Подробнее Запомнить город


Nabucco неизбежен

размер текста:

В Анкаре вчера было подписано межправительственное соглашение о реализации проекта газопровода Nabucco, который должен пройти в обход Украины и России. По мнению главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, теперь его строительство "не просто вероятно, а неизбежно". В результате Туркмения, основным закупщиком газа которой является Украина, получит прямой выход на европейские рынки, что может стать основанием для повышения цен на топливо для нашей страны.

Главными героями вчерашней церемонии в Анкаре были премьер-министры пяти стран, по территориям которых должен проходить будущий трубопровод Nabucco. Именно главы правительств Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии подписали соглашение о начале реализации проекта. Это событие означает окончание долгих и мучительных переговоров между ЕС и Турцией: изначально Анкара требовала для себя до 15% всего перекачиваемого по трубе газа. Теперь это требование снято.

Напомним, российский проект South Stream до этой стадии еще не дошел: до сих пор соглашение о его реализации не подписал ключевой участник – Италия.

Россия в последние месяцы вела активные переговоры с Турцией, стараясь отговорить ее от участия в Nabucco и предлагая альтернативные проекты вроде второй нитки трубы Blue Stream. Однако вчера турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган преподнес России сюрприз, "выразив надежду на то, что однажды и российский газ будет транспортироваться в Европу по Nabucco". Фактически слова турецкого премьера означают, что, по его мнению, Россия вскоре откажется от надежды построить South Stream, а проблемы с транспортировкой газа через Украину у нее будут продолжаться – и Москва будет вынуждена воспользоваться услугами Nabucco. О том, что российский газ в отдаленной перспективе может быть запущен в Nabucco, говорили вчера также спецпредставитель президента США Ричард Морнингстар и премьер Болгарии Сергей Станишев.

По словам Реджепа Эрдогана, не опасна для будущего Nabucco и вторая ключевая проблема этого проекта – отсутствие надежной ресурсной базы. "На первом этапе в трубопровод поступит азербайджанский газ. Впоследствии мы рассчитываем получать для Nabucco газ из Туркмении, Ирака, Сирии, Египта, а также сжиженный газ, который будет доставляться на танкерах из Катара",– заявил турецкий премьер. Действительно, в преддверии подписания соглашения в Анкаре в конце прошлой недели о готовности участвовать в проекте официально объявили президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов и премьер-министр Ирака Нури аль-Малики. Последний, кстати, даже приехал в Анкару на вчерашнюю церемонию и заявил, что Ирак готов давать Nabucco 15 млрд кубометров газа в год – это почти половина проектной мощности трубопровода.

После подписания соглашения стало еще более очевидным, что Nabucco существенно опережает South Stream благодаря консолидированной политической поддержке практически всей Европы. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу выглядел на вчерашней церемонии настоящим триумфатором. "Еще недавно люди говорили, что проект не пройдет. Сейчас же я считаю, что строительство этого трубопровода даже не просто вероятно, а неизбежно",– заявил он. Более того, глава Еврокомиссии добавил, что "проект может открыть дверь в новую эру сотрудничества между ЕС и Турцией".

South Stream подобной консолидированной поддержкой похвастаться не может. Более того, число его сторонников может уменьшиться, если новое правительство Болгарии возглавит Бойко Борисов – лидер партии, победившей на недавних парламентских выборах. Он активно выступает против совместных экономических проектов с Россией, которым дал старт нынешний премьер Сергей Станишев. Впрочем, и сам господин Станишев вчера поставил свою подпись под соглашением, заявив: "Я не думаю, что Россия прямо или косвенно будет препятствовать осуществлению проекта".

Наконец, важным плюсом Nabucco является то, что у этого проекта, как утверждает управляющий директор компании Nabucco Gas Pipeline International Рейнхард Митшек, уже есть деньги. В мае этого года Европейский инвестиционный банк заявил о готовности вложить в проект до 25% его стоимости, то есть примерно 2 млрд евро. По словам господина Митшека, несмотря на кризис, эти планы не будут пересмотрены. South Stream, как известно, является более дорогостоящим проектом (от 19 млрд евро до 24 млрд евро против 7,9 млрд евро у Nabucco), и пока денег на его реализацию европейские банки не обещали.

Следующим этапом для проекта Nabucco должно стать подписание соглашений между пятью странами-участницами и Nabucco Gas Pipeline International Company – это должно произойти до конца года.

Для Украины создание Nabucco выгоднее, чем альтернативный проект – South Stream. "Это соглашение ставит крест на реализации проекта South Stream, который должен был направить примерно 20 млрд кубометров российского газа в обход Украины",– говорит советник премьер-министра, член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма (БЮТ). Кроме того, строительство Nabucco, по его словам, лишает Украину риска снижения объемов транзита, а в перспективе позволяет получать газ в обход России: "Теоретически Nabucco может быть соединен с газотранспортной системой Украины через Болгарию и Румынию, и мы сможем получать незначительные объемы газа на юге страны, что позволит диверсифицировать поставки газа".

С другой стороны, строительство Nabucco может иметь и отрицательные последствия для Украины. "Получив прямой выход на европейские рынки, Туркмения повысит цену газа. Поскольку Украине 'Газпром' традиционно продает среднеазиатский газ, это значит, что добиться уступок по цене от российской монополии не удастся",– считает член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Тулуб (Партия регионов). Кроме того, одобрение плана строительства Nabucco ставит крест на планах Юлии Тимошенко по строительству газопровода White Streame, отмечает заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. В начале прошлого года Украина представила европейскому сообществу этот газовый проект как альтернативу Nabucco проектной мощностью 31 млрд кубометров. По подсчетам правительства, экономия при его строительстве могла составить до $2 млрд. Однако эксперты тогда заявили, что для сохранения своей энергобезопасности ЕС не станет экономить (см. Ъ от 30 января 2008 года).

Михаил Зыгарь, Олег Гавриш

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!