Подробнее Запомнить город


Михаил Мелец: «Украина должна спасти свою газовую отрасль»

размер текста:

В газовой отрасли Украины не найдется, наверное, ни одного руководителя даже среднего звена, который бы не знал или хотя бы не слышал фамилию Мелец. Этот человек вместе с Михаилом Мацялко в свое время по сути создал систему бесперебойного и безопасного обеспечения газом потребителей страны. Михаил Мелец долгие годы проработал главным инженером «Укргаза». Накануне Дня работников нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности мы говорили с ним об истории создания газовой отрасли страны, современной ситуации в газовом хозяйстве Украины, о зарплатах, престиже труда и социальной защите газовиков. Особое внимание — возможным вариантам выхода из нынешнего сложного положения отрасли.

— Михаил Васильевич, вас по праву называют одним из основоположников газораспределительной отрасли Украины. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?


— В Украине газификация началась в 1947 году. Этим занималось Министерство ЖКХ Украины и его структурное подразделение — «Главгаз». После Великой Отечественной войны шахты Донбасса были разрушены, разработка Кузбасского угольного месторождения еще не началась, а дров на всех не напасешься. Использование природного газа стало для промышленности и населения выходом из энергетического тупика. Тогда все вопросы газообеспечения решались в основном на региональном уровне — в каждой конкретной области и населенном пункте.

Следующим шагом в развитии газовой отрасли Украины стало создание в 1975 году республиканского объединения «Укргаз». Работа этого предприятия была направлена на обеспечение эффективности всей системы газоснабжения населенных пунктов республики.

Надо отдать должное тогдашнему министру ЖКХ Владимиру Площенко, первому начальнику «Главгаза» — герою Советского Союза Тимофею Хандоге и главе «Укргаза» Михаилу Мацялко. Усилиями именно этих людей удалось наладить централизованную систему управления и контроля над всеми процессами в газовой отрасли.

В то время газификацией и газоснабжением Украины занимались две организации: производственное объединение «Укргазпром» и «Укргаз». Разведка, добыча и транспортировка газа магистральными трубопроводами относилась к сфере компетенции «Укргазпрома» (на базе которого в 1998 году была создана НАК «Нафтогаз Украины». — И.Г.). На «Укргаз» же возлагалась функция распределения газа по городским, межпоселковым, сельским и внутридомовым газопроводам до конечных потребителей.

«Укргаз» обеспечивал также проведение необходимых для отрасли научных разработок, проектирование и строительство производственных баз, занимался газификацией и эксплуатацией объектов газоснабжения городов и сел.

— Как тогда была организована работа именно газораспределительного хозяйства?

— Основная работа проводилась на местах, в газовых хозяйствах. Центральный аппарат занимался решением глобальных вопросов, планированием и контролем. Газовые хозяйства, в свою очередь, получали объем газа, который поставляли и реализовывали потребителям, и полностью взимали за него плату.

Кстати, «Украгаз» также контролировал качество услуг, вопросы безопасности газоснабжения и борьбы с нарушителями.

Но самым главным нашим достижением было то, что в результате внедрения целого комплекса организационных, научно-технических и экономических мероприятий нам удалось добиться эффективной работы всей газораспределительной системы. Заключалась она в том, чтобы как можно дольше сохранить созданную инфраструктуру и повысить ее безопасность и бесперебойность ее работы.

Приведу некоторые данные. По состоянию на 1 января 1976 год на 51 тыс. газифицированных квартир приходился один несчастный случай, связанный с газообеспечением. Благодаря системной политике в газовой отрасли, по состоянию на 1 января 1993-го один несчастный случай приходился уже на 1 млн. 20 тыс. квартир. Мы повысили показатель безопасности более чем в 20 раз! А по состоянию на 1 января текущего года он равен всего 122 тыс. 18 квартир. То есть за последние 15 лет уровень безопасности снизился в десять раз!

За счет системного подхода, организационных и технических мероприятий по борьбе с электрохимической коррозией стальных газопроводов нам удалось повысить уровень их защиты с 40% (до создания «Укргаза») до 98% в 1985 году. Это позволило увеличить амортизационный срок службы газопроводов с нормативных 33 до 40 лет.

Такие результаты были достигнуты за счет создания четкой централизованной системы контроля в газовой отрасли. Сейчас, к сожалению, она разрушена, и уровень безопасности постоянно снижается.

— Сколько еще проработают построенные в 70-е годы и уже почти выработавшие свой ресурс газовые сети?

— Уточню: построенные не в 70-е, а в 60-е годы. Пока еще они функционируют, но их постоянно необходимо поддерживать. А существующая система управления газовыми хозяйствами их просто уничтожает.

Когда на обломках «Укргаза» создавали ДК «Газ Украины», был издан приказ по «Нафтогазу» о том, что все функции «Укргаза» должна взять на себя ДК «Газ Украины». Но спустя некоторое время в устав ДК «Газ Украины» были внесены изменения. И сегодня в ее документах вы практически не найдете положений, связанных с безопасностью, продолжительностью и эффективностью работы систем газоснабжения — превалируют торговые функции.

Сегодня, по моим подсчетам, по уровню безопасности мы сползли до показателей 1977 года. Рухнула четкая система «Укргаза», защита газопроводов ухудшилась, что приводит к их преждевременному износу и авариям.

В 2007 году, после взрыва жилого дома в Днепропетровске, я подал в Кабмин предложения по реформированию газовой отрасли Украины, среди которых было: «Обеспечить принятие законодательного акта о создании государственных предприятий по эксплуатации объектов газоснабжения, которые не подлежат приватизации». Я очень рад, что в итоге премьер-министр и правительство Украины прислушались к многочисленным обращениям специалистов и создали компанию «Нафтогазмережі». Это предприятие должно стать преемником «Укргаза» того времени и объединить функции по газификации, строительству, обслуживанию, техническому контролю и надзору, обеспечению безопасности доставки газа потребителям, расчетов за него. Так должно быть.

— Вряд ли с вами согласятся нынешние владельцы обл- и горгазов. Но все же интересно, как вы оцениваете работу этих предприятий?

— Приватизация предприятий по газоснабжению и газификации была ошибкой 90-х годов. Необходимо это все переводить под государственный контроль. Сегодня в Украине четыре основных собственника облгазов. У них отсутствует единая технико-экономическая политика, нет ответственного за конечный результат, особенно по региональным газовым сетям. А это не просто опасно — это катастрофа!

Конечно, есть отдельные газораспределительные предприятия, главные инженеры которых с болью в сердце и со слезами на глазах выбивают каждую копейку для того, чтобы хоть как-то обеспечить нормальное функционирование газовых систем. Но это исключения. Самое главное — разобраться с системой управления и ответственностью за конечный результат. Система газоснабжения в соответствии с Законом Украины «О трубопроводном транспорте» должна быть единой. Однако сегодня она разделена между разными собственниками.

Почему до 1975 года, до создания «Укргаза», было так мало несчастных случаев? Не только потому, что газовая система была еще сравнительно «молодой». А потому что у газовой системы каждого населенного пункта был свой персональный «хозяин» — комбинат, завод, колхоз.

Руководство республики понимало, что для того, чтобы ситуация не зашла в тупик, необходимы радикальные изменения. Сначала все объединили в городской местности — создали межрайонные газовые хозяйства. Потом было постановление о передаче газового хозяйства в сельской местности. И добились таки в результате эффективной работы и безопасного газоснабжения!

И сейчас государство Украина должно детально разобраться, что необходимо вернуть в госуправление и госсобственность. В тех областных и городских газовых хозяйствах, где действительно железный порядок, — пусть будет государственное акционерное общество или госкомпания. Но для этого необходима колоссальная работа, и без законодательного урегулирования тут не обойтись. Нужно хорошенько проработать этот вопрос совместно с СНБОУ, вынести согласованный законопроект на обсуждение Верховной Рады и принять решение: то, что было создано народом, — должно служить народу.

— Вам известно, какова сейчас ситуация в региональных газовых хозяйствах?

— Многие думают, что там люди ни в чем не нуждаются. Но это далеко не так. Ситуация очень тяжелая: тарифы на услуги по транспортировке и реализации газа потребителям не в полной мере отвечают научно обоснованным нормативам, зарплата — самая низкая в отрасли, большая текучесть кадров, особенно среди рабочих профессий, нет социальных гарантий (программ обеспечения жильем, оздоровления). В выигрыше только собственники. И задача государства — максимально оперативно сделать так, чтобы изменить положение дел. А то складывается впечатление, что отрасль брошена на произвол судьбы…

Но несмотря на трудности, хочу сказать спасибо всем людям, работающим в газовой отрасли и сохраняющим инфраструктуру газового хозяйства страны. Они действительно герои и патриоты Украины!

Накануне профессионального праздника хочу пожелать им всем крепкого здоровья, семейного благополучия и стабильной работы. Изменения, происходящие в газовой отрасли страны, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Система государственного управления, уверен, будет восстановлена, а отрасли и профессии будет возвращен престиж!

P.S. «Зеркало недели» присоединяется к поздравлениям работников нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Украины. Всех благ вам! Но пожалуйста, не берите нас — потребителей ваших товаров и услуг — за горло. Это просто никому не выгодно…

Еще раз с праздником!


Иван Гонта

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!