Река не впала в море

Точка зору

В Минтрансе отказались от идеи объединения речного и морского портов в Херсоне. Свое решение в министерстве объясняют необходимостью сохранить конкуренцию между ними. Однако эксперты связывают это с судебной тяжбой, инициированной компанией "Укрречфлот" Константина Григоришина, управлявшей речным портом до его присоединения к морскому.

26 марта Министерство транспорта и связи передало причалы Херсонского речного порта на баланс одноименного морского (см. Ъ от 3 июля). Причалы находились на балансе Госадминистрации речных портов, но управлялись "Укрречфлотом" предпринимателя Константина Григоришина. Тогда в морском порту объясняли, что присоединение речного позволит сохранить высокие объемы перевалки.

Однако в начале недели в Минтрансе неожиданно изменили свою позицию. На совещании в минувший понедельник было решено вернуть причалы речному порту, рассказал Ъ заместитель министра Михаил Чубай. "В министерстве сочли, что передача причалов уничтожит конкуренцию между портами и создаст монополию",– объяснил директор Госадминистрации речных портов Константин Стадников. В Минтрансе задумались о конкуренции после того, как премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что к портовым элеваторам могут быть предъявлены претензии со стороны Антимонопольного комитета. По ее мнению, компании необоснованно повысили стоимость своих услуг, а комитет заявил о нарушениях на рынке хранения зерна (см. Ъ от 2 июля).

Речной и морской порты – действительно прямые конкуренты. Первый находится в устье Днепра, второй – в 15 км от него. Оба занимаются перевалкой навалочных и генеральных грузов. Объем перевалки морского порта в 2008 году составил 4,26 млн т, речного – 950 тыс. т.

С решением Минтранса были не согласны в "Укрречфлоте". Компания оспорила его в окружном административном суде Киева на основании того, что разрыв договора об управлении причалами не был согласован с компанией и Минэкономики. Если приказ Минтранса будет аннулирован, в "Укрречфлоте" готовы отозвать иск. "Передача причалов могла привести к закрытию порта: мы понесли бы серьезные убытки и потребовали бы их возмещения в судебном порядке",– сказал президент "Укрречфлота" Валентин Касапчук. По словам начальника Ильичевского морского торгового порта Геннадия Скворцова, речь могла бы идти как минимум о возмещении годового объема перевалки грузов – $19 млн. "Думаю, судебный иск и стал главной причиной того, что Минтранс отказался от передачи причалов",– считает он.

Как отметил член комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Виталий Корж, отмена решения Минтранса на основании того, что оно нарушает принцип конкуренции, создает на рынке прецедент. "Теперь в любом городе, где есть два государственных порта, министерство будет вынуждено сохранять статус-кво. Это означает, например, что запланированной ранее передачи причалов Керченского рыбного порта МТП Керчи, скорее всего, не произойдет",– говорит он.

Олег Гавриш

Новини

14 Січня 2024

Якщо боржникам почнуть відключити електрику, то рівень платежів зросте – НКРЕКП

13 Січня 2024

ЄК виділила 126 млн євро на розширення румунських портів для експорту товарів з України 

12 Січня 2024

Велика Британія надає 200 млн фунтів для виробництва українських дронів

З України до морських портів в Румунії будують нову автомагістраль

Cвітові продажі електромобілів зросли на 31%

ДБР підозрює суддю Дніпровського райсуду столиці у прикритті оборудки Жеваго

Відбір газу з українських ПСГ сягнув максимуму за два роки

За тиждень автогаз у мережах АЗС подешевшав майже на гривню

У 2024 році Мінекономіки прогнозує зростання ВВП на 4,6%

Індійська JSW Steel планує побудувати новий завод

У 2023 році імпорт до України перевищив експорт на 27,5 млрд дол

Імпорт електроенергії гарантує великим підприємствам можливість продовження роботи

В НБУ очікують на здешевлення кредитів

В Україні більше жінок працюють на чоловічих посадах

Міттал оголосив про будівництво найбільшого в світі металургійного заводу

Уряд планує цього року запустити п’ять індустріальних парків

ВСІ НОВИНИ ⇢