Парижский договор: с чем Владимир Зеленский едет на саммит нормандской четверки

Точка зору

Нормандский саммит, который состоится сегодня, 9 декабря, в Париже пока выглядит самым тяжелым испытанием для Владимира Зеленского за время его президентской каденции.

"Прекратить войну" – одно из главных предвыборных обещаний Зеленского, которое он, судя по всему, намерен выполнить. Но формат, условия, цена и последствия этого "прекращения" пока многим непонятны, что дает внутриукраинской политической оппозиции новый импульс к протестным акциям.

О том, с чем Украина подходит к саммиту "нормандской четверки" – в материале РБК-Украина. 

В Париже сегодня, 9 декабря, пройдет нормандский саммит, на котором встретятся лидеры Украины, России, Франции и Германии. Помимо этого, как ожидается, состоится несколько двухсторонних встреч, в том числе, между президентами Владимиром Зеленским и Владимиром Путиным.

В последнюю неделю перед саммитом Зеленский и члены его команды многократно пытались объяснить, чего именно хочет Украина от встречи "нормандской четверки", на что готова и на что не готова пойти для выполнения этих задач. А в СНБО тем временем разработали сразу пять возможных сценариев дальнейшего развития ситуации, но общественности их не показали.

Пленные, граница и выборы

Главные направления переговоров в Париже очертил сам Зеленский. Во-первых, это обмен пленными в формате "всех на всех". Во-вторых, выведение российских войск и боевиков с неподконтрольной Украине части Луганской и Донецкой областей с указанием хотя бы примерных сроков. В-третьих, это восстановление контроля над всей украино-российской границей. И последнее – проведение местных выборов в ОРДЛО с учетом "формулы Штайнмайера".

Власти не скрывают, что хотели бы синхронизировать местные выборы на ныне оккупированном Донбассе с очередными местными выборами по всей стране, которые должны состояться в октябре 2020 года. Разработка пошагового плана подготовки к этим выборам входит в план-минимум украинской делегации на переговорах. По информации РБК-Украина, туда же входит и договоренность об обмене пленных, а также о прекращении огня вдоль линии фронта.

Согласно предварительной программе встречи, лидеры Украины, Франции, Германии и России по итогам должны будут обнародовать коммюнике довольно общего характера, проект которого был согласован еще в начале сентября. Но, как говорил РБК-Украина министр иностранных дел Вадим Пристайко, главы государств в ходе переговоров могут достигнуть любых договоренностей.

"Будут те вопросы, которые в коммюнике, но я ожидаю более развернутых ответов, и не просто слов, а действий, со сроками", – сказал сам Зеленский на прошлой неделе.

Красные линии

Если общие цели Украины на парижских переговорах вполне очевидны, то уступки или компромиссы, на которые готова идти Банковая – вопрос открытый.

Советник Зеленского Андрей Ермак рассказал, что в случае успешного окончания саммита президент предложит Верховной раде снова продлить закон об "особом статусе" ОРДЛО, и это произойдет еще до конца этого года. А изменения в него могут быть внесены уже после Нового года, в частности, туда может быть включена т.н. "формула Штайнмайера", определяющая порядок внедрения "особого статуса".

В таком случае на подготовку этих изменений у власти будет довольно много времени. В этом же году на разработку и обещанное лично Зеленским широкое обсуждение нового закона уже просто не остается времени.

Ермак анонсировал и внесение изменений в Конституцию, связанных с Минскими соглашениями. При этом, как и ранее, на Банковой категорически отрицают официальное закрепление "особого статуса" в Основном законе и трактуют свои идеи как дальнейшее развитие идеи децентрализации.

"Отдельные районы Донецкой и Луганской области могут получить дополнительные полномочия. Но это никогда не будет означать, что это будет федерализация или какая-то автономия", – заявил Ермак.

В дипломатической команде президента подчеркивают, что сейчас они лишь вынуждены выполнять те соглашения, которые подписали в Минске их предшественники. Какие именно положения Минских соглашений в части "особого статуса" ОРДЛО власть будет имплементировать, пока неизвестно.

Минские соглашения и давно принятый, но так и не заработавший закон об особом статусе предусматривают амнистию "участникам событий" на Донбассе, отдельный статус и поддержку русского языка, назначение судей и прокуроров с согласия местных советов, "усиление добрососедских отношений" ОРДЛО с соседними областями РФ, создание отрядов "народной милиции".

По последнему пункту Банковая наработала ряд предложений. Есть идея создания совместных патрулей на территории ОРДЛО в составе украинских военных, представителей "народной милиции" и наблюдателей ОБСЕ.

Эти патрули, помимо общего обеспечения порядка на территории, будут охранять склады, на которые свезут часть имеющихся у боевиков т.н. "ДНР" и "ЛНР" вооружений (другую часть предполагается вывезти в Россию). При этом "первый и второй армейские корпуса" боевиков, как и собственно т.н. "ДНР" и "ЛНР" в их нынешнем виде, прекратят существование.

Кроме изменений в украинском законодательстве Офис президента хотел бы откорректировать и Минские соглашения. В частности, пункт, согласно которому полный контроль над границей с РФ возвращается лишь после проведения в ОРДЛО местных выборов и конституционной реформы.

Вопрос о контроле над границой регулярно обсуждался в последние годы. Предыдущая украинская власть трактовала ситуацию так: сначала – выполнение всего пакета по безопасности, и лишь потом – переход к политическим вопросам, вроде выборов.

Но из-за того, что за все время российской агрессии на Донбассе не было ни одного относительно устойчивого и долгого перемирия, обсуждение любых других вопросов, кроме прекращения огня и разведения войск, не имело практического смысла. Сейчас на Банковой готовы к различным вариантам восстановления контроля над границей, в том числе совместно с представителями ОБСЕ.

Без этого проведение выборов или реализация любых других мирных инициатив имеет мало смысла, поскольку РФ в любой момент сможет перебросить необходимое количество войск и вооружения в ОРДЛО и спровоцировать новые масштабные столкновения. Потому контроль над границей к моменту выборов в Офисе президента и в МИДе называют в числе "красных линий", которые обещают не переступить на нормандском саммите.

Среди других условий Украины – проведение выборов исключительно по украинским законам, с доступом и нормальной работой всех СМИ, наблюдателей и партий, после вывода всех российских войск и разоружения боевиков и т.п., а также отсутствие прямых переговоров с лидерами т.н. "ДНР" и "ЛНР".

В то же время именно "прямой" диалог между Киевом с одной стороны и Донецком-Луганском с другой – одно из самых главных многолетних требований РФ, идеально ложащееся в ее концепцию "внутриукраинского конфликта". До сих пор подобных переговоров, которые де-факто легитимизировали бы боевиков, поставив их вровень с законными лидерами признанных государств, не было.

Говорить с лидерами боевиков украинская власть не намерена и сейчас, взамен предлагая очень громоздкий механизм. От 18 оккупированных районов Донецкой и Луганской областей выбирается по два представителя: один – ныне проживающий там, другой – внутренний переселенец, живущий на подконтрольной территории.

Потом эти 36 человек выберут между собой шестерых, по три человека с каждой стороны, которые и будут вести между собой переговоры как представители оккупированных территорий. Среди таких переговорщиков могут быть и достаточно известные люди, в частности, имеющие прямое отношение к спортивной сфере.

Транзит газа и прямые поставки

Естественно, во время переговоров, так или иначе, будет подниматься и газовый вопрос. Главный интерес России – заключить с Украиной короткий контракт, чтобы не связывать себя долгосрочными обязательствами после запуска трубопровода "Северный поток – 2".

Также в Москве хотят, чтобы Украина отказалась от международных исков против "Газпрома", а также от взыскания уже присужденной Стокгольмским арбитражем задолженности.

"Простить "Газпрому" 3 миллиарда долларов и забрать исковые требования в новом арбитраже без адекватной компенсации – это невозможный вариант", – заявил на это исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко.

В ОП считают, что контракт на транзит газа будет заключен на срок где-то между 3 и 10 годами. У Зеленского также готовы к взысканию задолженности с "Газпрома" природным газом и возобновлению прямых поставок из РФ на будущее. Свой подход к газовой тематике, вызывающий резкую критику у оппозиции, в окружении главы государства называют "прагматичным".

Запасной вариант

План "Б" на случай, если переговоры не принесут никакого результата – построить "стену" на границе с ОРДЛО. Этот план, по информации РБК-Украина, в Офисе президента созрел уже довольно давно, и на мирное урегулирование там дают около года.

Если за это время добиться ощутимого прогресса не удастся, всем желающим будет предоставлена возможность выехать с ОРДЛО на подконтрольную территорию, после чего закроются действующие КПВВ и контакты с оккупированной территорией прервутся, как и попытки ее реинтеграции.

Такая идея вызвала у российской власти негативную реакцию. В целом Москва комментирует нормандский саммит достаточно осторожно, продвигая свой привычный нарратив о выполнении Украиной взятых на себя "обязательств" и умалчивая о каких-либо обязательствах российской стороны.

"Очевидно, что соглашения не будет. И никто не ожидает никакого соглашения – это было бы завышенными ожиданиями, от чего мы, кстати, очень энергично предостерегаем", – заявил 5 декабря пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Зато подконтрольные РФ боевики накануне саммита развернули серьезную активность в построении своей "государственности", приняв "закон о границе "ДНР", охватывающей всю территорию Донецкой области, а также отказ от украинского языка как "государственного", с отсылкой к дальнейшей интеграции с РФ. Очевидно, это своего рода игра на повышение ставок перед саммитом.

Украинская оппозиция, в свою очередь, активно предостерегает президента от выхода за "красные линии". "Европейская солидарность", "Голос" и "Батькивщина" даже сделали совместное заявление и провели на Майдане "акцию против капитуляции".

Милан Лелич

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢