Пираты Черного моря

Точка зору

Абхазия при поддержке России готова применить в Черном море силу против кораблей Грузии. «У нас нет иного выхода – мы будем захватывать грузинские суда», – заявил в понедельник «НГ» глава МИД Абхазии Сергей Шамба. Это заявление последовало в ответ на действия Грузии, за последний месяц задержавшей и отконвоировавшей в свои порты несколько кораблей, следовавших в Абхазию или оттуда.

На угрозу Сухума Тбилиси заявил, что и впредь будет брать на абордаж плавсредства, которые без согласования с центральными властями Грузии входят в ее территориальные воды, включая абхазский участок.

Сухум заручился поддержкой Москвы, согласившейся обеспечить безопасность судам, находящимся в территориальных водах Абхазии. Их охрана будет осуществляться совместными силами погранслужб России и Абхазии. Как сообщил «НГ» Сергей Шамба, патрулирование морских рубежей будет происходить в рамках Соглашения между Россией и Абхазией о совместной охране государственных границ республики. «До последнего времени основное внимание было приковано к сухопутному участку абхазско-грузинской границы. Но ситуация на море тоже потребовала вмешательства», – сказал министр.

За последний месяц грузинская сторона задержала четыре судна, направлявшихся с грузом в Абхазию или следовавших оттуда. Все арестованные плавсредства – мирные, груженные древесиной, металлоломом, стройматериалами, углем. Последний такой случай произошел на прошлой неделе с сухогрузом Afro Star, ходившим под флагом Камбоджи, но с российским экипажем.

Всего же за нынешний год береговая охрана Грузии задержала 23 судна «за нарушение правил входа в воды оккупированных территорий», а за последние четыре года – около 70. После задержания события развиваются, как правило, по одному и тому же сценарию: груз конфискуется, временный арест экипажа, вероятность тюремного срока для капитана, крупный денежный штраф, и если он не выплачивается в срок, то судно конфискуется в пользу Грузии, а позже выставляется на аукцион.

Чаще других попадаются корабли Турции, Украины, России, Греции. Впрочем, как сказал «НГ» Сергей Шамба, это утверждение относится в первую очередь только к экипажам, а сами корабли приписаны к панамским, камбоджийским, мальтийским, бермудским портам и ходят под флагами этих государств.

«Но сути это не меняет. Грузия, захватывая плавсредства как правило в нейтральных водах, занимается пиратством. Наши обращения в ООН, ЕС остаются без внимания, что поощряет Грузию вести морской разбой. Только в Тбилиси, видимо, забыли, что их корабли идут в Украину, Болгарию, Грецию мимо нас, и мы можем ответить. Грузины знакомы с нашими способностями на море со времен войны», – заявил «НГ» Шамба. По его словам, до недавнего времени ситуация на море была сносной. Все изменилось после визита в Тбилиси вице-президента США Джозефа Байдена. «Очевидно, грузинские власти получили от него какие-то заверения», – предположил глава МИД Абхазии. По его мнению, своими действиями на море Грузия нарушает договоренность об урегулировании ситуации в зонах конфликта, достигнутую при посредничестве ЕС.

В Тбилиси обвинения Сухума не приемлют. Здесь утверждают, что заходы кораблей в абхазские порты без согласования с центральными властями являются нарушением законодательства Грузии, не признающей суверенитет Абхазии.

В понедельник на пресс-конференции замминистра иностранных дел Давид Джалагания заявил, что участие россиян в обеспечении безопасности таких кораблей является циничным шагом – в территориальных водах Грузии осуществившая против нее агрессию Россия намерена проводить охранные мероприятия. «Мы проводим правовую оценку положения, а после формулирования юридической позиции попросим международного реагирования для пресечения действий российской стороны», – сообщил Джалагания.

«Действия России по обеспечению безопасности судов, нарушающих акваторию Грузии, будут расценены как пиратство со всеми вытекающими последствиями. Доставка грузов в Абхазию морским путем без разрешения Тбилиси является нарушением законов Грузии», – заявил «НГ» вице-премьер, госминистр по вопросам реинтеграции Темури Якобашвили.

Источник в российском пограничном ведомстве подтвердил «НГ», что береговая охрана ФСБ РФ совместно с абхазскими коллегами обеспечит безопасность судов, заходящих в территориальные воды Абхазии. «Грузия задерживает корабли в нейтральных водах, что по любым законам является пиратством, или в акватории Абхазии, чей суверенитет признан Россией и чьим гарантом безопасности является Россия. Надеюсь, у грузинских властей хватит ума не повторять на море допущенных год назад ошибок на суше», – заявил «НГ» собеседник и выразил надежду на то, что ситуация будет развиваться в седативном направлении и до морских боев дело не дойдет.

Грузинский эксперт по военным вопросам Ираклий Сесиашвили считает положение невыгодным для Тбилиси. Грузинская сторона попытается воспрепятствовать вхождению российских кораблей в местные воды, что чревато опасным противостоянием, либо вынуждена будет пойти на уступки, полагает эксперт. По его мнению, важную роль в разрешении назревающего конфликта должно сыграть международное сообщество. «Но в любом случае пострадает грузинская экономика. Появление россиян а наших водах отпугнет частные компании от порта Поти», – считает Сесиашвили.

Юрий Симонян

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢