Страна развитого трайбализма

Точка зору

Об украинском единстве сказано и написано не меньше, чем о философском камне, вечном двигателе, шапке-невидимке и других легендарных химерах. Во имя призрачного единства мертворожденная коалиция ПРиБЮТ собиралась покончить с выборной демократией и свободой слова.

О пресловутом единстве без конца разглагольствуют политики, активно раскалывающие страну. Тема единства будет не раз затронута в ходе президентской кампании. Но прежде чем призывать наших сограждан к единению, стоит поговорить о корнях украинского раскола.

Ничего уникального и оригинального в наших бедах нет. По сути мы наблюдаем украинскую разновидность трайбализма – племенной розни, настоящего бича независимых африканских государств.

Корни этого печального явления восходят к мрачной колониальной эпохе, когда метрополия проводила внутренние границы, исходя из экономической целесообразности и совершенно игнорируя этнокультурные различия.

Как следствие, африканские страны, получившие независимость, оказались весьма неоднородными образованиями. Скажем, в Гане нет ганцев: здесь живут племена ашанти, эве, фанти, адангме. В Руанде вы не найдете руандийцев: там есть хуту и тутси. В Нигерии – хауса, йоруба, ибо. И так на всем континенте…

Независимая Украина столкнулась с аналогичной проблемой.

На сегодняшний день украинцев как единой общности от Тернополя до Симферополя не существует. Ссылаться на перепись населения бессмысленно: донетчанин и львовянин, назвавшиеся "украинцами", отличаются друг от друга ничуть не меньше, чем ашанти от эве.

Де факто на территории нашего государства проживают два многочисленных "племени" с разной культурой, историей и пантеоном священных идолов. Такие вопросы, как язык, Вторая мировая, Голодомор, НАТО, Россия и Грузия уже давно приобрели сакральный характер.

Житель Ивано-Франковска или Луганска лишь номинально свободен в выборе приоритетов: фактически их определяет окружающая среда. Чувство принадлежности к "своим" побуждает украинского гражданина принимать готовый набор культурных, исторических и политических фетишей, зачастую абсолютно не связанных друг с другом.

Это не взгляды – это верования. Соответственно, противоположная точка зрения – святотатство, кощунство и страшное оскорбление. Так что о конструктивных дискуссиях между Западом и Востоком приходится только мечтать.

Две Украины, имеющие мало общего, – объективная реальность, которую нужно принять. Констатация этого очевидного факта едва ли может углубить раскол. Ситуацию усугубляет другое – попытки присвоить двум украинским "племенам" хвалебные или уничижительные ярлыки, поделить граждан Украины на правильных и неправильных, сознательных и несознательных; тех, кто должен играть в государстве руководящую и направляющую роль; и тех, кто подлежит перевоспитанию или как минимум исключению из общественно-политической жизни.

Это и есть настоящий, стопроцентный трайбализм в действии!

В чем заключается классическая трайбалистская практика по-африкански? Люди, облеченные властью, предоставляют родному племени кадровые, финансовые и гуманитарные преференции.

Позитивная дискриминация одних оборачивается заурядной дискриминацией других.

К примеру, многолетний диктатор Гвинеи Лансана Конте был выходцем из племени сусу, который составляет около 15% населения страны. Но армия, полиция и чиновничий аппарат комплектовались исключительно представителями сусу. В гвинейской столице Конакри сусу насаждался в качестве основного языка. Представители других многочисленных племен – фульбе и малинке – поневоле чувствовали себя людьми второго сорта.

Трайбализм подрывает государство изнутри, нивелирует принцип равноправия граждан, превращает демократию и гражданского общество в фикцию, провоцирует кровопролитные междоусобные войны. Так было в Нигерии, Руанде, Сомали, Либерии и других странах.

Жители Востока и Запада Украины – это те же хуту и тутси, ибо и хауса, облагороженные налетом цивилизации и не имеющие доступа к автоматам Калашникова. Посему гражданское противостояние в нашей стране не сопровождается кровопролитием, а проходит в формате политических, идеологических, информационных войн.

Одни откровенно недолюбливают "бандеровцев", окопавшихся на Западе, другие не скрывают снисходительно-презрительного отношения к "малороссам" и "совкам", засевшим на Востоке.

Не последнюю роль в межплеменных разборках играют украинские журналисты: большинство из них не в состоянии выдерживать нейтралитет и охотно принимают сторону одного из двух кланов.

Вызовы, с которыми сталкивается нынешняя Украина, типичны для трайбалистского общества. В первую очередь это постоянный страх перед экспансией соседнего племени.

А вдруг какие-нибудь сусу или тутси захватят власть и начнут перекраивать страну по собственному вкусу, диктуя остальным свою волю?! В 2004 году Запад противостоял засилью демонических "донецких" и натиску злобных русификаторов во главе с Дмитрием Табачником. Ныне Восток недоволен инициативами заядлых трайбалистов Вакарчука и Вовкуна, а также попытками перенести культ местных божков Бандеры и Шухевича на государственный уровень.

Заметим, что пока мы избавлены от худшего: пресловутой "твердой руки", представляющей одну половину страны и ломающей через колено другую половину.

Сегодня об этом мечтают и Восток, и Запад (естественно, примеряя на роль сильной руки "своих"), но такой сценарий обернется для Украины катастрофой…

Еще одна характерная примета трайбалистского государства – привязка политической жизни к территориальным кланам и неприятие политиков, репрезентирующих другое племя. Возьмем недавние события в Гвинее-Бисау, где взбунтовавшиеся солдаты убили президента Жуана Бернарда Виейру. Ларчик открывался просто: 80% армейского персонала – выходцы из племени баланта, а покойный президент был представителем племени фульбе.

В Украине схожая ситуация. Совершенно очевидно, что добрая половина страны никогда не примет президента Януковича. Лидер регионалов может отказаться от активной пророссийской риторики и забыть о двуязычии, но от этого мало что изменится: в общественном сознании ВФЯ неразрывно ассоциируется с одним из племенных кланов. Причем Виктор Федорович – отнюдь не исключение, а скорее правило для отечественной политики.

Страну могут объединить кандидатуры, равноудаленные от Запада и Востока, но где их взять? По-видимому, грядущая президентская кампания только усугубит раскол: политикам-тяжеловесам выгодно превратить ее в стандартную трайбалистскую разборку под лозунгом "Мы или они!"

Однако проблема не только в эгоистичных и безответственных политиках.

Допустим, завтра свершится чудо: к власти придут грамотные люди, и новое украинское руководство возьмет курс на "сшивание" страны. Единственно возможная стратегия в принципе ясна: отказ от безоговорочной поддержки Востока или Запада, переход от примитивного этноцентризма к принципу гражданственности, регионализация гуманитарной политики, которая позволит жителям Украины говорить на родном языке и чтить собственных героев, не ущемляя чужих интересов.

Но поможет ли запоздалое миссионерство? Где гарантия, что политика разумных компромиссов устроит обе стороны, а не приведет к обоюдным протестам? Не исключено, что одни будут возмущаться "ползучей русификацией", а другие – "разгулом национализма".

Одесский русофил воспринимает установку памятника Бандере во Львове как личное оскорбление, а львовский националист готов ехать в Одессу, чтобы пикетировать монумент Екатерине II. Политически активный Восток озабочен положением русского языка в Ивано-Франковске, а национально сознательный Запад бредит украинизацией луганских и донецких вузов…

Дело в том, что последовательный трайбалист воспринимает любой компромисс как жуткую дискриминацию. Напротив, экспансию он считает борьбой за собственные права.

Когда у него появляются возможности для экспансии, наш герой развивает бурную деятельность, забывая о либеральной демократии и европейских ценностях. Когда таких возможностей у него нет, он увлекается сепаратизмом.

В 1960-х годах подобная "борьба за права" привела образцовую республику Нигерию к военной диктатуре и гражданской войне. Историк Пол Джонсон пишет: "Утверждение "прав", достигшее точки отделения, поставило Нигерию перед невозможностью функционировать, используя нормальный процесс демократических дебатов и компромиссов. Срыв почти наступил в 1964-м, всего лишь через четыре года после получения независимости, и окончательно – в 1966-м".

Как видим, для преодоления трайбализма недостаточно мудрых законов и компетентных министров: многое зависит от зрелости самого общества.

Должны измениться не только власть имущие, но в первую очередь мы сами, – одесситы и львовяне, киевляне и крымчане. Перейти от иррациональных верований к здравому смыслу и взвешенным оценкам. Научиться мыслить самостоятельно, не оглядываясь на "своих" и "чужих".

Отказаться от разделения на оранжевых и бело-голубых, сознательных и несознательных, бандеровцев и малороссов. И стать просто гражданами.

Михаил Дубинянский

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢