От Индонезии до России. Сколько миллиардов реально отбелить на амнистии капиталов

Точка зору

Эксперт по вопросам налоговой и финансовой политики Администрации президента Даниил Гетманцев заявил, что у команды Владимира Зеленского уже готов законопроект об амнистии капиталов. Все, у кого есть сокрытые финансы или имущество, получат возможность их легализовать, заплатив государству 5%. По окончании реформы за нарушения придется отвечать по всей строгости закона. Хотя вопрос, сможет ли Украина пополнить налоговый бюджет, влить в экономику скрытые финансы, вернуть осевшие в офшорах средства и призвать бизнес к порядку, остается открытым. Ведь мировой опыт тут весьма противоречив.

К успеху по собственным граблям

Аргентина оказалась среди стран, умеющих учиться на ошибках. Амнистия 1987-го обернулась провалом – бизнес обязывали вернуть выведенные капиталы и инвестировать их в экономику. Предприниматели не повелись: уже в 1988-м реформу попытались переиграть, но без обязательных инвестиций. Однако ожидаемых результатов не достигли. Власти исправились в 2017-м, предложив максимально либеральные и удобные условия. Бизнес декларировал сбережения по специальным ставкам, но при этом мог оставлять их на зарубежных счетах. Вместе с тем отдел финансовой разведки получал расширенные полномочия в расследовании дел по отмыванию средств. Также Аргентина подписала соглашения с США и Швейцарией по борьбе с сокрытием налогов. Гражданам ясно дали понять, что теперь за нарушителей возьмутся всерьез.

Союз пряника и кнута привел к успеху: предприниматели задекларировали активы на $116,8 млрд. Как цитирует Bloomberg главу налоговой службы страны Альберто Абада, в казну поступило $9,5 млрд налогов.

Высокая частота расхолаживает

Для ряда стран налоговая реформа стала чем-то вроде попытки начать новую жизнь с понедельника. Так, в Турции с 1924 г. провели 29 налоговых амнистий. Реформа проходила каждые два-три года, но бизнес так и не включился в игру. Во-первых, из-за отсутствия действенной системы санкций для строптивых неплательщиков. Во-вторых, чрезмерная частота приучила откладывать на завтра – мол, в следующий раз всегда успеется.

Аналогичный феномен исследовали экономисты Университета Западной Вирджинии в 2005-м, рассмотрев примеры "нулевых деклараций" разных штатов США. В работе анализировались реформы различной продолжительности (от пятнадцати дней до полугода) и результативности (от $0,2 млн собранных налогов в Северной Дакоте до $582,7 млн в Нью-Йорке).

Вывод оказался однозначным: уже вторая амнистия может иметь расхолаживающие действие на налогоплательщиков. Если краткосрочный эффект (пополнение бюджета) никто не отменял, то налоговые сборы после окончания реформы могут снижаться. Бизнес живет в предвкушении следующего льготного периода, и самые жесткие санкции не всегда способны повлиять на ситуацию.

Схожие выводы впору сделать и россиянам. Страна переживает целую серию амнистий, хотя результатами хвастается осторожно. Так, известно лишь, что в 2015-2016 гг. инициативу российского минфина поддержали только 7,2 тыс. граждан. 

В следующей серии в 2018 г. налоговикам показали около 10 млрд евро. По разным оценкам, это от 1 до 4% средств, спрятанных россиянами в офшорных гаванях. Тем не менее амнистию продлили до марта 2020 г. Деньги пытаются "заманить" в страну льготными ставками и даже предлагают сменить заморские офшоры на российские – на островах Русский и Октябрьский. Но крупный бизнес, держащийся в цепкой связке с властью, перспектива ослушаться не пугает.

Подводные рифы денежного притока

Большинство успешных примеров объединяет одно: государство предлагает бизнесу начать жить не только с новой строки, но и по новым правилам.

К примеру, Франции в 1986 г., по данным The New York Times, удалось пополнить бюджет на $1,6 млрд налогов. Параллельно упразднили налог на богатство – это стало одним из ключевых факторов сговорчивости бизнесменов.

В Ирландии в 1988 г. за десять месяцев граждане засветили $5 млрд, заплатив $750 млн налогов (хотя государство рассчитывало всего на $100 млн). Реформа строилась по принципу: вернуть престижно, не вернуть – страшно. Социальная реклама агитировала предпринимателей стать героями нового времени, а нежелавших уже подкарауливала новая служба налоговых полицейских. Повышались штрафы, у налоговиков появлялись возможности замораживать счета и конфисковать акции неплательщиков. Но уже в 1993 г. на очередную амнистию откликнулось гораздо меньше людей, не помогло даже ужесточение Налогового кодекса с перспективой отсидеть восемь лет за решеткой. Наконец, в 1999-м финальным аккордом 11-летней эпопеи стала программа добровольного раскрытия информации. Правительству удалось наладить тесное сотрудничество с банками и получить доступ к громадным массивам данных, а в СМИ регулярно публиковались списки нарушителей под грифом Name and Shame (имя и позор).

В Италии в 2001-м реформа совпала с введением евро. По данным Швейцарского банка, удалось отбелить 77,8 млрд евро. Бизнесменам предложили вернуть капиталы с офшорных счетов под минимальную ставку в 2,5%, либо вложив 12% в гособлигации. Противники сетовали, что возможностью в первую очередь воспользовались мафиози, а честный бизнес остался не у дел. Надолго деньги на итальянских счетах не задержались. В 2009-м реформу объявили уже в третий раз, попытавшись изменив тактику – налоговики придирчиво инспектировали работу швейцарских банков, а имена, неплательщиков публиковали в СМИ.

"Эта налоговая амнистия была успешнее предыдущих. Ее отличала серьезная медиакампания. Многие клиенты испугались и предпочли задекларировать свои офшорные сбережения", – заявил Reuters глава ассоциации банков Тичино Франко Читтерио.

Реформа обернулась 80 млрд евро раскрытых средств и 4 млрд евро налогов. Отбеленные капиталы, по оценкам центробанка, составили примерно одну шестую накоплений, которые итальянцы на тот момент хранили в офшорах.

Опыт "индонезийского Зеленского"

Президент Индонезии Джоко Видодо в 2017 г. поставил целью отбелить $300 млрд, из них минимум $76 млрд планировали вернуть с заграничных счетов. По выстроенному имиджу Видодо напоминает Зеленского – носится с идеей электронного правительства, стремится казаться ближе к народу и обещает экономическое чудо.

Реформу разбили на три этапа, и схема напоминала продажу билетов на музыкальных фестивалях: "ранние пташки" обнуляли финансовую карму всего под 2%, припозднившиеся – уже под 10%.

За четыре месяца до окончания реформы в администрации президента объявили цель достигнутой – всего удалось легализовать рекордные $367 млрд. Политические оппоненты кинулись в атаку, ведь в реформе поучаствовали всего 930 тыс. индонезийцев, а львиную долю капиталов засветили крупнейшие олигархи страны. Из офшорных $75 млрд вернулись лишь $11,2 млрд. Что же до малого и среднего бизнеса, предприниматели предпочли воздержаться хотя бы потому, что для обнуления кармы требовалось собрать с десяток справок и пройти через бюрократическое чистилище.

И вот теперь украинской власти придется найти ответы на множество "как?". Во-первых, как убедить предпринимателей, что перспектива поменять правила реальна и в предложении нет подвоха. Во-вторых, как сделать это с первого раза, чтобы амнистия не превратилась в затянутый сериал. В-третьих, как уговорить украинцев простить крупных неплательщиков, которые пришли к государству с повинной и тем самым избежали наказания за злостные финансовые преступления. В-четвертых, как убедить самих нарушителей, что даже если участвовать не хочется, то воздержаться будет себе дороже.

Отдаленные перспективы пока туманны, но открыт вопрос и о том, какими выгодами сможет пользоваться Украина в процессе и сразу после реформы. А точнее, какой объем припрятанных финансов выйдет на свет. Сравним результаты некоторых из перечисленных стран.

Эффективность амнистий капиталов 

Страна

Год амнистии

Сумма раскрытых капиталов

ВВП страны в год реформы

% "обеленных" капиталов от ВВП

   Аргентина

2017

   $116,8 млрд

   $637,6 млрд

      18,3

   Россия

2018

   $10 млрд

   $1,63 трлн

        0,61

   Италия

2009

   $114 млрд

   $2,185 трлн  

        5,22

   Ирландия

1993

   $2,6 млрд

   $52,48 млрд

        4,95

   Индонезия

2017

   $367 млрд

   $1,016 трлн

       36

Источники: Bloomberg, российская служба BBC , The Wall Street Journal, The Irish Times, Indonesia Investments; ВВП стран: Всемирный банк, МВФ

Так что повторит ли Украина фиаско России, отбелив 0,61% ВВП, или рекорд Индонезии – 36% ВВП, зависит от множества переменных. Однако порядки цифр понятны: в первом случае на свет у нас выйдут лишь около $800 млн, а во втором – все $44 млрд.

Ольга ЧЕРНЫШ

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢