О разумном протекционизме

Точка зору

Страна получила третий транш кредита МВФ, который должен помочь закрепить положительные тенденции экономической стабилизации. В то же время, дальнейшее благополучие будет определяться не только степенью эффективного освоения выделенного ресурса. Многое будет зависеть и от умения экономического блока правительства вовремя «отбить» остальные потенциальные угрозы. Как избежать инфляционного скачка после повышения коммунальных тарифов? Сколько реальных доходов «убежало» в тень за первый квартал 2009 года? Об этом и о другом в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал министр экономики Украины Богдан ДАНИЛИШИН.

— Поможет ли третий транш кредита от МВФ преодолеть негативные последствия девальвации, которая наблюдается на валютном рынке?

— Стране нужна стабильная гривня, потому что разные ее колебания негативно влияют на состояние экономической системы. Поэтому курсовая политика должна быть прогнозированной и давать возможность планировать развитие реального сектора экономики. А третий транш кредита МВФ — это своеобразный предохранитель, обеспечивающий экономическую стабильность в стране. Сам же факт признания МВФ украинского правительства и Украины как равноправного партнера в системе взаимоотношений — хороший сигнал. Подтверждением успешности такого сотрудничества стало присвоение Украине Standard&Poors позитивного рейтинга по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте.

— Украина брала на себя обязательства после получения третьего транша увеличить пенсионный возраст и открыть земельный рынок?

— Эти реформы не привязаны к договоренностям по МВФ. Хотя изменения в пенсионном или земельном вопросе все равно нужно проводить. Ведь они входят в перечень структурных реформ, которые должны состояться в стране. И будут продолжаться они не один месяц, а возможно и год.

— А какой курсовой прогноз предлагает МВФ для пары «гривня—доллар» в своих требованиях?

— В меморандуме это не установлено. Курс будет определяться в соответствии с тенденцией, развивающейся на рынке Украины, и соответствовать принципам денежно-кредитной политики. Но не нужно забывать, что курс — прямая прерогатива НБУ. И курсовая политика будет зависеть от эффективности его действий.

— Насколько целесообразно брать четвертый транш кредита МВФ, ведь, по вашим словам, экономика начинает стабилизироваться?

— Кредиты от МВФ — это самые дешевые кредиты, которые вообще можно сегодня взять на внешних рынках. Украина их направляет на стимулирование реального сектора экономики, на создание надежной основы для банковской системы (на пополнение валютных резервов НБУ) или на погашение внешних долгов. Сама же по себе экономическая стабилизация — это долговременный процесс. Так, в июне, по сравнению с маем, мы получили рост производства на 3,1%. Но выйти на темпы, которые Украина имела до августа 2008 года, будет проблематично в ближайший год-полтора. Потому что существуют факторы, не связанные со внутренними возможностями страны. Никуда не делась и зависимость от конъюнктуры мирового рынка: в первую очередь это касается мирового спроса на украинскую продукцию (продукцию металлургии, химии, машиностроения). И хотя на данное время ведется политика на развитие внутреннего рынка и переориентацию производства именно на внутренний рынок, вопрос восстановления позитивной динамики отечественного производства в значительной степени зависит и от изменения траектории спроса и цен на отдельных мировых товарных рынках. К другим факторам можно отнести те, которые касаются возможностей наших производителей изготавливать конкурентоспособную продукцию. Поэтому сейчас Украина должна не только создать условия, чтобы выйти на докризисные экономические показатели, но и существенно повысить уровень конкурентоспособности своей продукции.

— И четвертый транш нам поможет сделать это быстрее?

— Правительство Украины делает все для того, чтобы четвертый транш был направлен на поддержку структурных реформ.

ПРЕГРАДЫ ДЛЯ РОСТА

— А ожидаете ли вторую волну кризиса в конце 2009 — в начале 2010 года, когда деньги от МВФ закончатся и начнется избирательная кампания?

— Я считаю, что нельзя допускать, чтобы в Украине политические кризисы накладывались на экономические. При всех условиях и процессах, происходящих сегодня в стране, нужно шаг за шагом стабилизировать производство и обеспечивать его последовательное развитие. Никакая политическая деятельность не должна направляться на экономическую дестабилизацию, потому что от этого пострадает вся страна.

Напомню, что первое полугодие 2009 года характеризовалось продолжением негативных тенденций конца 2008 года, сформировавшихся в украинской экономике под влиянием кумулятивного эффекта мирового финансового кризиса. Распространение рецессионных процессов в мире, падение спроса и цен на мировых товарных рынках нашло свой отклик во внутренних процессах страны и очень негативно отразилось на положении реального сектора экономики. Однако сейчас наблюдается стабилизация ситуации и постепенное оживление производственной деятельности в определенных секторах экономики. Показатели июня еще раз засвидетельствовали, что самая глубокая точка падения пройдена и экономика постепенно начинает двигаться вверх. Так, объемы промышленного производства в июне к маю выросли на 3,1%. Постепенно восстанавливается и доверие населения к банковской системе. Начиная с апреля, происходит стабильный прирост депозитов физических лиц: 0,6% — в апреле, 0,7% — в мае, 2,7% — в июне (снижение с начала года составляет 7,7%). Это позволило усилить ресурсную базу банковской системы и способствовало увеличению объема кредитования реального сектора экономики — на 1,4%. Следовательно, ситуация в украинской экономике стабилизировалась, и появились первые признаки ее постепенной адаптации к внешним шокам.

— И все же, если учесть упомянутые факторы, ожидаете ли второго витка кризиса?

— Я думаю, что второй волны кризиса не будет. Ее появление при нынешних условиях будет иметь негативные последствия для страны. Поэтому правительство станет делать все от него зависящее, чтобы не допустить этого. Сейчас Минэкономики разрабатывает макроэкономический прогноз на 2010 год, в котором прогнозирует рост ВВП (используя для этого все внутренние резервы и внешнеэкономическую конъюнктуру). Кроме того, в 2010 году ожидаем меньшую инфляцию. Правительство будет создавать все условия для экономического роста. По нашим предварительным прогнозам, которые, кстати, поддерживает МВФ, в 2010 году экономический рост может составлять плюс 3% ВВП.

— А как, на ваш взгляд, отразится на процессе экономической стабилизации увеличение коммунальных тарифов на 20%? И сможет ли Минэкономики в данном случае сдержать инфляционный скачок в стране?

— Инфляционный скачок сам по себе — процесс, зависящий не только от тарифной политики и повышения тарифов в определенном регионе.

— Но ведь нельзя игнорировать такой существенный фактор…

— На мой взгляд, повышение коммунальных тарифов должно происходить на протяжении определенного времени, то есть эволюционно. На 20% тарифы можно поднимать сразу, а можно и в течение определенного времени. Я считаю, что наиболее целесообразно вводить повышение коммунальных тарифов эволюционным путем, обеспечив при этом механизмы защиты социально уязвимого населения.

— А если увеличат сразу на все 20%?

— Вот Киев уже «рубанул» — и имеем то, что имеем.

— А если за Киевом пойдут остальные регионы?

— Остальные не пойдут, потому что в других областях и так высокий уровень тарифной нагрузки, который отображает экономические расходы на коммунальные услуги. Я бы не хотел прогнозировать зависимость индекса потребительских цен от тарифного фактора. В стране сейчас нет причин для инфляционных ожиданий и нет оснований сравнивать ситуацию с 2008 годом, когда существовала большая степень инфляционной нагрузки, перешедшая еще с 2007 года. Нужно заметить, что в первом полугодии цены на потребительском рынке росли почти вдвое меньшими темпами (8,6%), по сравнению с соответствующим периодом 2008 года (15,5%). Причем динамика цен на продовольственные товары была почти в три раза меньше, чем за алогичный период 2008 года. Следовательно, в предыдущие месяцы 2009 года в стране был достаточно низкий показатель инфляции.

И РЫНОК ЗАЩИТИТЬ, И ИНВЕСТИЦИИ НЕ ПОТЕРЯТЬ

— А можете прокомментировать информацию об обязательствах Украины перед генеральным советом ВТО снять до 7 сентября 2009 года все торговые надбавки к действующим ставкам импортной таможенной пошлины на товары некритического импорта. Ведь невыполнение этого требования может негативно повлиять на украинскую экономику.

— Закон, принятый в феврале, теряет свою силу 7 сентября 2009 года. Но не стоит забывать, что каждая страна защищает свои внутренние интересы, исходя из реальной экономической ситуации. Так, свои интересы защищают страны ЕС и другие страны. Украина тоже должна защищать свои экономические интересы. Мы не единожды обращались к странам ЕС по поводу снятия некоторых ограничений, например, относительно продукции химической промышленности. Но до сих пор никакой реакции нет.

— А как вы относитесь к мнению некоторых парламентариев, что нужно продолжить этот государственный протекционизм в условиях кризиса?

— Я поддерживаю идею о государственном протекционизме в условиях кризиса. В нынешних условиях Украина должна действовать, исходя из рациональных форм защиты внутреннего рынка. Что мы сейчас имеем? Я попросил подготовить аналитический документ об уровнях тарифной защиты рынков Украины в сравнении с другими странами — участницами ВТО. В соответствии с проведенным анализом по уровню связанной ставки таможенной пошлины — предельный уровень пошлины — Украина из 152 стран в постоянной номенклатуре товаров занимает 119 место. Ниже только среднеарифметические ставки в США, Японии и еще некоторых странах. По сельскохозяйственным товарам страна занимает 118 место, по несельскохозяйственным — 116 место. Кроме того, сравнение среднеарифметической связанной таможенной ставки Украины в рамках членства в ВТО осуществлено также по товарным группам. Анализ проведен в сравнении с 20 странами — членами ВТО, среди которых наши главные торговые партнеры, присоединившиеся к организации после 1995 года. Так, по результатам этого анализа выяснилось, что по ставкам на сельскохозяйственные продукты Украина занимает: на живых животных, мясо и мясные продукты — 15 место; на овощи, фрукты и семена масличных культур — 13 место; на сахар и кондитерские изделия — 12 место. Среди несельскохозяйственных товаров показатели следующие: рыба и рыбопродукты — 15 место; минеральные продукты и металлы — тоже 15; продукты химической промышленности — 12; электрические машины — 14. То есть результаты подтверждают, что уровень тарифной защиты внутреннего рынка отвечает принципам экспортно-ориентированной внешнеэкономической политики. В то же время уровень тарифной защиты не позволяет определить доступ к внутреннему рынку Украины как закрытый. Следовательно, в нынешних экономических условиях Украина должна действовать, исходя из всех возможностей защиты своего внутреннего рынка и защищая свои интересы. Окончательное же решение о продлении или непродлении этих надбавок парламент примет после 7 сентября, когда будет проанализирована экономическая конъюнктура, платежный и торговый балансы страны.

— Эксперты указывают на углубление «тенизации» экономики до 30%. Отличается ли эта цифра от данных Минэкономики?

— Уровень теневой экономики в Украине в первом квартале 2009 года составлял 36% от ВВП. Он увеличился, по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, на 7%. В 2008 году, по уточненным данным, он составил 34% от ВВП. К главным факторам, ухудшившим показатель, относятся: заострение диспропорций в отечественной банковской системе; ограничение доступа как субъектов хозяйственной деятельности, так и населения к кредитным ресурсам; сокращение внутреннего и внешнего спроса и девальвация национальной валюты. А несовершенная налогово-бюджетная политика, которая была сформирована в предыдущие годы, создала неравномерную налоговую нагрузку на разные виды экономической деятельности и не позволила налогам в период кризиса эффективно действовать в качестве вмонтированных стабилизаторов. Это заставило субъектов хозяйственной деятельности использовать в своей работе теневые схемы расчетов, чтобы уменьшить будущие риски и налоговую нагрузку. Но такое поведение сегодня свойственно не только украинским производителям, оно наблюдается и в развитых экономических системах.

— За пять месяцев 2009 года прямые иностранные инвестиции в страну сократились в 2,4 раза. Сохранится ли такая тенденция до конца 2009 года?

— Спад темпов прироста прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику за первый квартал объясняется влиянием мирового финансово-экономического кризиса на движение капитала, а также курсовой разницей, возникшей в связи с девальвацией официального курса гривни к доллару. Далее все будет зависеть от последствий кризиса для разных стран мира. Сегодня появились общие тенденции к улучшению экономической ситуации на внешних рынках. Посмотрим, как быстро они закрепятся, тогда можно будет говорить о влиянии на инвестиционные показатели в Украине. Сейчас же позитивным сигналом для иностранных инвесторов может стать решение Standard&Poors. Кроме того, инвестиционный потенциал Украины растет, принимая во внимание подготовку к Евро-2012. Не нужно забывать, что в стране утверждена программа подготовки к Чемпионату, в которой предусмотрено 125 миллиардов дол. инвестиций. Правительство в 2009 году заложило в бюджет 37 миллиардов дол. под государственные гарантии, которые можно давать под инвестиционные проекты в рамках Евро-2012. Предусматривается, что аналогичная цифра, а возможно — и большая, будет заложена в бюджете на 2010 год. То есть правительство будет стимулировать привлечение иностранных инвестиций под государственные гарантии.

АГРОСЕКТОР — НОВАЯ ЭКСПОРТНАЯ НАДЕЖДА…

— Одна из отраслей, демонстрирующих рост в период кризиса — это аграрное хозяйство. Но эффективность его работы сегодня и в перспективе зависит, в частности, от наличия дешевого топлива. Известны ли вам позитивные результаты переговоров правительства с руководством одной из крупнейших финансово-промышленных групп Украины по бензиновому вопросу?

— Действительно, даже в кризис аграрный сектор демонстрирует неплохие показатели. За январь-июнь 2009 года темпы его роста составили 2,6%, по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Прогнозы до конца 2009 года указывают на то, что страна может рассчитывать на неплохие зерновые урожаи. Поэтому Минэкономики надеется, что аграрный сектор станет важным экспортно-ориентированным фактором для Украины. Что касается бензинового вопроса, то правительство ведет политику не только в одном направлении. Оно использует все эффективные механизмы для развития АПК.

— В контексте аграрного вопроса хотелось бы услышать, почему Минэкономики не содействует уменьшению объемов лицензирования импорта мяса, как того требуют животноводы? Они говорят, что импорт уже достиг критического показателя, за которым лежит полное уничтожение отечественного производства.

— Во-первых, постановление о лицензировании уже месяц как отменено. Во-вторых, нужно посмотреть, насколько эффективно животноводство использует все выделенные правительством дотации. А то получается, что объемы государственного дотирования растут, а поголовье животных продолжает падать. В стране должен существовать определенный баланс товаров. Если Минэкономики видит, что на 2009 год будет не хватать определенного количества мяса, потому что наши производители его не могут произвести, то, конечно, необходимо где-то искать замещение, чтобы удовлетворить потребности наших граждан.

— Но ведь производители говорят, что лицензий выдали на большее количество импорта, чем существующий внутри страны дефицит.

— Уже заканчивается первое полугодие, а в страну завезли даже меньше прогнозированной нормы — около 212 тысяч тонн мяса. Само по себе лицензирование — это заявочный принцип о намерениях соответствующих импортеров завезти продукцию на определенную территорию. Но намерение не означает, что оно реализуется полностью.

— Сейчас эксперты говорят о появлении картельных заговоров на определенных рынках. Видит ли Минэкономики в каких-либо отраслях проявления монопольного заговора?

— Недавно министерство анализировало ситуацию на рынке сахара. Казалось бы, сахара в стране очень много, и никаких условий для ценового всплеска на рынке не должно быть. Но в последние три месяца происходит резкий рост цен на него. Это беспокоит Минэкономики. И мы неоднократно обращались в МинАПК и в АМКУ с просьбой выходить с товарными интервенциями на рынок и проконтролировать ситуацию. Я полагаю, что на рынке сахара существует заговор между сахарными заводами, чтобы с помощью ценовой политики обеспечить свои экономические интересы. Сейчас Министерство мониторит остальные рынки и не видит оснований для нагнетания какой-то истерической ситуации на каком-либо из них.

— Планируется ли в следующем году увеличивать посевы сахарной свеклы и ее производство?

— Вы видите, что с сахарной продукцией сейчас очень непростая ситуация во всем мире. Украина имеет все возможности для полного обеспечения всех своих сахарных потребностей. Действительно, посевные площади под сахар сократились как по субъективным, так и по объективным причинам. Минэкономики проанализирует ситуацию и со следующего года будет стимулировать сахаропроизводство через разные формы, в том числе через удешевление кредитов для сахарных заводов. Также будем создавать различные экономико-организационные формы относительно сахаросвекольного комплекса — и так посодействуем росту объемов производства.

ВЗАИМОВЫГОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИКИ ДОБРОСОСЕДСТВА

— А помогает ли Минэкономики (и если да, то как) в конкуренции нашим виноделам на внутреннем и внешнем рынках?

— Мы пытаемся создавать равные условия работы на внутреннем рынке для всех игроков. А на внешнем рынке, конечно, стремимся, чтобы украинская продукция получила равный доступ на все рынки. Так, украинские торговые миссии рекламируют продукцию: рассказывают о ее качестве, конкурентоспособности, о том, что по потребительским свойствам она лучше, или соответствует уровню мировых стандартов.

— Вы упомянули о конкурентоспособности. Конкурентоспособны ли, например, наши конфеты за границей?

— Наши продукты достаточно конкурентоспособны за границей. Если их качественные характеристики отвечают международными стандартам, то их без проблем признают в мире и покупают. Сейчас существует много стран, где украинская продукция распространяется и раскупается. И это касается не только конфет.

— А почему легкую промышленность не включили в приоритетные направления развития экономики в кризисный период?

— На самом деле государство много сделало для легкой промышленности: создало определенные преференции, применило ограничения, например, по секонд-хенду, и провело антидемпинговые расследования относительно определенной продукции из отдельных стран. Сейчас для украинского легпрома созданы все условия. Пусть представители данной отрасли используют свои внутренние резервы. К тому же вопрос заключается еще и в том, насколько отечественные производители легкой промышленности могут удовлетворять растущие потребности наших потребителей.

— Недавно премьер-министр заявила о возможности создания зоны свободной торговли между Украиной и Ливией. Насколько это близкая перспектива, и с какими странами еще рассматриваются подобные предложения, кроме стран-участников ЕС?

— Украина формирует политику партнерства и добрососедства по отношению к Ливии. Это сотрудничество открывает возможности для существенной либерализации торгово-экономического режима с этой страной. Мы пытаемся сформировать такой режим, который будет выгоден обеим странам. Сколько времени для этого потребуется? Возможно, год или два, а, возможно, будет достаточно и нескольких месяцев. Украина открыта для торгово-экономического сотрудничества со всеми странами, но сотрудничество должно быть выгодным не для какого-то одного партнера, а для обоих. Мы хотим, чтобы Украина стала понятной для всех стран, а не только для Ливии. Именно поэтому с ЕС уже проведено семь раундов переговоров о зоне свободной торговли. До конца 2009 года начнем переговоры о зоне свободной торговли еще с Сингапуром, Сербией и Турцией. Кроме того, изучается целесообразность заключения соглашений с такими странами, как Канада, Сирия, Израиль, Алжир, страны Персидского залива, другие страны Африки и Азии.

Наталия Билоусова

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢