Химиотерапия результатов не дала

Точка зору

Сейчас только два производителя азотных удобрений не ведут активных переговоров с потенциальными поставщиками.

О ТОМ, что его предприятие «ищет способы» получать газ со стороны, сообщил почетный глава набсовета горловского «Стирола» Николай Янковский. «Вопрос в стадии работы, он быстро не решится», — сказал он. «Оно (разрешение закупать газ у нерезидентов. — Авт.) дает право вести переговорный процесс, чем мы сейчас и занимаемся», — сообщил «k:» президент ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» Алексей Кунченко, не уточнив, с кем ведутся переговоры.

ОПЗ прогнозируют прибыль

Несмотря на сложную ситуацию с производством и реализацией азотных удобрений, Кабинет министров Украины надеется на прибыльность Одесского припортового завода в текущем году. Как стало известно на этой неделе, правительство утвердило финансовый план ОПЗ, согласно которому прибыль госпредприятия в 2009 году должна составить 72,84 млн. грн. Это показатель более чем в десять раз меньше результатов 2008 года (797 млн. грн.). При этом чистый доход предприятия должен уменьшиться на 16,9% — до 2,94 млрд. грн.

Оптимизм правительства может быть связан с тем, что львиную долю доходов ОПЗ обеспечивают услуги по перевалке продукции других промпроизводителей. Однако пока финансовые результаты ОПЗ не обнадеживают. Чистый убыток завода в первом полугодии составил 38,26 млн. грн. (против чистой прибыли за аналогичный период прошлого года — 348,8 млн. грн.). Впрочем, хорошими результатами не может похвастаться ни одно украинское предприятие. Не исключено, что такие показатели работы могут снизить потенциальную стоимость ОПЗ в ходе его грядущей приватизации. Скептики прогнозируют, что неопределенная ситуация в украинском политикуме, высокие цены на газ и сложная рыночная конъюнктура скорее всего отвадят от конкурса западные компании. В этом случае основными конкурентами в ходе приватизации ОПЗ станут консорциум украинских предприятий и россияне, для которых ОПЗ имеет ключевое значение благодаря своим мощностям по перевалке аммиака.

По информации источника в отрасли, переговоры о прямых поставках ведет и «Ровноазот». Примечательно, что пока нет таких данных об интересе к импорту со стороны «Днепроазота» и черкасского «Азота». Что в принципе можно объяснить курсирующими слухами о том, что эти заводы частично потребляют ресурс одной из крупнейших частных добывающих компаний Украины.

Закупки газа химпредприятиями с начала года находятся на рекордно низком уровне. Как свидетельствуют на черкасском НИИТЭХИМ, по результатам первых семи месяцев 2009 года химзаводы совокупно потребили 2,531 млрд. м3 газа, что на 33% меньше, чем за тот же период прошлого года. В качестве компромисса в августе правительство снизило цену топлива для химиков (кроме «Ровноазота») с 1899,25 до 1584,4 грн. (на тот момент — $205) за 1 тыс. м3. Что привело к падению цены на предприятиях в среднем до $230. Однако снижение, похоже, не заставило собственников химкомбинатов отказаться от поисков альтернативных путей поставки сырья.

Несмотря на то что все участники рынка позитивно оценили решение правительства, пока никто из них так и не заключил соглашения о прямых поставках. На практике реализация революционного решения оказалась достаточно туманной. «Это непростая процедура: найти партнера в России, зафрахтовать газ, договориться о его транспортировке. Здесь много вопросов, предполагающих многосторонние договоренности и готовность к созданию более открытой модели газового рынка в Украине», — отмечает директор черкасского НИИТЭХИМ Тамара Ковеня. Теоретически поставлять газ можно, например, из Казахстана, однако транспортировать его без согласия России вряд ли удастся. Опять же теоретически возможно появление на газовом рынке нерезидента, подобного RosUkrEnergo, который возьмет на себя заботу об обеспечении украинских химиков газом по льготной цене.

Наиболее вероятным поставщиком, обладающим ресурсом и возможностью поставить газ в Украину, видится российский «Газпром» либо родственные ему структуры. Однако какие-либо поставки возможны лишь в рамках договоров, аналогичных тем, которые имеет «Нафтогаз Украины». Если учесть, что дополнительные объемы газа повлияют на давно согласованный газовый баланс двух стран, такие соглашения гипотетически могут касаться уже следующего года. В этой связи примечательно, что в распоряжении Кабмина идет речь только о 2009 годе, правда, пролонгировать его действие можно в любой момент.

Во всяком случае закупка газа в России будет иметь смысл для украинских заводов лишь в ситуации меньшей цены, чем та, по которой «Газпром» продает сырье тому же «Нафтогазу». Российские химики получают газ по $70 за 1 тыс. м3. Украинские предприятия за счет более низких затрат на рабочую силу и транспортировку устроила бы цена в $150–160 за 1 тыс. м3.

Впрочем, «Газпром» может себе это позволить — пойти на уступки в обмен на прямой доступ на украинский рынок (что, правда, предполагает добровольную потерю «Нафтогазом» статуса монопольного поставщика российского газа). «Насколько мне известно, наши заводы с весны вели переговоры с «Газпромом» и «Сибуром». Теоретически и практически реализовать это можно, но все зависит от «Нафтогаза Украины», — отмечает начальник департамента АПК и химической промышленности «Держзовнишинформ» Дмитрий Гордейчук. Минусы для «Нафтогаза» очевидны. Если допустить, что годовое потребление газа предприятиями отрасли уменьшится с 8 млрд. м3 до 5 млрд., то при цене $205 за 1 тыс. м3 из оборота НАК будет изъято свыше $1 млрд. При этом ему надо достигнуть компромисса с «Газпромом» в вопросе снижения объемов закупки газа, чтобы избежать штрафных санкций за недобор.

По словам Гордейчука, максимальный эффект от прямых поставок могут получить «Стирол» и Одесский припортовый завод. Эти предприятия имеют прямой доступ к аммиакопроводу и за счет низкой транспортной составляющей смогут полностью загрузить производство и экспортировать аммиак.

Впрочем, некоторые эксперты указывают на то, что «Газпрому» нет никакого резона продавать газ украинским азотным предприятиям по сниженным ценам, поскольку они прямые конкуренты российских заводов. Причем сейчас борьба перешла с внешнего на внутренний рынок Украины, где российские предприятия активно теснят украинских химиков, несмотря на действующую импортную пошлину на ввоз аммиачной селитры. То есть для российской монополии прямые поставки газа на химические заводы будут иметь смысл лишь в случае приобретения российской стороной корпоративных прав на украинские предприятия. Подтвердить или опровергнуть эту версию можно будет вскоре после приватизации ОПЗ, претендентами на который являются российские «Сибур» и «Еврохим». Пока же на одесском предприятии говорят, что какие-либо переговоры о прямых закупках импортного газа имеет смысл начинать только после приватизации завода.

Андрей Самофалов

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢