"Альпийская схема" вывода денег из украинских банков: Как это работало

Точка зору

В 2014-2015 годах Украина пережила "вторичное" перераспределение капитала, когда в результате банкротства почти ста банков с украинским капиталом были утрачены активы на сотни миллиардов гривен. В дальнейшем значительная их часть была продана новым собственникам, причем уровень дисконта доходил до 99%. Таким образом, структуры, которые контролировали процесс продажи, стали настоящим магнитом для желающих прикупить "свечной заводик" за 1% от его балансовой стоимости. Во всяком случае "сахарные заводики" в рабочем состоянии продавались по цене престижной квартиры в Киеве.

Многие банки тогда стали предметом "персональных" заказов: "у вас есть понравившееся нам АТП, тогда мы идем к вам". Симптоматично, что среди банков-банкротов не было учреждений с иностранным капиталом, хотя, как показывает официальная статистика, уровень проблемных кредитов у них примерно в 1,5 раза выше, чем в банках "местного происхождения". Более того, группа российских банков благополучно прошла и 2014, и 2015 годы, хотя там также существовали структурные дисбалансы в активах.

Фактор аннексии Крыма, войны на Донбассе, трехкратной девальвации гривны, потери клиентской базы, непогашения валютных кредитов, оттока депозитов отразился на всех сегментах банковской системы, результатом чего стала системная декапитализация и кризис ликвидности. Но почему тогда "валили" только банки с украинским капиталом?

Причина такой избирательности вполне очевидна. Не было экономического смысла "банкротить" иностранные банки. Их материнские структуры попросту не позволили бы растащить активы дочерних банков в Украине. А раз нет возможности поживиться портфелями залогов и правами требования к ликвидным заемщикам, то и суетиться не стоит.

И если по классике марксистской политэкономии, первичное перераспределение капитала произошло у нас в 90-е годы в результате позорной приватизации, когда основная масса граждан страны была попросту отчуждена от средств производства в виде колоссального промышленного комплекса, созданного в советское время, то "вторичное перераспределение капитала" произошло уже в наши дни в результате банкротства банков.

Так называемая очистка банковской системы стоила для экономики 38% ВВП, а прямые фискальные затраты достигли 18% ВВП. За эти деньги можно было провести полноценную структурную реформу экономики, запустить страховую медицину для широких слоев населения.

Но, по закону "сообщающихся сосудов", деньги не исчезают и не испаряются. Если где-то убыло, то в каком-то месте и прибыло.

Как правило, "прибывало" в офшорных зонах и низконалоговых юрисдикциях развитых стран, например, в Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии, Австрии. "Убывало" в нашей финансовой системе.

В западных банках осели миллиарды, выведенные из Украины. И хотя в крови Достоевского, как говорят, есть и украинский "след", в случае с финансами получилось "преступление без наказания". Нынешние банкиры не обладают моральной рефлексией, и "старушка-процентщица" во снах к ним не приходит.

Но, как показывает опыт криминалистики, любое преступление, оставившее финансовый след, рано или поздно будет выведено на свет. Если раньше не горели рукописи, то сейчас не горят "расходные кассовые ордера".

В Австрии и Лихтенштейне новый импульс получило расследование местных правоохранителей в отношении так называемой альпийской схемы по выводу денежных средств из украинских банков-банкротов. Сегодня определенные надежды еще возлагаются на западную Фемиду. В Украине же, по 2700 искам, поданным Фондом гарантирования вкладов физических лиц в отношении незаконного вывода средств акционерами банков-банкротов на сумму в 600 млрд грн, удалось получить компенсацию в размере всего лишь 430 тысяч гривен. Об этом пишет издание DW.

В схеме вывода средств из Украины были замешаны австрийский Meinl Bank и ряд банков из Лихтенштейна и Люксембурга. Сейчас делом занялась Антикоррупционная прокуратура Австрии. Кроме того, МВФ усилил давление на Украину, требуя расследовать факты вывода денег за рубеж. От успеха в этом направлении зависит и возможность нашей страны получать в фонде новые кредиты.

Так называемая альпийская схема, или операции back-to-back, функционировала следующим образом.

На первом этапе банк из Украины размещал на своем корреспондентском счету в австрийском или люксембургском банке, например, 100 млн долл. После этого иностранный банк выдавал офшорной компании, связанной с собственниками украинского банка, кредит на 90 млн долл. (условные 10 млн оставляя себе в качестве "компенсации" за схему). Кредит выдавался под поручительство банка из Украины, и обеспечением по нему выступали средства последнего на корсчете в Австрии/Люксембурге. Офшорная компания получала в виде кредита 90 млн долл. и, естественно, его не погашала. Иностранный банк списывал задолженность за счет взыскания предмета залога, то есть средств украинского банка на корсчете. Таким образом, на начало схемы у банка из Украины были условные 100 млн долл., а на выходе – полный ноль. Зато условные 10 млн долл. оставались в иностранном банке (как плата за схематоз), а 90 млн долл. транзитом поступали на счета "родственной" офшорной компании. В дальнейшем эти деньги в лучшем случае возвращались в Украину как взнос акционеров в уставный капитал принадлежащего им банка: так они выполняли требования НБУ относительно докапитализации, надувая капитал своих банков "воздухом". В худшем – просто "отмывались" и переводились дальше по цепочке.

Последствия "очистки" банковской системы в 2014-2016 годах были катастрофическими. По данным руководителя ФГВФЛ, только в "Дельте" были заморожены средства государственных компаний на 9 млрд грн, из которых: Государственное ипотечное учреждение – 3,5 млрд грн, Укрэксимбанк – 1,6 млрд грн, Ощадбанк – 3,3 млрд грн.

Суммарно государственные предприятия, фонды, организации и банки потеряли в банках-банкротах на начало 2017 года 19,5 млрд грн. Наибольшие потери понесли "Антонов", "Нафтогаз", Аграрный фонд, КБ "Южное" и Государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения Украины.

Почти 20 млрд грн по курсу 2014 года – это более одного миллиарда долларов. Сегодня власть рвет рубаху до пупа и на каждом столбе объявляет о получении 13,6 млрд грн от растаможки машин на "евробляхах" и в то же время "забывает" о миллиарде долларов, оставленных в банках-банкротах. К счастью, у австрийских прокуроров память немного лучше и была бы еще "крепче", если бы хоть немного стимулировалась расследованиями в Украине. Но схематозная "дивизия "Эдельвейс" прочно засела на печерских холмах.

Алексей Кущ

Новини

29 Грудня 2023

Міненерго повідомляє про відключення світла у низці областей внаслідок ракетного обстрілу

Японія у листопаді скоротила експорт металопродукції

Нафтогаз повністю завершив інтеграцію облгазів та міськгазів

Бразильське металургійне лоббі заявляє про засилля імпорту з країн Азії

Виручка від реалізації труб Пінчука за 9 місяців зросла на 14,4%

У разі відсутності міжнародної допомоги індексація пенсій може не відбутися 

Блокада українського кордону скоро припиниться – Туск

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

ВСІ НОВИНИ ⇢