БЮТ и ПР снова объединились

Точка зору

После долгих и мучительных переговоров, которые в последние перед парламентскими каникулами недели искусно камуфлировались блокированием трибуны, переговорщики наконец уладили все разногласия. Результатом стало проведение внеочередной сессии ВР и благополучное преодоление президентского вето на изменения в избирательное законодательство. Новации позволят Юлии Тимошенко и Виктору Януковичу не только устранить остальных конкурентов на президентский пост, но и без каких-либо ограничений использовать на предстоящих выборах собственный админресурс. Впрочем, союзники так увлеклись открывающимися перспективами, что полностью проигнорировали возможные риски: волеизъявление, организованное по новым правилам, может вернуть страну в 2004 г.

Сначала деньги — потом выборы

Разработанный совместными усилиями юристов из БЮТ и ПР закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выборов президента Украины» был принят Верховной Радой 23 июля, после чего депутаты с легким сердцем отправились на каникулы. Однако Виктор Ющенко отказался ставить свой автограф на документе, посчитав его нормы отступлением от демократии. Решение главы государства (18 августа новый закон был снова возвращен в ВР с замечаниями гаранта) вынудило парламентариев прервать отпуска: 21 августа Рада собралась на внеочередное заседание. Ни один из ключевых кандидатов на президентский пост не пожелал упустить возможность провести предстоящие выборы по собственному сценарию. Кроме того, вернуться в отпускной сезон под купол на Грушевского народных избранников заставил и денежный интерес. Депутатам предстояло снова утвердить ветированный Виктором Ющенко закон, обязывающий Нацбанк дополнительно перечислить в казну 9,8 млрд грн. под финансирование подготовки к футбольному чемпионату. Именно этот документ чуть было не сорвал проведение внеочередной сессии. «Регионалы» напрочь отказались участвовать в изменении избирательного законодательства пока не будут закрыты финансовые вопросы. В итоге бютовцам пришлось согласиться на первоочередное рассмотрение изменений в госбюджет (относительно обязательств НБУ), а Юлии Тимошенко — в срочном порядке собирать правительство для корректировки перечня объектов, строящихся за счет средств казны под Евро-2012. В тот же день Кабмин отменил постановление, которым был утвержден упомянутый список. Новая его версия до сих пор не утверждена. Как стало известно «ДС», проект перечня содержит достаточно подачек бизнесменам всех ключевых политических сил, в первую очередь из стана «сине-белых». В частности, предполагается увеличить размер государственных средств, выделяемых на строительство аэропорта в Донецке. Кроме того, правительство намерено помочь бюджетными средствами местным властям в постройке городских дорог между объектами футбольной инфраструктуры. Эти проекты предполагается финансировать на паритетной основе: половину средств даст государственный бюджет, половину — местный. Все это окончательно устранило разногласия между основными политсилами, что позволило народным избранникам успешно преодолеть президентское вето на поправки в избирательное законодательство.

Выборные «карусели» отдыхают

Новые правила проведения президентских выборов открывают невиданный доселе простор для всевозможных фальсификаций. В соответствии с законодательными правками избирательные комиссии должны формироваться исключительно из людей, прописанных в данном регионе. Такая оговорка выписана под крупные сетевые партии — «регионалов» и БЮТ — и откровенно нацелена против кандидатов, которые еще не успели обрасти территориальной партийной структурой. В крайнем случае затесавшихся в комиссию врагов можно будет без проблем нейтрализовать. Если до сих пор действовала норма о принятии решений избиркомами большинством от их состава, то по новым правилам они будут утверждаться большинством от присутствующих на заседании. К примеру, в состав участковой избирательной комиссии входят 15 человек. В соответствии со ст. 28 действующего закона о выборах президента ее заседание считается легитимным при участии не менее двух третей членов избиркома (10 человек). Соответственно, для принятия решений большинством достаточно будет шести голосов.

Причем самоуправство оставшихся в строю «штыков» ничто не ограничивает. Обновленный закон позволяет беспрепятственно выдворить с заседания независимых наблюдателей: если присутствующие на заседании лица «неправомерно препятствуют его проведению», их могут вывести по решению двух третей состава комиссии. Стоит ли говорить, что «неправомерными» вполне могут быть признаны чих или ерзанье на стуле. Таким образом, депутаты узаконили возможность выгонять с избирательных участков представителей СМИ, общественности или конкурирующих кандидатов и даже членов других комиссий, в том числе и высшего уровня.

Возможные манипуляции с предвыборными списками — тема отдельного разговора. Обновленная ст. 32 закона о выборах президента предоставляет право включать избирателя в список конкретного участка за час до окончания голосования. При этом, будто случайно, создана процедурная путаница. Инициатором включения избирателя в список могут выступить как территориальная или участковая избирательная комиссия, так и орган ведения Государственного реестра избирателей или суд, что, безусловно, поможет спрятать концы в воду при фальсификации. Причем жалобы относительно нарушений при проведении волеизъявления прекращают принимать опять-таки за час до окончания выборов. Иными словами, в последний час на участках будут разворачиваться самые главные события.

Обновленный закон предлагает и весьма интересную схему обжалования результатов выборов, в соответствии с которой последнее слово остается за Киевским апелляционным административным судом. Закон предусматривает и несколько других, не менее забавных норм. Так, депутаты установили, что отныне не суд, а ЦИК, формируемый парламентскими силами (до 90% членов — выходцы из ПР и БЮТ), принимает решение о снятии кандидата в президенты с регистрации, а в Кодекс административного судоустройства внесено положение, запрещающее судебное обжалование данного решения. Таким образом, представители ведущих парламентских сил при желании могут согласованно снять с регистрации хоть всех претендентов на кресло главы государства.

Весьма жаркие дискуссии вызвали нормы закона, пятикратно увеличивающие залог кандидата — с 500 тыс. до 2,5 млн грн., чтобы отфильтровать лишних, «несолидных» претендентов, число которых увеличивается с каждыми выборами (в 2004 г. заявки подали рекордное количество человек — 26). Средства кандидата как благотворительный взнос будут зачислены на счет Госказначейства безвозвратно, это своеобразная плата за право участвовать в кампании. Назад свои деньги получит лишь тот, кто наберет более семи процентов голосов и не будет снят с регистрации.

Вперед в прошлое

Новую редакцию закона о выборах президента Виктор Ющенко пообещал обжаловать в Конституционном суде сразу же после того, как документ подпишет спикер Владимир Литвин и он вступит в силу. Очевидно также, что судьи КС признают его неконституционным если не в целом, то отдельные статьи. Для этого депутаты собственноручно сделали все возможное, допустив изрядное количество юридических и технических ошибок: перечень неточностей в проголосованном законе, подготовленных юридическим управлением парламента, составляет несколько десятков страниц. Пока что интрига заключается в сроках, когда КС вынесет свое решение: у судей будет три месяца для его принятия. Если вердикт появится до 21 сентября — за 120 дней до выборов, то они пройдут по старым правилам. Если решение объявят позже, возникнет путаница: невозможно часть кампании проводить по новому, а часть — по старому законодательству. При таком сценарии может рухнуть вся система организации и обеспечения выборов. Если же Конституционный суд, к примеру, примет решение после 17 января, то это может стать основанием для отмены результатов первого тура выборов. В таком случае ситуацию предсказать невозможно. Памятуя опыт 2004 г., политикам вновь придется разруливать ее путем нестандартных решений, а парламенту — наспех принимать соответствующие законы. Кроме того, часть кампании, которая пройдет в этом году, будет финансироваться по бюджету-2009, а голосование за нового президента состоится уже в следующем году, и если бюджет на 2010 г. не будет вовремя принят, то финансирование части расходов в рамках предвыборной кампании может быть сорвано.

Открытым остается и вопрос о том, кто станет исполнять обязанности главы государства с 23 января, когда закончатся полномочия Виктора Ющенко, и до момента принятия присяги новым президентом. О правлении в этот «межпрезидентский» период в новом законе о выборах не сказано ни слова. Конституция скромно оговаривает, что временное исполнение обязанностей главы государства возможно в случае досрочного прекращения полномочий действующего президента. Заварившие эту кашу «регионалы» и бютовцы свято верят, что украинцы, уставшие от всей этой политической возни, махнут рукой на происходящее. В противном случае нас ожидает новый Майдан.

Мария Осипчук

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢