Обида на продажу

Точка зору

Компания «Укртатнафта» объявила о намерении расторгнуть договор на использование своего бренда на заправках фирмы «УТН-Восток» на Украине. Обвинение в нарушении лицензионного соглашения совпало с появлением информации о переговорах «УТН-Восток» о продаже ТНК-ВР всей сети, насчитывающей более 110 АЗС. Между тем конфликт может только укрепить позиции потенциального покупателя, считают эксперты.

Вчера компания «Укртатнаф­та» (Кременчугский НПЗ) заявила о намерении расторгнуть лицензионный договор с фирмой «УТН-Восток» на право использования одноименного товарного знака и фирменной символики. Нефтепереработчик обвинил розничную сеть в самовольном использовании бренда на 118 АЗС вместо 103 и некачественном обслуживании клиентов. По мнению «Укртатнафты», это наносит репутационный ущерб, вводит в заблуждение потребителей и является «недобросовестной конкуренцией». Руководство НПЗ заявило, что готово «в случае необходимости в судебном порядке обязать «УТН-Восток» немедленно прекратить использование товарного знака и фирменного цвета», а также намерено обратиться в суд для взыскания причиненного ущерба. В «УТН-Восток» действия «Укртатнафты» считают «черным пиаром» и называют «неджентльменскими».

По заявлению представителей сбытовой сети, за четыре года действия договора к ним не поступило ни одной претензии от «Укртатнафты». По поводу 15 АЗС, не попавших под действие лицензионного соглашения, в адрес нефтепереработчика было направлено около 20 официальных писем, оставшихся без ответа, что было расценено «как отсутствие претензий со стороны держателя марки». Как заявил вчера РБК daily коммерческий директор «УТН-Восток» Виталий Леончук, сейчас по поводу выдвинутых претензий ведется «переписка в правовом поле». Он отметил, что его компания хотела бы сохранить партнерские отношения с «Укртатнафтой», но при отсутствии компромисса откажется от бренда в указанные в договоре сроки. Однако никаких официальных документов о расторжении лицензионного соглашения в компании пока не получали. «Для нас ничего драматического в этом не будет», — резюмировал г-н Леончук.

Под брендом «Укртатнафты» на Украине сейчас работает более 200 заправок, в том числе все АЗС «УТН-Восток», за исключением двух лодочных станций. Примечательно, что претензии «Укртатнафты» к партнеру впервые были озвучены 28 июля, на следующий день после утечки информации о переговорах ТНК-ВР (владеет Лисичанским НПЗ, Украина) и «УТН-Восток» о продаже сбытовой сети. В настоящий момент ТНК-ВР скромно представлена на украинском розничном рынке — менее 1% (44 собственные АЗС).

Но украинские аналитики не видят прямой связи между этими событиями. «Группа «Приват», получившая сейчас фактический контроль над Кременчугским НПЗ, получает нефть от государства по аномально низким ценам — около 22 долл. за баррель. Разрыв соглашения может быть связан с желанием «Привата» полностью получать маржу при розничной продаже бензина», — предполагает аналитик ИК «Тройка Диалог — Украина» Питер Келлер. Не исключено, что претензии «Укртатнафты» последуют и к другим владельцам АЗС, работающим под этим брендом, говорит аналитик United Petroleum Consultants Александра Сиренко. Однако в «УТН-Восток» утверждают, что получают бензин с Кременчугского НПЗ по рыночным ценам, сохраняя право его покупки и у других структур, а лицензионное соглашение не оговаривает объемов поставок и скидок на топливо. «УТН-Восток» лишь платит фиксированную сумму за использование торговой марки на каждой заправке. Таким образом, конфликт для «Укртатнафты» экономически нецелесообразен.

Разгоревшийся спор может укрепить позиции ТНК-ВР на переговорах о продаже сети, которые, впрочем, стороны официально не подтверждают. При разрыве отношений с «Укртатнафтой» «УТН-Восток» придется самостоятельно изыскивать средства на проведение ребрендинга. Ранее представители «ТНК-ВР Украина» озвучивали планы расширения сбытовой сети под своей маркой. Неделю назад аналитики оценивали всю сеть «УТН-Восток» примерно в 50 млн долл. Но после обнародования информации о переговорах с ТНК-ВР они либо существенно затормозились, либо идут в другом ключе, говорит источник в отрасли.

Сергей Исполатов

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢