Автогражданка по-новому. Украинским водителям переписали правила

Точка зору

В Украине подорожает автогражданка, но пострадавшие смогут рассчитывать на увеличенные выплаты от страховых компаний. В Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) решили сразу на треть повысить размер максимальной компенсации по полисам ОСАГО, а также переписали коэффициенты, которые страховые компании используют для расчета стоимости страховки.

Согласно принятому документу, изменения вступят в силу через три месяца после публикации. Так что, уже в начале лета автомобилисты могут получить новые ценники на полисы. «Это касается только страхования ОСАГО. Вполне вероятно, что вступит в силу с июня», – подтвердил UBR.ua член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.

Сколько заплатят

По прогнозам самих страховщиков, стоимость автогражданки может вырасти примерно на 20%. На сегодняшний день средняя цена по стране на автогражданку составляет порядка 580 грн. Конечно, в крупных городах, где аварийность выше, ценник может быть и вдвое выше. Например, в Киеве, где большая концентрация машин, полис дешевле 1 300 грн. найти сложно. А после пересмотра коэффициентов его цена вырастет примерно до 1 560 грн.

«Предполагаю, что цены вырастут на 15-20% – примерно такой рост был по итогам прошлого года без всякого увеличения тарифов. Никакого 50% подорожания полиса, как пугают некоторые, не произойдет, так как пересмотр коэффициентов лишь дает возможность увеличить стоимость автогражданки, но не обязывает компании это делать», – подметил в разговоре с UBR.ua генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.

Последний раз страховой регулятор повышал лимиты по выплатам несколько лет назад: по ущербу имуществу – с 50 тыс. до 100 тыс. грн., а по жизни и здоровью – со 100 тыс. до 200 тыс. грн. Учитывая уровень инфляции, страховщики давно просили о повышении лимитов. Мольбы были услышаны. Нацкомфинуслуг увеличил размер максимальной компенсации, правда, не так радикально, как в прошлый раз:

  • по компенсации ущерба имуществу со 100 тыс. до 130 тыс. грн.;
  • по жизни и здоровью – с 200 тыс. до 260 тыс. грн.

Доплатят 304 грн

Если пострадавший запросит у виновника ДТП большую сумму, последнему придется возмещать ущерб из собственного кармана. Но благодаря внесенным изменениям, нагрузка на него в случае серьезных аварий уменьшиться. Поднятие лимитов решило также важный вопрос с повышением минимальной зарплаты в 2019 году. Дело в том, что с Нового года привязанная к этому нормативу минимальная сумма выплат в случае смерти пострадавшего составляет 200,3 тыс. грн., что немного, но превышает 200 тыс. грн., которые указаны в полисах. А страховые компании из-за такой коллизии не могут выплатить причитающиеся по закону дополнительные 304 грн.

«Предложенные изменения позволят страховщикам поднять тарифы на ОСАГО Но это не означает, что этой возможностью воспользуются все. Кто и на сколько – покажет время. По некоторым категориям транспортных средств действительно существует необходимость такого повышения, потому что для стабильной работы нетто-премий явно не хватает. Благодаря повышению лимитов у страховых компаний есть хороший шанс подкорректировать свою тарифную политику. Но как именно это повлияет на убыточность страховщиков можно будет говорить не раньше, чем через полгода», – рассказал UBR.ua начальник отдела внешних коммуникаций СК ИНГО Украина Александр Мельничук.

Согласно данным Моторного страхового бюро, средняя сумма страховых выплат автомобилистам в прошлом году едва дотягивала до 16 тыс. грн. Следовательно, обозначенная сумма покрывает большинство аварийных ситуаций на украинских дорогах. В 2018 году было более 1,2 тыс. случаев (1% от общего количества), которые пробивали потолок страховой суммы в 100 тыс. грн., по таким эпизодам компании выплатили пострадавшим 126,9 млн. грн. (6,3% от общего объема выплат). Именно в этих случаях и могут увеличиться на треть компенсации.

«Но даже повышения до 130 тыс. грн. будет недостаточно, так как есть случаи и на 250 тыс., и на 350 тыс. грн. и даже на большие суммы ущерба. Но это уже выходит за возможности самих страховых, МТСБУ и Нацкомфинуслуг по повышению страховой суммы. Для таких изменений нужен новый закон «Об ОСАГО», текст которого уже готов», – говорит Черняховский.

Процесс урегулирования, подачи документов от пострадавших остается без изменений. Как и тарифы на необязательное автострахование, например, КАСКО. Вопросы лимитов коснуться только обязательной страховки. В добровольных видах страхования цены регулируются рынком.

Городам подняли планку

На сегодняшний день, стоимость полисов автогражданки во многом зависит от места регистрации транспортного средства. Но с вступлением в силу новых изменений, ключевую роль в цене страховки будет играть место жительства владельца автомобиля. Еще одно новшество – уменьшение страховых зон с 7 до 6. Согласно ним, например, Одесса, Львов, Днепр и Харьков «переедут» из третей во второю зону, где коэффициенты выше: их подняли с 1,8-2,8 до 2,3-3,5. Вырастут расценки и для автомобилей на иностранной регистрации. Если раньше коэффициент для них к страховому тарифу не превышал 4, то теперь его подняли до 10.

«Новым распоряжением о коэффициентах Нацкомиссия просто пересмотрела некоторые из них, оставив нижнюю границу такой же или, в некоторых случаях, повысив ее, то есть расширила диапазон этих коэффициентов. Это не значит, что страховые компании будут страховать сразу по максимальной ставке. Цена и в дальнейшем будет рассчитываться от экономической целесообразности и под влиянием конкуренции. Не может одна страховая сказать, что сразу повысит цену на 30%. Рядом будут работать другие компании, которые поднимут на 5% или пока вообще не поменяют ценники. Многое зависит и от региона. Например, это может коснуться только тех городов, где часто происходят ДТП и где выше цены на ремонт», – заметил нам Черняховский.

Уменьшат и предельный размер бонус-малус (скидка за безаварийную езду): с 20 до 10%. Но у большинства страховых он и сегодня не превышает 10-15%. Также новые правила позволяют сэкономить до 10% на покупке электронного полиса автогражданки. В январе его средняя стоимость составляла примерно 750 грн. Для е-полиса, по желанию самих страховщиков, можно использовать понижающий коэффициент до 0,9. Но применять его будут, скорее всего, не все компании.

Денис Вергун

Новини

25 Квітня 2024

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

ВСІ НОВИНИ ⇢