УкрПриватНафта

Точка зору

Группа «Приват» выстроила вертикально интегрированную нефтяную компанию. Из-за этого топливо может немного подешеветь, но качество бензина станет хуже

Восемь долгих лет НАК «Нафтогаз України» и татарские акционеры Кременчугского нефтеперерабатывающего завода спорили о том, кому должен принадлежать пакет в размере 18,296% акций. Спор закончился победой третьей стороны: 27 июня миноритарный акционер ООО «Корсан» (принадлежит акционерам ПриватБанка) купил этот пакет на конкурсе, проводимом самой компанией «Укртатнафта». Других претендентов не было. Точнее, НАК «Нафтогаз України» заявку на торги подала, но не смогла наскрести на залог 303,5 млн гривен.

Примечательно, что до этого группа «Приват», имея всего 1,25% акций ЗАО «Укртатнафта», умудрялась управлять заводом, игнорируя мнение мажоритарных владельцев. В октябре 2007 года руководителем крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) стал Павел Овчаренко, лояльный акционерам ПриватБанка. После судебного решения, обеспечившего приход Овчаренко на эту должность, «Татнефть» перестала обеспечивать завод сырьем. Теперь у ООО «Корсан» 19,55% акций, и позиции группы «Приват» на заводе усилились.

Старый конфликт

Конфликт возник в июне 1999 года, когда офшорные компании AmRuz Trading AG и SeaGroup International plc приобрели соответственно 8,336% и 9,96% акций компании «Укртатнафта», оплатив их векселями. Однако из 30 векселей, каждый номиналом в один миллион долларов, было погашено только три. В 2005 году Высший хозяйственный суд Украины признал продажу акций недействительной, но в 2006-м Верховный суд отменил это решение. В декабре следующего года «Татнефть» приобрела 100% акций SeaGroup и 49,6% акций AmRuz Trading (с опционом на выкуп еще 49,1% акций последней). Таким образом, татарские акционеры сконцентрировали около 55% акций компании «Укртатнафта». Однако в том же году по решению другого суда спорные акции были списаны на счет НАКа, который вследствие этого получил более 61% НПЗ. В 2009-м Хозяйственный суд Днепропетровской области постановил вернуть 18,296% акций эмитенту (т. е. ЗАО «Укртатнафта»), а Хозсуд Полтавской области обязал компанию реализовать этот пакет своим акционерам.

Стартовая цена спорного пакета составляла полтора миллиарда гривен. Но поскольку к аукциону допустили только одного участника, цену решили поднять до 2,1 млрд гривен. «Корсан» на такое повышение согласился. «Мы считаем, что ”Укртатнафта” стоит дороже, но в условиях кризиса все активы недооценены. Наша компания заплатила нынешнюю рыночную цену, но если было бы нужно, заплатила бы и больше», — заявил «Эксперту» Геннадий Корбан, представлявший «Корсан» на аукционе. Он также сообщил, что компания готова приобрести пакет акций НПЗ, принадлежащий татарской стороне. «Татарские акционеры должны вернуть свои акции эмитенту, поскольку они изъяли свой взнос из ЗАО ”Укртатнафта”. И если эти акции будут продаваться с аукциона, мы, несомненно, будем участвовать в торгах», — заверил Корбан.

Источник в компании «Укртатнафта» пояснил «Эксперту», что под «изъятием взноса» Корбан подразумевает невыполнение ОАО «Татнефть» своих инвестобязательств — в частности, относительно поставок на завод девяти миллионов тонн нефти ежегодно. И акции татарских акционеров были обеспечены именно этими обязательствами. Однако в компании «Татнефть» свои права на ценные бумаги ЗАО «Укртатнафта» считают нерушимыми, а аукцион по продаже 18,296% акций НПЗ — незаконным. «Единственное юридическое основание для проведения аукциона — решение Хозсуда Полтавской области, но сейчас его исполнение приостановлено Высшим хозяйственным судом Украины. Мы будем оспаривать эту сделку, хотя понимаем, что суд, скорее всего, встанет на сторону группы ”Приват”. В украинских судебных инстанциях ”Татнефть” не находит поддержки. Однако параллельно мы продолжаем международное разбирательство», — сообщили «Эксперту» в российской компании.

В «Нафтогазе» не дают официальных комментариев. Однако по информации одного сотрудника НАКа, представители компании приезжали на аукцион с судебным решением, запрещающим его проведение, но делегатов отправили домой. По его словам, покупка «Корсаном» акций компании «Укртатнафта» стала возможна благодаря неким «указаниям сверху». О том, что «Приват» и Блок Юлии Тимошенко — давние партнеры, известно всем.

Не только завод, но и труба

Те же «указания сверху», похоже, позволили акционерам ПриватБанка установить оперативный контроль над государственным предприятием «Укртранснефть» (100% принадлежит НАК «Нафтогаз України»). Двадцать второго июня головной офис и киевский диспетчерский центр госпредприятия захватил бывший заместитель председателя компании Александр Лазорко с отрядом спецназовцев. Лазорко утверждал, что является главой компании, поскольку наблюдательный совет назначил его и. о. председателя правления. Однако Игорь Кирюшин, до того времени руководивший ГП «Укртранснефть», заявил, что суд отменил это назначение.

Кирюшин возглавил предприятие в октябре 2006 года при правительстве Виктора Януковича. В январе 2009-го заместителем Кирюшина стал Лазорко, который до этого занимал должность председателя правления НПК «Галичина» (Дрогобычский НПЗ), принадлежащего акционерам ПриватБанка. В начале июня Кирюшин уволил Лазорко с формулировкой «за прогулы». Через неделю после этого наблюдательный совет компании «Укртранснефть» обвинил Кирюшина в невыполнении устава и отстранил его от должности. Конфликт закончился тем, что спустя три дня после силового захвата предприятия Кабинет министров назначил Кирюшина заместителем министра топлива и энергетики. В тот же день сотрудникам предприятия «Укртранснефть» представили Лазорко как нового руководителя. Повысив экс-менеджера компании, правительство отстранило его от реального контроля над транзитом нефти. А вот оперативное управление транспортными потоками получили акционеры ПриватБанка.

«Укртранснефть» может быть интересна группе «Приват» по нескольким причинам. Первая — получение контроля над нефтепроводом Одесса—Броды и изменение направления прокачки. В начале прошлого года Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ (также афиллирован с акционерами ПриватБанка) сообщили, что у них есть контракты о поставке на заводы каспийской нефти, которой можно было бы загрузить трубопровод. Однако тогда против этого варианта выступила премьер-министр Юлия Тимошенко, и в июле 2008-го Кабмин запретил компании «Укртранснефть» самостоятельно подписывать договоры с западноукраинскими НПЗ о поставке нефти в направлении Бродов.

Вторая причина — ГП «Укртранснефть» принадлежит нефтетерминал «Южный» (Одесса). Группа «Приват» уже владеет тремя из пяти морских топливных терминалов в Украине. Получив четвертый, она монополизировала бы морские отгрузки нефти.

Кроме того, «Укртранснефть» может дать ключевому акционеру ПриватБанка Игорю Коломойскому рычаги воздействия на российские нефтяные компании, ведь вопрос поставок нефти для Кременчугского НПЗ стоит очень остро.

Весьма вероятно, что компаниями «Укртранснефть» и «Укртатнафта» Юлия Тимошенко заранее расплатилась с Игорем Коломойским за будущую финансовую поддержку на выборах. Можно также предположить, что в ответ его партнеры, наконец, уступят правительству в другом конфликте — на нефтедобывающем предприятии «Укрнефть». По крайней мере, заплатят дивиденды за 2006–2008 годы. Проверить эту версию можно будет 14 августа: на этот день назначено собрание акционеров компании «Укрнефть». В 2006 году ее чистая прибыль составила 2,4 млрд, в 2007-м — 1,2 млрд, в 2008-м — 1,4 млрд гривен. «Нафтогазу» принадлежит половина этой компании, а ей самой (и госбюджету) 2,5 млрд гривен сейчас очень даже не помешают.

Советник премьер-министра, народный депутат Александр Гудыма избегает комментариев по поводу причастности правительства к монополизации нефтяной отрасли группой ПриватБанка, но и не опровергает наших размышлений. «Это слухи. Выборы еще не начались. А в коалиции есть много сфер влияния», — туманно высказался он. Что касается приобретения ею 18% акций ЗАО «Укртатнафта», то в этом советник премьера не видит ничего страшного, поскольку самый крупный пакет акций находится у государства.

Автозаправочный магнат

Итак, сейчас Игорь Коломойский с партнерами собрал все звенья вертикально интегрированного нефтяного бизнеса. Акционеры ПриватБанка владеют или управляют компаниями, занимающимися добычей нефти (крупнейшая в стране нефтедобывающая госкомпания «Укрнефть»), ее транспортировкой («Укртранснафта») и переработкой (Кременчугский, Надвирнянский, Дрогобычский НПЗ), а также крупнейшей в Украине сетью автозаправок. Купив сеть ANP («Альфа-нафта») и присоединив ее к немаленькой сети «Укрнафта» (плюс внебрендовые заправки), группа «Приват» сконцентрировала более 25% украинского розничного рынка моторного топлива (около 1600 АЗС из примерно 6000). Сделка еще не завершена, но это уже формальности — фактически сетью ANP управляют люди Коломойского.

Такая цепочка позволяет им торговать горючим по ценам ниже среднерыночных. К примеру, 1 июля бензин А-95 в среднем по Украине стоил 6,70 грн/л (по данным консалтинговой компании «НТЦ ”Психея”»), а на заправках компании «Укрнафта» его можно было купить по 6,40 грн/л. Держать такие цены просто, когда есть возможность покупать очень дешевую нефть. В конце июня украинскую нефть (в основном добычи компании «Укрнефть») «Укртатнафта» приобрела на аукционе по 1287,63 грн за тонну (22,8 доллара за баррель при мировой цене чуть ниже 70 долларов за баррель).

Для подобных ценовых игр у компаний Коломойского есть несколько причин. По словам одного из чиновников Минтопэнерго, сравнительно низкие цены на четверти украинских заправок — заказ Кабмина. Вместо получения контроля над нефтяной отраслью «приватовцы» обязались удерживать цены: это должно помочь нынешнему премьеру в предвыборной гонке. Такая информация подтверждается и заявлением Юлии Тимошенко, появившимся через несколько дней после продажи «Корсану» 18,296% акций ЗАО «Укртатнафта»: «Мы договорились с Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, что он продлит до осени контракты с Аграрным фондом на поставку дизельного топлива по цене 4200 гривен за тонну для аграриев». При этом отпускная цена завода на дизтопливо на 2 июля составляет 5650 грн/т.

«Когда цены на розничном рынке сдерживаются искусственно, это чревато для многих компаний. Особенно для мелких импортеров, которые в такой ситуации просто не могут конкурировать, ведь цена на импортный бензин стремительно растет. Чтобы удержаться на плаву в такой ситуации, им не остается ничего иного, как разбавлять топливо, то есть ухудшать его качество», — говорит чиновник Минтопэнерго. Как правило, импортный бензин качественнее украинского, и возможный уход импортеров с рынка может плохо отразиться на двигателях автомобилей.

Уменьшение доли импорта группе «Приват» выгодно, как и другим украинским производителям горючего. Это другая причина сознательного сдерживания цен. Директор одной из киевских экспертных компаний также предположил, что Коломойский с помощью демпинга хочет обанкротить и купить одну или даже несколько заправочных сетей. Кроме того, эксперт поделился сомнениями по поводу кондиций бензина, продаваемого на «приватовских» заправках: «Не думаю, что эта компания уделяет достаточно внимания качеству — на первом месте у нее стоят объемы продаж».

Но по мнению замдиректора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, низкие цены еще не означают плохого качества. «Потребители нуждаются в топливе разного качества по разной цене. Конечно, с ”приватовской” ценой сложно конкурировать, особенно когда трейдер ничего не может ей противопоставить — например, более высокое качество. Но ”приватовцев” еще никто не обвинил в продаже контрафакта на основании лабораторных данных», — говорит он. С ним согласен и исполнительный директор консалтинговой компании Fuel Alternative Виталий Давий: «Я не думаю, что ”приватовские” АЗС продают откровенную бодягу. У них есть доступ к легкой украинской нефти, хороший Кременчугский НПЗ, то есть имеется возможность демпинговать без снижения качества продукта».

Качественный кризис

«Думаю, что говорить о серьезном технологическом прорыве в украинской нефтепереработке придется еще очень и очень не скоро. По модернизации заводов нет никаких подвижек. И до кризиса собственники НПЗ не очень-то стремились вкладывать средства в повышение качества, а сейчас при нехватке денег все проекты реконструкций вообще умерли», — говорит Давий. По его словам, особенно остро вопрос качества стоит на Херсонском, Надвирнянском и Дрогобычском заводах. Последние два сейчас работают на минимальных оборотах из-за того, что Госкомитет по техническому регулированию с сентября 2008 года запретил производство в Украине дизтоплива с массовой долей серы выше 0,5%. «Остальные заводы если и дотягивают по качеству дизтоплива, то недотягивают по бензинам. Необходимо новое оборудование: установки гидроочистки, изомеризации бензина, висбрекинга и других», — считает Давий.

Ситуация с оборудованием лучше обстоит на принадлежащих россиянам заводах — Лисичанском (ТНК–BP) и Одесском («ЛУКойл»). Оба завода могут производить дизтопливо, соответствующее стандартам Евро-4. Но для того чтобы выпускать евробензин, еще понадобятся немалые деньги. В начале 2008-го президент компании ТНК-ВР Коммерс Сергей Лизунов оценивал переход Лисичанского НПЗ на производство бензинов, соответствующих стандарту Евро-4, в 350 млн долларов и четыре года работ. По его словам, для этого необходимо построить производства серной кислоты и регенерации отработанной кислоты, установки газофракционирования и алкилирования. В 2008-м компания ТНК-ВР Коммерс инвестировала в Лисичанский НПЗ почти 54 млн долларов, в нынешнем году предполагаются инвестиции в размере около 41,3 млн долларов. Но эти средства направляются в основном на замену изношенного оборудования и программы безопасности, а не на улучшение качества топлива.

Концерн «ЛУКойл» прошлой весной, после запуска реконструированного Одесского НПЗ, обещал к 2013 году перейти на производство бензина европейского качества. Однако из-за кризиса внедрение инвестпрограммы задерживается.

Владелец Херсонского НПЗ Игорь Еремеев оценивает необходимые работы по реконструкции своего завода в 700–800 млн долларов. По его мнению, вряд ли удастся привлечь такие средства до президентских выборов. Сейчас завод готов к работе после масштабного ремонта, проведенного в 2008-м, однако собственники еще думают над экономической целесообразностью его запуска.

«Укртатнафта» декларирует проведение реконструкции для улучшения качества дизтоплива. В марте на предприятии приступили к производству дизтоплива по стандарту Евро-3, в сентябре намерены начать выпуск дизтоплива с содержанием серы не более 0,005%, которое отвечает стандартам Евро-4.

«Нефтехимик Прикарпатья» в 2009 году собирается вложить в реализацию программ капитального строительства и технического перевооружения 490 млн гривен, которые пойдут на работы по строительству комплекса гидроочистки дизтоплива и разработку проектов некоторых установок.

Ранее НПК «Галичина» планировал до 2011-го завершить первый этап реконструкции, построив установки изомеризации легких бензиновых фракций, установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга, коксовую установку.

Впрочем, подобные планы западноукраинские заводы декларируют уже много лет. Ради намеченной модернизации им несколько раз продлевали разрешение на выпуск высокосернистого топлива. Однако никакие работы на заводах не проводились, и разрешение отменили. Близость к правительству может позволить Игорю Коломойскому вновь получить льготы и разрешения, позволяющие пока модернизацию не проводить. У задекларированных инвестпрограмм пока никаких перспектив нет, и наши машины будут продолжать периодически чихать и стучать клапанами. «Нефтепереработчиков сейчас всё устраивает, государство по голове не бьет, рынок потребляет топливо и нынешнего качества. Наши нефтяники очень сильно влияют на политические процессы в стране, поэтому повышение качества топлива в Украине еще долго будет оставаться под жирным знаком вопроса», — грустно заключает Виталий Давий.

Мария Помазан

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢