов пролоббировали крупные нефтетрейдеры, которые хотят оправдать повышение стоимости своей продукции.

Хотя ЭАГ не обладает полномочиями по регулированию рынка, ее данные являются своеобразным индикатором. То есть, если расчетные цены выросли, нефтетрейдерам ничто не мешает поднимать свои расценки.

Импорта меньше

Коммерческий директор сети АЗС «КЛО» Вячеслав Стешенко считает, что формула была пересмотрена по объективным причинам. «Сейчас стоимость бензина практически полностью зависит от его цены за границей, украинская нефть покрывает лишь 18-20% потребления. В свою очередь, мы 80-90% нефтепродуктов закупаем за границей, поэтому стоимость топлива на наших АЗС зависит от импортных цен, а не от колебания цены на отечественных НПЗ», — говорит Стешенко.

Статистические данные в целом по рынку, которыми располагает «ДЕЛО», показывают другую картину. Согласно им, в мае украинские НПЗ произвели 289,2 тысячи тонн бензина. В этот же период нефтетрейдеры завезли в страну 128,4 тысячи тонн. То есть доля собственной продукции составила около 65%. «Такое же соотношение импортной и украинской продукции на рынке наблюдается и в июне, в методологии расчета индикативных цен это почему-то не учитывается», — говорит аналитик консалтинговой компании UPECO Глеб Простаков.

Аналитики рынка справедливо отмечают, что большая часть украинской нефтепереработки сосредоточена в руках одной финансово-промышленной группы — «Приват» — и это оказывает влияние на ситуацию на рынке. Однако собственные мощности имеют и другие крупные участники рынка, такие как ТНК-ВР и «Лукойл-Украина». При этом часть нефтетрейдеров, не входящих в «Приват», имеют возможность приобретать нефтепродукты на подконтрольном группе Кременчугском НПЗ.

Реальные цены

Еще один фактор, свидетельствующий о несправедливости расчетов ЭАГ: украинские нефтетрейдеры покупают бензин по ценам ниже тех, которые показывает Platt’s. В распоряжение «ДЕЛА» попали данные Гостаможни о стоимости ввозимого бензина. Согласно им, бензин А-95 в начале июня импортировался по цене 652-692 доллара за тонну. В то время как, согласно котировкам Platt’s, стоимость каждой тонны бензина на внешнем рынке была в среднем на 35 долларов выше.

Таким образом, под подсчетам UPECO, использование старой методики расчета стоимости бензина давало бы стоимость топлива в среднем на 15-20 копеек меньшую, чем ее показывает ЭАГ сейчас.

Алексей Мужчина

Дело

Новини

22 Грудня 2023

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

Україна у 2023 році наблизилася до Європейського зеленого курсу

До декларації щодо гарантій безпеки для України приєдналася вже 31 країна

Енергоатом і американська Holtec планують створити спільне підприємство

Морський експорт компенсував втрати від блокади кордону з Польщею

Пірати захопили судно з прокатом південнокорейської Posco

Фінляндія розробила план щодо відновлення України 

Китай заборонив експорт технологій рідкоземельних металів

120 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Окупанти завдали двох авіаударів по вугільних шахтах у Торецьку

Україна та Молдова підписали домовленості про спільний контроль на пунктах пропуску на кордоні

Країни G7 погодили відтермінування виплати Україною держборгу до 2027 року 

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

ВСІ НОВИНИ ⇢