Почему импорт вытесняет украинские товары с полок супермаркетов

Точка зору

Украинцы наотрез отказываются покупать отечественные товары, предпочитая им импорт. Причем касается это не только автомобилей и бытовой электроники, украинских альтернатив которым практически нет, но и продуктов питания. Ситуация абсурдна: мы не хотим есть даже собственные макароны. И при первой же возможности бросаемся покупать заграничные спагетти.

По данным Государственной службы статистики, доля украинских товаров на полках наших магазинов и супермаркетов с 2005 по 2017 годы рухнула с 70,5 до 52,3%. Только за 2017 год украинцы стали потреблять на 2,3% меньше отечественных продуктов и на 3% — непродовольственных товаров.

Патриотизм ни при чем

В первую очередь, говорят эксперты, на предпочтения людей оказывает влияние ценовой фактор. Чем дешевле отечественный товар в сравнении с заграничным, тем охотнее его покупают, в общем, небогатые украинцы. Качество и прочие характеристики продукта играют второстепенную роль.

«Если взглянуть на кривую доли наших товаров в магазинах, отлично видно, что всплеск популярности «made in Ukraine» совпадает с периодом девальвации гривни. Причем чем значительнее ослабление курса, тем дольше держится патриотический эффект. Ведь импорт в такие периоды дорожает молниеносно, а украинские товары — лишь спустя месяцы», — отметил UBR.ua финансовый аналитик Василий Невмержицкий.

В 2008-2009 годах, когда курс доллара вырос с 5,5 грн./$ до 8 грн./$, украинские товары отвоевали 4,3% у импортных. А в период с 2013 по 2015 годы заграница проиграла нашему продукту почти 1% в доле продаж.

Но уже с 2016 года заморские товары стеной пошли на отечественного производителя. Всего за 2 года импорт отвоевал все, что потерял до этого. И по итогам 2017 года страна установила новый антирекорд: только 52,3% продаваемых в рознице товаров были сделаны в Украине.

На самообслуживание

Крайне пессимистично выглядит и детализированная картина: в разбивке по товарным группам положительную динамику по нацпродукту показывают только исключительные позиции. К примеру, среди продовольственных товаров робкий рост за год показали курятина и мясо, кондитерка, рыба и свежие овощи.

По остальным позициям украинским продуктам похвастаться нечем. К примеру, нашего варенья в 2017-м стали покупать на 5,7% меньше, чем годом ранее, а макаронных импортных изделий купили на 2,4% больше, чем отечественных.

Эксперты объясняют это преимущественно дороговизной наших продуктов. По многим позициям цены на отечественную еду сравнялись и даже превышают импортные показатели. Даже с учетом всех пошлин и затрат на доставку. Да и вывозят наших продуктов за границу все больше.

«Феномен варенья объясняется просто: люди все чаще заготавливают консервацию самостоятельно или приобретают ее на рынках, которые в данные Госстата не попадают. А в супермаркетах покупают ее все меньше. Отсюда и падение продаж. Что до рыбы, то здесь все еще проще. С запуском службы рыбного патруля в официальную статистику стало больше попадать украинской рыбы», — объяснил UBR.ua директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

В целом, по его словам, в Украине доминируют отечественные товары. И едва ли импорт сможет сделать значительный рывок. Однако по мере того, как цены на наши и импортные продукты сравниваются, люди просто возвращаются к привычной и любимой еде — ведь сэкономить на украинской все равно уже не выходит.

Своя тельняшка ближе

Примерно те же причины озвучивают и представители отечественного легпрома — единственной категории товаров, которая смогла хоть как-то бороться с засильем импорта в прошлом году. Понемногу в доле продаж у заграничных в 2017 отвоевали украинские носки и чулки (+2,1%), трикотаж (+1,2%), обувь (+0,8%) и немеховые головные уборы (+0,3%).

«Спрос на украинскую обувь и одежду растет из-за увеличения стоимости аналогов «made in China». Размер оплаты труда китайским рабочим увеличивается, что отражается на себестоимости производства», — рассказал UBR.ua президент Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности Александр Соколовский.

Уже сейчас средняя стоимость пары украинской обуви на 10% ниже китайской. А в случае более глубокой девальвации гривны (по прогнозам Минфина в 2019 году курс может достичь 30,5 грн./$), разница будет еще больше.

Впрочем, кроме цены, могут похвастаться наши производители и качеством. Все меньше хромает и украинский дизайн, так что специализированные розничные сети охотно берут нашу обувь и одежду на реализацию.

Пользуются популярностью и многочисленные ярмарки, где можно пополнить гардероб отечественными нарядами. Причем, не только крупных фабрик. Большой вклад в статистику делают многочисленные мелкие предприниматели, признаются собеседники UBR.ua.

Импортозамещение: миссия невыполнима

Хотя в целом, ментальность украинцев не оставляет шансов нашим производителям. И если продуктовики могут быть спокойны за свою долю на рынке, то промышленникам достаются лишь крохи со стола потребительских предпочтений. Даже отрасли, демонстрирующие положительную динамику, показывают крайне слабые абсолютные цифры. К примеру доля украинской обуви в продажах по итогам 2017 года составила ничтожные 3,7%.

Неважно обстоят дела и в более ресурсоемких категориях производств. К примеру наш автопром за последние 10 лет всухую проиграл заграничному. Если в 2007 году машины украинского производства в продажах занимали 38,8%, то по итогам 2017-го их доля сократилась до 5,3%.

Но если с автомобилями в основном все упирается в качество, то объяснить полный провал в битве за покупателя украинских производителей канцтоваров (падение доли за минувший год на 4,8% до 50,4%) или моющих средств (сокращение на 1,8% до 32,4%) можно лишь значительной долей импортных составляющих и технологических решений в конечном продукте.

Иными словами, говорят эксперты, добиться сколько-нибудь значительных успехов в деле импортозамещения в ближайшие годы страна не сможет. И ссылаются на официальную статистику: за первые два месяца 2018 года Украина купила за границей товаров на $700 млн. больше, чем продала.

Юрий Павлов

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢