Бюджет 2.0 – на чем предлагают заработать и кому дадут больше денег

Точка зору

Правительство наконец внесло в Верховную Раду финальную версию проекта бюджета 2019 года, которую на минувшей неделе министры утвердили на своем заседании. И хотя в сегодняшней повестке дня ВР рассмотрение документа не значится, нет никаких сомнений, что его рассмотрят в самое ближайшее время. Ведь от успешного голосования в парламенте зависит получение Украиной кредитного транша МВФ.

В целом, правительству удалось сохранить баланс: доходы в обновленной версии выросли на 17,757 млрд. грн. (до 1,026 млрд. грн.), а расходы на 17,761 млрд. грн. (до 1,112 млрд. грн.). Но для этого правительству пришлось прибегнуть к ряду не слишком приятных для украинцев изменений. А некоторые важные социальные инициативы были и вовсе забракованы. Например, Кабмин отказался выделять средства на доплату пенсионерам, размер пенсий которых ниже уровня прожиточного минимума. На это, говорится в пояснительной записке, просто нет средств. Ведь по подсчетам чиновников, только эта статья требует дополнительного финансирования в размере 22,8 млрд. грн.

На что потратят

Вместе с тем, благодаря пересмотру доходной части (кое-где исключительно за счет пересчета старых статей, а кое-где – благодаря последним принятым в Раде законам), Кабмин сумел изыскать средства на ряд проектов. И, конечно, не забыл умаслить парламентариев, ведь без их согласия принять документ все равно не выйдет. В итоге, суммарные затраты на содержание Верховной Рады выросли на 287 млн. грн. до 1,67 млрд грн.

Кроме того, добавили «немного» денег в бюджете 2019 года к следующим статьям:

  • Дополнительные 2,82 млрд. пойдут на докапитализацию Укроборонпрома.
  • 1,5 млрд. грн. прибавят на субвенцию местным бюджетам для повышение качества образования.
  • 1 млрд. грн. для Фонда Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи.
  • 1 млрд. грн. – Минообороны на обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов.
  • 626 млн. грн. на обеспечение медицинских мероприятий по ряду госпрограмм.
  • 580 млн. грн. местным, апелляционным судам.
  • 472,8 млн. грн. на обновление материально-технической базы ВУЗов.
  • 300 млн. грн. на лечение украинцев за рубежом.
  • 250 млн. грн. на увеличение зарплат полицейским.

Это далеко не все «прибавки», прописанные в новой версии бюджета. Подбросили миллионов в Кабмине на нужды СБУ, ГПУ, АРМА а также Службе внешней разведки. Полторы сотни миллионов добавили на строительство детских спортивных площадок, 90 млн. грн. – олимпийцам. 200 млн. заложили на начало строительства нового аэропорта между Запорожьем и Днепром.

За чей счет праздник

Больше всего средств на эти «прибавки» правительство надеется получить за счет увеличения ренты за пользование недрами. Так, благодаря повышению цен на газ для населения бюджетные поступления от ренты за добычу газа прогнозно вырастут сразу на 9 млрд. грн.

А благодаря принятию двумя неделями ранее проекта закона №9260, повышающего почти все ставки ренты (правда, пока только в первом чтении), удалось насчитать в доходы еще 5,2 млрд. грн.

На 2 млрд. грн. в 2019 году придется «заработать» больше Нацбанку. Совокупно монетарное ведомство должно будет перечислить в казну 47,6 млрд. грн. своих доходов.

А вот на растаможке «евроблях» по недавно принятому закону Кабмин надеется заработать около 1 млрд. грн. Правда, эти деньги будут направлены напрямую в Пенсионный фонд. Да и подсчеты правительства могут оказаться излишне оптимистичными – владельцы авто на еврономерах остались недовольны предложенным Радой компромиссом и сегодня вновь вышли блоикровать украинские дороги – требуют от Президента ветировать принятый документ.

Сугубо математическими методами чиновники сумели прибавить к доходам 2,9 млрд. грн. поступлений от налога на прибыль предприятий. В пояснительной записке свой подсчет они объяснили «уточненными ожидаемыми поступлениями налога в 2018 году».

При этом по ряду статей Кабмин был вынужден уменьшить планируемые доходы. На одном только акцизе с табачных изделий заработают на 2,4 млрд. грн. меньше, чем ожидалось прежде. Причина кроется не столько в сопротивлении депутатов, полагающих, что повышать ставку сразу на 20% по требованию ЕС и индексировать ее дополнительно на 9% нельзя. Сколько в завышенных ожиданиях самих чиновников. Главное научно-экспертное управление Рады прежде критиковало расчеты Кабмина, ссылаясь на тот факт, что в последние годы рост акцизов не приводит к увеличению доходов бюджета. А напротив, сокращает их.

Уменьшили «аппетиты» в Кабмине и по ряду других акцизов (вино, пиво, водка). Совокупные прогнозные поступления от вредных привычек украинцев сократятся на 3,5 млрд. грн. до 85,9 млрд. грн.

Новини

16 Квітня 2024

Торговий дефіцит України за перші два місяці 2024 року становив понад 3 млрд дол

Україна вийшла з переговорів з судноплавства в Чорному морі, які вела з РФ та Туреччиною

Україні потрібно інвестувати у енергозбереження – експерт

ЄС схвалила умови для виділення Україні 50 млрд євро 

15 Квітня 2024

ЄС має надати Україні обладнання для децентралізації генерації електроенергії

Україна збільшила експорт ЗРС у 2,5 раза

Voestalpine зробив першу у світі катанку із зеленої сталі

Герус обіцяє, що тариф на е/е піднімуть не до ринкового рівня

З початку війни в Україні релокувалися майже 19 тис компаній

Усі шість блоків ЗАЕС переведені в холодний зупин

Українські підприємства наростили експорт брухту чорних металів на 52,2%

Українські підприємці отримали понад 27 млрд грн доступних кредитів

Україна у березні експортувала 92 тис тонн чавуну

Імпорт залізної руди в Китай зріс на 5,5%

Thyssenkrupp Steel планує скоротити виробництво на заводі в Дуйсбурзі

Укргідроенерго отримало кошти на захист ГЕС

ВСІ НОВИНИ ⇢