Подробнее Запомнить город


"Нафтогаз" - игрушка в руках политиков

размер текста:

Без украинского газового монополиста в Европе не было бы российского газа - с ним, правда, тоже он есть не всегда, пишет австрийская Die Presse. Портрет колосса, который объединяет, а подчас разделяет континенты, - в материале Эдуарда Штайнера.

После перебоев с поступлением российского газа в ЕС, случившихся повторно в январе текущего года, Европа стала все сильнее сомневаться в надежности украинского "Нафтогаза" как компании, обеспечивающей транзит. Тогда "Газпрому" удалось повесить на украинский концерн по крайней мере половину вины - и с того момента российский монополист и Европа постоянно бьют тревогу: мол, "Нафтогаз" представляет угрозу бесперебойным поставкам.

"Проблема в том, что каждый хочет решить свои проблемы за счет других", - защищается зампредседателя правления украинского концерна Игорь Диденко, добавляя, что "Нафтогаз" оказался между молотом и наковальней.

По мнению Михаила Гончара, бывшего менеджера концерна, а ныне эксперта исследовательского центра "Номос", политические и экономические турбулентности нигде так явно не проявляются, как в газовом бизнесе. На долю "Нафтогаза" с его 170 тыс. сотрудников приходится одна седьмая украинского ВВП и, помимо собственной добычи, концерн отвечает за всю сеть трубопроводов.

Но, прежде всего, пишет Эдуард Штайнер, будучи государственным концерном, "Нафтогаз" вынужден удовлетворять интересы нескольких сторон. Во-первых, это отечественные потребители, которые сегодня обеспечиваются газом по ценам ниже закупочных. Кроме того, это окончательно рассорившееся руководство страны, сражающееся за сферы влияния в концерне и избегающее в преддверии президентских выборов такой непопулярной меры, как повышение цен на газ, - что обходится "Нафтогазу" в 6,9 млрд евро долгов по кредитам.

В-третьих, продолжает издание, это Россия, которая хочет поставлять свой газ в Европу, одновременно используя его как средство политического давления. И наконец, это Европа, которая получает 80% газа из России через Украину.

Договор, подписанный украинским премьером Тимошенко в Москве и ознаменовавший окончание январского газового конфликта, вызвал недовольство президента Ющенко. Согласно достигнутым соглашениям, цена на газ для Украины поднимается до европейского уровня, кроме того, "Нафтогаз" должен был закупить минимально оговоренный объем газа. "Газпром", со своей стороны, напротив, не гарантирует объемов для транзита, на которых украинский концерн мог бы заработать, а, кроме того, он платит за транзит скромные по сравнению с европейскими тарифами 1,70 долларов за 1 тыс. кубометров и 100 км. Президент Ющенко назвал договор унизительным; он подозревает, что за ним стоит тайный сговор его бывшей соратницы Тимошенко с Москвой.

К неудовольствию "Газпрома", говорится далее в статье, "Нафтогаз" несколько месяцев откладывал покупку газа для газохранилищ, чтобы дождаться снижения цен 1 июля.

"Нам нужен кредит в размере 4,2 млрд долларов", - утверждает Диденко. Платить должен ЕС, уверен "Газпром". ЕС пока не говорит окончательного "нет", однако называет сумму кредита преувеличенной. Кроме того, Европа требует прозрачности концерна, который обвиняют в коррумпированности и теневых налоговых схемах, добавляет автор статьи.

Эдуард Штайнер

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!