Сплит надзора: чего ждать рынку в случае принятия закона о сплите

Точка зору

Речь идет о принятии "Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций государственного регулирования рынков финансовых услуг" (№2413, или так называемый закон о "сплите").

Документом предусматривается разделение, или "сплит", функций Национальной комиссии, которая на сегодня регулирует сферу финансовых услуг.

В частности, надзор и регулирование рынка страховых, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов и других финансовых компаний перейдет в Нацбанк Украины.

Что касается негосударственных фондов: пенсионных, финансирования строительства, операций с недвижимостью, их работу будет регулировать Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

Принятие этого закона является одним из пунктов программы финансовой помощи МВФ Украине, срок которого заканчивается в ноябре 2019 года. В 2016 году Верховная Рада поддержала проект закона в первом чтении.

22 ноября 2019 года документ был вынесен на рассмотрение во втором чтении, но Рада так и не дошла до него. И несмотря на то, что закон все еще не принят, он уже сумел получить неоднозначное восприятие на рынке.

Мнение НБУ

Банковский регулятор уверен, что закон о "сплите" решит стратегически важные для рынка вопросы:

  • регулирование и надзор в небанковском финансовом секторе будет осуществляться по международным стандартам, как это происходит в банковском секторе;
  • будут развиваться украинские страховые компании и появляться иностранные;
  • за счет реформирования небанковского сектора произойдет устойчивое развитие экономики страны.

Абсолютный контроль

Есть и другая сторона медали. Получается, что с принятием закона НБУ наделяет себя неограниченными полномочиями. Ведь рынок будет регулироваться не законами, а нормативными актами.

Получается, что госрегулирование становится очень субъективным, а решения будут приниматься на усмотрение чиновников.

Это лишает операторов рынка любых гарантий относительно стабильности и предсказуемости контроля их деятельности, а также возможности эффективно решать спорные вопросы в правовом поле.

Кроме всего прочего, появление "человеческого фактора" в любых процессах (а на этом рынке это выдача лицензий, проверки и пр.), порождает коррупцию, с которой так активно борется страна в последние годы.

Слабые на выход

Сегодня на рынке небанковских финансовых услуг работает около 2200 компаний. Это огромная отрасль. Только кредитных организаций зарегистрировано около 1000. У НБУ нет отработанных механизмов регулирования такого числа учетных единиц, да еще и разного профиля.

Ведь помимо кредитных организаций, это еще и лизинговые, и страховые, и ломбарды, и так далее. Из опыта 2015-2016 годов, когда нет возможности управлять большим количеством структур, может начаться искусственное сужение рынка за счет различных механизмов.

Так могут ужесточиться требования к размеру собственного капитала и качеству собственных средств у бенефициаров. Давайте будем честными, не все из двух тысяч компаний смогут себе позволить докапитализацию.

Как следствие – многие игроки уйдут с рынка. Среди них и молодые, продвинутые финансовые компании, которые на сегодня активно применяют диджитал-инструменты в своей работе.

Такие организации повышают общий уровень финансовой инклюзии, о которой часто в последнее время говорит НБУ.

Последствия принятия закона о "сплите" для рынка

Вот только некоторые из них:

  • тормозится развитие рынка финуслуг: с точки зрения применения новейших технологий, инструментов и подходов отрасль будет оставаться на месте;
  • перекрываются возможности для развития украинского предпринимательства – отсутствие возможностей работать на благо родной страны, развивать экономику Украины;
  • сокращается конкуренция на рынке – уменьшается сумма кредита и возрастает процентная ставка, соответственно, ухудшаются условия для клиентов;
  • закрытие/ликвидация компаний приведет к безработице в финсекторе (более 75 тысяч рабочих мест);
  • сократятся денежные поступления в госказну (небанковские структуры ежегодно платят более миллиарда гривен налогов).

А что заемщик?

Современный потребитель финансовых услуг привык, что сегодня он может получить быстрый займ или страховку за несколько минут. Он не хочет, а в большинстве случаев, и не может, предоставить справку с места работы, информацию о поручителях, залоге и пр.

И на это часто есть свои объективные причины (неофициальная зарплата и так далее). В условиях конкурентного рынка клиент может выбрать для себя компанию, с наиболее выгодными условиями и лучшим сервисом.

На сегодня небанковские финансовые компании выручают людей, когда возникает такая необходимость. Жесткий надзор и вмешательство со стороны НБУ приведет к тому, что клиенты потеряют возможность получить просто и быстро деньги на срочные нужды.

Фактически останутся без помощи. Кто-то, конечно, будет заимствовать у подпольных контор, ростовщиков или родственников, но это уводит огромную часть экономики Украины в тень.

Как решить

Возможным решением проблемы может стать предложенный совместно всеми игроками (операторы и регуляторы) механизм оптимизации рынка. Как минимум, должны быть ликвидированы так называемые "ловцы быстрых денег", например, страховые компании-однодневки.

Они работают для быстрого заработка, совершенно не думая об исполнении закона, регуляторных требованиях, клиентах, сотрудниках и о собственной репутации.

Единственная цель – заработать деньги и бросить компанию. Эти "конторы" испаряются, тем самым подрывая репутацию всей отрасли.

Грамотный подход должен строиться на четкой сегментации небанковских финансовых структур и разработке подходов к их регулированию.

Ведь те инструменты надзора, которые применяются к банкам, не могут быть задействованы к микрофинансовым организациям, страховым и так далее. Это разные бизнес-модели, и в конце концов эти компании решают разные социальные задачи.

Вероятно, прежде чем включать "админресурс" и принимать столь важный не только для рынка, но и для государства закон, регуляторам нужно начать выполнять существующие законы.

Сейчас мы наблюдаем ситуацию, как со скоростным режимом в городе: все знают, что нужно ехать не больше 50 км/час, но по факту каждый едет со своей скоростью.

Необходимо наконец обеспечить "живое" госрегулирование, которое бы реально работало, а не имитировало работу. Так делается во всех цивилизованных странах, в том числе европейских, по стандартам которых стремится работать НБУ.

Сергей Симак

Новини

10 Травня 2024

Європейські металурги побоюються виникнення дефіциту металобрухту

ArcelorMittal розпочала будівництво електродугової печі на іспанському заводі

Україна може повернутись до графіків погодинних відключень електроенергії

Уряд виділяє понад 7 млрд грн на відбудову енергосистеми

Інфляція у квітні уповільнилась до 0,2%

Шмигаль заявив про складну ситуацію в енергетиці і закликав до економії

Виручка від експорту чорних металів наблизилась до 1 млрд дол

Бразилія скорочує експорт чавуну

Морським коридором експортовано 45 млн тонн вантажів

Практика вирішення спорів щодо трансфертного ціноутворення відбувається у несприятливих обставинах – експерт

Україна збільшила імпорт електроенергії на третину, експорт скоротився у 13 разів

Японська J-Power планує здати на металобрухт декілька вугільних блоків ТЕС

У ЄС проведуть повторне розслідування щодо імпорту китайського прокату з полімерним покриттям

В уряді обговорюють можливість підвищення тарифів на електроенергію

Таксі у Вінниці: Зручне та надійне перевезення у місті

Енергетики продовжили обмеження постачання е/е для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢