Подробнее Запомнить город


Газ поднимется на новую высоту

размер текста:

Украина пообещала Международному валютному фонду повысить стоимость газа для населения. В НАК "Нафтогаз Украины" говорят, что за год тарифы могут вырасти вдвое. В этом случае в стране станет рентабельной газодобыча, но с ростом цен увеличится и объем задолженности потребителей, предупреждают эксперты.

Кабинет министров пообещал Международному валютному фонду ежеквартально повышать цену на природный газ для населения, сообщила на брифинге глава миссии фонда в Украине Джейла Пазарбазиолу (см. стр. 1,7). По ее словам, это должно улучшить финансовое состояние НАК "Нафтогаз Украины", кроме того, у правительства есть возможность усилить защиту наименее обеспеченных слоев населения.

В год население Украины потребляет около 21 млрд кубометров газа, поставщиками которого являются исключительно украинские добытчики. Сейчас его стоимость составляет от 402 до 622 грн/тыс. кубометров в зависимости от объема потребления. При этом добытчики получают намного меньшие суммы: "Укрнафта" и "Черноморнефтегаз" – 199 грн/тыс. кубометров, а "Укргаздобыча" – 179 грн/тыс. кубометров. Большую часть стоимости топлива составляют налоги и наценка "Нафтогаза".

Последний раз стоимость газа для населения повышалась в декабре 2008 года – на 35%. И еще недавно (см. Ъ от 12 июня) премьер-министр Юлия Тимошенко заявляла, что цена на него до конца года меняться не будет: "Я категорически против повышения цены на газ для людей. Я пообещала, что в текущем году она не изменится, и я сдержу свое обещание". Связаться с пресс-секретарем премьера Мариной Сорокой, для того чтобы выяснить, что заставило премьера отказаться от своих слов, Ъ вчера не удалось.

В Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, регулирующей тарифы на газ, заверили, что, если предложения правительства по повышению стоимости топлива поступят, они их оперативно рассмотрят. При этом в комиссии отметили, что правительство никогда не подает подобные предложения без учета мнения "Нафтогаза". В НАК рост цены на 30% считают необходимым, сообщил пресс-секретарь "Нафтогаза" Валентин Землянский. По расчетам Максима Шеина из ИК "Брокеркредитсервис", это позволит компании ежегодно дополнительно получать $450-680 млн. В течение же года цена на газ для населения может вырасти вдвое, говорит источник Ъ, близкий к "Нафтогазу".

Если увеличение цены будет утверждено, в Украине повысится рентабельность газодобычи, уверены в ДК "Укргаздобыча". Финансовый директор "Укрнафты" Владимир Пустоваров подчеркивает, что сейчас себестоимость добычи газа с учетом инвестиций в разработку новых месторождений составляет порядка 580-600 грн/тыс. кубометров: "Сегодняшняя цена 199 грн не позволяет даже окупать добычу, не говоря уже о поиске и разработке новых участков. У нас с каждым годом снижается объем добычи, что увеличивает и без того высокую зависимость от российского газа".

В то же время повышение цены может привести к кризису неплатежей, считает заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. "Повышение цены вдвое в условиях экономического кризиса приведет к тому, что часть потребителей не сможет рассчитываться за него. Исходя из опыта подорожания в предыдущие годы, по оценкам комитета, доля расчетов может сократиться с 95% до 70-75%",– соглашается член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Тулуб.

Олег Гавриш

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!