Подробнее Запомнить город


На голову не налазит. Почему Рада только сделала вид, что начала бороться с пластиковыми пакетами

размер текста:

На повестку дня в сессионный зал 12 ноября было внесено два законопроекта — №2051 депутата Дмитрия Шпенова и альтернативный №2051-1 от группы депутатов во главе с Игорем Кривошеевым от "Слуги народа". Однако Шпенов заявил, что снимает свой законопроект в пользу коллег, и призвал проголосовать за альтернативный проект закона как более проработанный.

В итоге Верховная Рада 365 голосами поддержала законопроект №2051-1 в первом чтении. "ДС" решила рассмотреть его повнимательнее и понять, смогут ли предложенные изменения в законодательство избавить Украину от засилья пластикового мусора.

По словам Кривошеева, Украина сегодня утопает в мусоре, ресурсы полигонов практически исчерпаны, но в стране так и не научились сортировать и перерабатывать мусор, большая часть которого - полиэтиленовые пакеты. "В среднем человек пользуется пакетом 20 минут, после чего такой пакет разлагается до 500 лет. Ежегодно каждый украинец использует около 500 полиэтиленовых пакетов, в то время как в ЕС этот показатель приближается в среднем к 50, а до 2025 г. они планируют снизить его вдвое", — сказал он.

Законопроект предлагает запретить с 1 января 2022 г. распространение в торговле и ресторанном хозяйстве легких (15–50 микрометров) и сверхлегких пластиковых пакетов, а также оксоразлагаемых (оксобиоразлагаемых) пластиковых пакетов. Депутат предлагает сделать исключение для легких пакетов лишь в случае, если они предназначены для первичной упаковки свежей рыбы и мяса, а также сыпучих продуктов.

Контроль за распространением пакетов предлагается возложить на тот орган власти, который отвечает за защиту прав потребителей, на сегодня это Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба). Бизнес, который будет пойман на незаконном использовании легких и сверхлегких полиэтиленовых пакетов, депутаты предлагают штрафовать на 1,7–3,4 тыс. грн, а при повторном нарушении в течение трех лет — на 3,4–8,5 тыс. грн.

На такую же сумму депутаты предлагают наказывать и сотрудников компаний, которые склоняют потребителей к покупке пакетов.

При этом авторы законопроекта предлагают наказывать гривней и те компании, которые под видом биоразлагаемых пакетов, которые должны снизить загрязненность окружающей среды, будут предлагать потребителям оксоразлагаемые (оксобиоразлагаемые) пакеты. Эти пакеты содержат 99% обычного полиэтилена и 1% оксоразлагающей добавки. Такие пакеты только под воздействием кислорода и ультрафиолета разлагаются на отдельные мелкие фрагменты — микропластик, который также вреден. Если же пакет попадает на свалку и доступа кислорода к нему нет, он не разлагается, как и обычные пластиковые пакеты.

Европейский Союз уже запрещает пакеты из оксобиоразлагаемого пластика, но в Украине некоторые сети магазинов предлагают их в качестве более экологичной альтернативы пластику обычному (на самом деле это просто маркетинговый ход). Поэтому депутаты предлагают за нарушение правил маркировки биоразлагаемых пластиковых пакетов штрафовать еще жестче — на сумму от 1,7 тыс. до 12,75 тыс. грн.

Настоящей альтернативой пластиковым пакетам являются пакеты, которые компостируются. Они изготавливаются из материалов органического происхождения — растительного, животного, микробиологического. Такие пакеты в результате биологической активности микроорганизмов разлагаются на диоксид углерода, воду, минеральные соли, биомассу и метан.

Обычно такие пакеты изготавливаются из крахмалов и целлюлозы и разлагаются в домашних компостных ямах. В Украине уже введены национальные стандарты, по которым производители могут сертифицировать свою продукцию на способность разлагаться. Эти стандарты гармонизированы с европейскими и международными.

В Украине также есть мощности по производству биоразлагаемых пакетов, но на них пока нет спроса — они значительно дороже обычных пластиковых.

В целом предложенные группой депутатов во главе с Кривошеевым изменения в украинское законодательство пока не дотягивают до создания эффективных механизмов, которые позволили бы снизить остроту проблемы загрязнения Украины пластиком.

Во-первых, в законопроекте есть откровенные ляпы, свидетельствующие о поспешности его подготовки. Например, депутаты предлагают, чтобы Госпродпотребслужба полиэтиленовые пакеты у нарушителей конфисковала, тогда как, согласно законодательству, конфискация возможна только по решению суда. Кроме того, творцы проекта закона не прописали ограничение производства и ввоза пакетов, подпадающих под запрет.

Главное научно-экспертное управление Рады также отметило, что законопроект вводит штрафы за распространение пластиковых пакетов, но при этом авторы не учли, что отдельные нарушения (в частности, допущенные физлицами-предпринимателями и сотрудниками магазинов) в Кодексе об административных правонарушениях уже прописаны как нарушения правил торговли, и за них уже установлены штрафы.

Создается впечатление, что депутаты хотели предусмотреть побольше запретов и штрафов, надеясь, что этого окажется достаточно для решения проблемы. Но при этом они ничего не сказали о стимулах, которые позволили бы снизить использование пластика и подтолкнуть потребителей использовать другие формы упаковки.

По мнению координатора в Экспертной платформе НБУ Андрея Блинова, предложенных мер для спасения окружающей среды для рынка мало. "Законопроекты о стимулировании производства бумажных пакетов из вторсырья и повышении залоговой стоимости стеклянной тары, чтобы возобновить ее нормальный вторичный оборот, пока где-то гуляют", — прокомментировал он решение Рады на своей странице в Facebook.

В то же время в парламентском комитете по вопросам интеграции Украины с Европейским Союзом отметили, что директивы ЕС, регулирующие обращение с отходами, на первое место ставят именно меры по предотвращению появления отходов, а не запреты использования товаров. Также европейский опыт подсказывает, что ограничивающие меры вводятся постепенно и при этом важно создавать возможности повторно использовать упаковку и перерабатывать ее.

В комитете отметили, что, в отличие от директив ЕС, украинский законопроект не содержит положений об учете ежегодного потребления пакетов, не предусматривает проведение информационных кампаний о вреде чрезмерного использования пластика для экологии и о поощрительных мерах по снижению его потребления.

В комитете считает, что предложенные изменения в законодательство — фрагментарные, поскольку касаются существенного сокращения использования только одного вида упаковки, но не решают комплексно вопрос обращения с отходами упаковки. Поэтому он и не сможет обеспечить надлежащего выполнения Украиной ее обязательств, предусмотренных Соглашением об ассоциации с ЕС.

Как борются с пластиком в разных странах

Ограничения на использование одноразового пластика, по данным ООН, ввели уже более 120 стран. Самые жесткие ограничения в Кении, где с 2017 г. запрещено производство, импорт и даже личное использование пакетов. Нарушителей могут оштрафовать на $40 тыс. или посадить в тюрьму на срок до четырех лет. Такая жесткость дала свои плоды - уже через несколько месяцев после введения запрета на улицах стало значительно чище.

В Индии пластик запрещен почти во всех штатах, ведь учитывая численность населения, страна стала утопать в мусоре. Кроме того, расплавленный пластик начали смешивать с битумом и использовать для строительства дорог.

Европейский Союз более других продвинулся в ограничении использования пластика. Помимо мер по борьбе с использованием полиэтиленовых пакетов, с 2021 г. здесь будет запрещено использовать пластиковые тарелки, трубочки для напитков, косметические палочки и даже палочки для воздушных шариков.

Норвегия с 2014 г. ввела для производителей и импортеров пластиковых бутылок налог в эквиваленте 40 евроцентов за бутылку, однако компании, которые перерабатывают бутылки, могут получить снижение налога. Для покупателей эта мера обернулась 13-30-центовым повышением цены на продукты в пластиковой таре, но они могут вернуть деньги, сдав использованные бутылки в специальные автоматы, стоящие в магазинах по всей стране.

Александр СУКОВ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Президент анонсировал запуск программы дешевого кредитования малого бизнеса, которая должна стать якорем для сидящих на чемоданах и хорошим стимулом вернуться для уже уехавших украинцев.
11.12.19, 112
Системные экономические кризисы любят начинаться с точечных дефолтов на рынке недвижимости. В США это касалось ипотеки, в других странах, где не развиты производные финансовые инструменты, кризис начинается с пузыря на рынке базового актива.
11.12.19, ubr.ua
Нардепы изменили процедуру оценки объектов недвижимости.
Корпоративне шахрайство та фрод залишається однією з найбільших проблем для власників бізнесу не лише в Україні, але й в усьому світі. Проте, в наших реаліях, це питання стає особливо актуальним.
11.12.19, 112
Как настаивают в Национальном банке Украины, в стране последние годы происходит нечто похожее на бум кредитования, когда объем выдачи кредитов растет ежегодно в среднем на 30%, при этом бизнес такой активностью похвастаться не может.
11.12.19, Сегодня
Эксперты считают, что новый договор не спасет Украину от уменьшения транзита и потери денег.
11.12.19, 112
Сфера жилищно-коммунального хозяйства, пожалуй, наиболее болезненная для властей как на местном, так и на национальном уровнях: качество оказываемых коммунальных услуг, их стоимость и состояние их оплаты – тот треугольник, вокруг которого ломаются копья уже многие годы.
Курс гривны зависит от очень многих факторов.
11.12.19, Страна.UA
Что тормозит переговоры с Россией по транзиту газу и сможем ли договориться до 1 января.
Содержание финансового плана-2019 Нафтогаза України (до сих пор закрытого от публики) наверняка может дать ответ на вопрос, насколько связаны между собой бизнесмен Игорь Коломойский и глава НАК Андрей Коболев.
10.12.19
09.12.19
06.12.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!