Украина – точно социальное государство, министр не ошибся?

Точка зору

Если бы украинские чиновники подбирали наряды для домашних питомцев, то у них "морские свинки" ходили бы в тельняшках. А все потому, что у этих людей всегда были проблемы с дефинициями и весьма плоское понимание действительности, как Земля в античной модели Демокрита. Отсюда и тупиковая ветвь рыночных реформ в Украине. Эволюция "генетического кода" украинской экономики приводит порой к таким мутациям, что даже видавшие виды седовласые экономисты хватаются за сердце и запивают этот когнитивный диссонанс бромсодержащими седативными препаратами.

Судите сами. На каждом углу правительственные чиновники говорят о рыночной экономике, хотя на самом деле, качество рыночных механизмом этого отечественного "образования" оставляет желать лучшего. Почти 58% экономического ландшафта поделено между монополиями, олигополиями (контролируют треть рынка) и компаниями с единоличным доминированием (это когда три субъекта поделили 50% рыночного сегмента товаров и/или услуг). Добавим полное отсутствие антимонопольной политики, когда АМКУ занимается "фотоохотой" за "Газпромом", выписывая ему многомиллиардные штрафы, которые годятся лишь для проходных постов в "Фейсбуке", в то время как на АЗС ценники обновляются чуть ли не каждый день. Получаем на выходе квазирыночную эрзац-экономику, которая имеет такое же отношение к цивилизованному рынку, как ячменный напиток "колос" к кофе.

Или "рыночные" цены на газ и такие же "рыночные" тарифы, когда цена на газ украинской добычи привязана к так называемому импортному паритету немецкого хаба.

Примерно то же самое произошло в Украине с понятием "социальное государство", хотя это определение заложено даже в Основном Законе – Конституции.

Как заявил министр социальной политики Украины Андрей Рева, государственную социальную помощь в Украине получают примерно 44% жителей страны. В перерасчете на количество домохозяйств, получается более пяти миллионов, или два десятка миллионов человек. Но бесконечность не предел: по прогнозам премьера количество домохозяйств-субсидиантов может вырасти до 7 млн по причине роста цен на газ и сопутствующего увеличения зависимых от газа тарифов – на тепло и горячую воду.

Получается парадоксальная ситуация. На заре "реформ" идеологи "импортного паритета" говорили о том, что по мере роста доходов населения, численность субсидиантов будет поступательно сокращаться, пока "не войдет в берега". Но все украинские сказки заканчиваются известным "не так сталося, як гадалося", и данная реформа не исключение. Минимальная и средняя зарплата растет, аналогичные показатели по пенсиям тоже. Даже реальные доходы населения, по данным Госстата, начали в последние годы восстанавливаться. А количество субсидиантов при этом не падает, а увеличивается.

Может, вместо рыночной экономики мы семимильными шагами идем обратно Back to USSR? А что государственная банковская система у нас уже есть (60% системных активов), осталось ввести и новый принцип субсидиарной политики: от каждого по его способностям, каждому – по потребности. И это уже почти взлелеянный в "хрущевских" мечтах коммунизм. Даже не социализм. Там, как известно, каждому давалось по труду.

Современная система субсидий проста как инструкция по эксплуатации изделия ЛМ (лом металлический): достаточно перейти на зарплату в конвертах, задекларировать нулевые доходы и вуаля! За все уплачено. Как тут не удивиться "маразмам нашего городка": государство само толкает миллионы украинцев в объятия черного рынка, ведь если у тебя зарплата не превышает 10-15 тысяч, лучше получать "налом" и сидеть на субсидии. Таким интеллектуальным способом управления правительство не только раскручивает спираль бюджетных расходов на субсидии, но и вгоняет Пенсионный фонд в эпоху тотального дефицита. Финансового.
Как тут не вспомнить слова из песни: "Я такой другой страны не знаю…". Правительство создает порочную систему и при этом драпирует ее струпья в кумачовое полотнище якобы социального государства.

Как заявил профильный министр: "… Мы должны понимать, что, согласно Конституции, Украина – государство социальное". А вот так ли это, попробуем разобраться.

Понятие социального государства зародилось еще в 19 веке в период "прусского социализма". Недаром этот термин звучит по-немецки – Sozialstaat. Французский экономист Мишель Альбер классифицировал следующие виды капитализма: неоамериканский/ангосаксонский и рейнский, он же "социальный"

 

Последняя модель была реализована на практике Людвигом Эрхардом, выдающимся немецким экономистом, автором теории "благосостояние для всех". Сегодня экономическую модель Германии можно назвать термином "социальный либерализм", который предусматривает с одной стороны – обеспечение максимальных экономических свобод и раскрепощение духа предпринимательства, а с другой – наличие мощного блока социального обеспечения населения, гарантированного государством. Концепция социально-рыночной экономики впервые была сформулирована, как это ни парадоксально, в тяжелые послевоенные годы немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком, который все время находился как бы в тени более известного Эрхарда. Согласно концепции Мюллер-Армака, ни государство, ни частный бизнес, не должны обладать монополией на принятие глобальных решений и в своей конечной цели все они должны служить простым людям и их интересам. Можно выделить базовые принципы немецкой социально-рыночной модели экономики: стремление к полной занятости; социальная справедливость; защита свободной конкуренции путем ограничения монополий; всемерная поддержка постоянного экономического роста; стимулирование торговли и стабильная национальная валюта.
Но на практике главный системообразующий элемент этой модели – наличие консенсуса между государством, бизнесом и наемными работниками относительно перераспределения национального продукта. Именно наличием/отсутствием этого консенсуса и объясняется богатство/бедность различных стран и уровень теневой экономики в них.

Сегодня наиболее адекватный баланс интересов государства и бизнеса наблюдается в странах "социального либерализма", таких как Германия, Австрия, Швейцария, скандинавских государствах. В Англии и США крен сделан в сторону бизнеса, во Франции и Италии – в сторону государства. Общий баланс то левеет, то правеет, и лишь в экономиках "рейнского капитализма" он находится на "золотом" сечении. Ausgleich или уравновешивание в доходах населения по медианному уровню – ключевое отличие "рейнцев".

Социальное государство по "рейнской модели" максимизирует принцип социальной справедливости. Краеугольным камнем этой системы является прогрессивный подоходный налог. Это в Украине 18% сдирают и с работника, получающего "минималку", и стыдливо удерживают с многомиллионных бонусов руководителя "Нафтогаза". В Германии богатые несут социальную ответственность за наличие в стране бедных и проявляется это в более высоких ставках налогообложения. Зато немецкие студенты могут бесплатно учиться в университетах, а в коммунистическом Китае и "социальной" Украине многие лишены этой возможности.

Еще одним элементом социального уравновешивания является налог на "большие" наследства, активы и имущество. Это у нас массово облагаются налогами "шикарные" квартиры выше 60 м кв., зато ставки налогов на роскошь далеки от оптимального уровня по причине отсутствия в стране эффективной системы оценки имущества.

 

Социальное государство должно выравнивать перепады между экономическим развитием регионов, а не концентрировать все ресурсы в столице.

Государство обязано обеспечивать не минимальные стандарты, когда в потребительскую корзину закладывается, условно говоря, одна пара трусов на три года, а социальную безопасность, выступая для своих граждан страховочной сеткой.

На данный момент можно выделить несколько критериев отнесения государства к типу социальных:

1) уровень бедности, и к разочарованию украинских чиновников, – в социальных государствах он минимальный, а у нас на уровне 50%. Ведь если кто-то назовет богатым человека, сидящего на "игле" субсидий, пусть первым "бросит в меня камень".

 

2) относительный эффект влияния социальных программ на уровень бедности – простыми словами, на какой процент сократилось количество бедных вследствие применения тех или иных стимулов со стороны государства. В Украине все действующие социальные программы не просто консервируют бедность, но и мультиплицируют ее.

3) доля ВВП, направляемая на социальные расходы, связанные с населением непенсионного возраста. А теперь вычленим из расходной части украинского бюджета те затраты, которые в контексте субсидий, медицины и т.д. идут на улучшения качества человеческого капитала в сегменте трудоспособного населения и молодежи. Кроме начального образования, которое сейчас опустилось до уровня "церковно-приходской" школы, государство никак не пытается влиять на качество социальной среды.

Еще больший парадокс заключен в том, что в Украине пытаются строить социальное государство на базе англосаксонского экономического инструментария, постоянно "играясь" в дерегуляцию, которая на практике превращается в тотальную дезорганизацию и утрату даже минимальных стандартов качества и контроля за безопасностью, когда поход в обычное придорожное кафе приравнивается по инфекционным рискам к экспедиции к истокам Амазонки или к племенам африканских масаев.

Наши чиновники так и не поняли, что социальное государство – это не страна нищих граждан на подаянии богатых "социалистов", а общество медианных доходов, где, в частности, нет главной язвы сегодняшней украинской действительности – трудовой бедности.

В общем, лепим Sozialstaat, но все почему-то Korruptionstaat получается…

Алексей Кущ

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢