Подробнее Запомнить город


ЕС помогает пилить монополию

Еврокомиссия предлагает провести 29 сентября в Киеве очередную сессию переговоров по присоединению Украины к договору о Европейском энергетическом сообществе. Но прежде, до конца августа, хочет получить «исчерпывающие разъяснения» от Минтопэнерго по некоторым пунктам законопроекта о газовом рынке, которые, как считают в Брюсселе, не соответствуют нормам ЕС.

«Наше сотрудничество с начала этого года обеспечивает значительный прогресс... Однако на данном этапе мы еще не можем подтвердить достаточное соответствие (законопроекта «Об основах функционирования рынка природного газа».— «і») Директиве 2003/55ЕС. И хотели бы получить некоторые пояснения»,— говорится в письме генерального директората Еврокомиссии по вопросам энергетики и транспорта, направленном в Минтопэнерго 31 июля 2009 г. (копия имеется в распоряжении «і»).

В частности, эксперты ЕК считают, что в законопроекте надо конкретизировать определение, задачи, полномочия и ответственность оператора газотранспортной системы. «Чтобы избежать недопонимания, мы рекомендуем либо убрать понятие «оператор украинской газотранспортной системы», либо четко обозначить, что «оператор украинской газотранспортной системы» является оператором ГТС и как таковой полностью попадает под действие правил о разделении функций транспортировки и распределения природного газа»,— говорится в письме ЕК.

Также в Брюсселе хотят разъяснения, по какой схеме будет происходить это разделение, то есть, по сути, расформирование холдинговой структуры НАК «Нефтегаз Украины» на отдельные хозяйствующие субъекты по направлениям деятельности.

Анализируя законопроект о газовом рынке, европейские эксперты просят обратить внимание своих украинских коллег на то, что «невозможно иметь разные тарифы на транспортировку и распределение газа внутренней добычи, поскольку это противоречит принципу недискриминационного доступа к сетям». И еще в ЕК хотят понять, какой экспортно-импортный режим будет действовать в отношении такого товара, как природный газ, поскольку предложенная комиссией формулировка, что «поставщики имеют право закупать, импортировать, экспортировать, продавать и поставлять природный газ», для украинской стороны оказалась неприемлемой.

В ЕК просят Минтопэнерго предоставить для дальнейшей экспертизы текст законопроекта с внесенными изменениями до конца августа и предлагают запланировать на 29 сентября в Киеве продолжение переговоров о вступлении Украины в Европейское энергосообщество (начало в 15.00).

В топливном ведомстве сейчас анализируют инициативы ЕК по реформе отечественного газового рынка. «Несмотря на сложности и противоречия, мы должны действительно принять такой закон, который сможет и регулировать существующий газовый рынок, исходя из реалий сегодняшнего дня, и соответствовать тем правилам и стандартам, которые приняты в Евросоюзе. Мы к этому все-таки придем. Это вопрос времени»,— сказал в недавнем интервью «і» замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев.

Андрей Конопляник, экс-замгенсекретаря секретариата Энергохартии, консультант правления «Газпромбанка» считает, что Украине не избежать разделения холдинговой структуры НАК «Нефтегаз Украины», учитывая поддерживаемое Еврокомиссией стремление нашей страны уже в 2009 г. войти в Договор об Энергетическом Сообществе ЕС со странами Юго-Восточной Европы (документ распространяет действие энергетического законодательства ЕС на страны — члены Договора).

«При присоединении Украины к Договору об Энергетическом сообществе «Нефтегаз» должен будет подвергнуться обязательной для него сегментации на конкурентную и естественно-монопольную составляющие. Поэтому в течение года (или иного разумно-достаточного срока) НАК подвергнется дополнительной сегментации, а именно — дополнительному разделению выделенной из него газотранспортной составляющей (назовем ее условно «Нефтегаз-транспорт» — хотя это может быть и сегодняшний «Укртрансгаз») на «Нефтегаз-транзит газа» и «Нефтегаз-внутренний транспорт газа»,— сказал «і» Андрей Конопляник. По его словам, эти выделенные бизнес-единицы становятся операционно и коммерчески самостоятельными и независимыми и становятся операторами соответствующих разделенных газотранспортных систем.

Как сообщали «і», украинское правительство также взяло обязательства по выделению в самостоятельную хозяйственную единицу из состава НАК «Нефтегаз Украины» оператора ГТС по итогам договоренностей с Брюсселем о модернизации ГТС от 23 марта с.г.

Кому и что обязана Украина

Согласно Совместной декларации, подписанной 23 марта с.г. в Брюсселе Украиной, Еврокомиссией, Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирным банком, наше правительство взяло обязательства:

— обеспечить независимого оператора ГТС, который получит возможность использовать поступления от доходов по оказанию услуг по транспортировке газа;

— обеспечить прозрачность и открытость заемщика для осуществления модернизации ГТС, а также контроль за использованием средств;

— позволить оператору ГТС работать на коммерческих принципах для реализации планов по развитию в долгосрочной перспективе, в крайнем случае — пока займы для осуществления модернизации ГТС будут оставаться непогашенными;

— обеспечить формирование экономически обоснованных тарифов на доступ к газовым сетям;

— обеспечить обнародование оператором ГТС детальной информации по тарифным расчетам, их методологии и структуре;

— предоставить третьим сторонам доступ к ПХГ на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регулирующего органа;

— разработать Программу реформирования газового сектора Украины на 2010-2011 гг, с определением временных рамок, которые будут соответствовать обязательствам в контексте Соглашения об Ассоциации между ЕС и Украиной и в контексте присоединения Украины к Соглашению об Энергетическом сообществе.

Светлана Долинчук

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!