Подробнее Запомнить город


Экономику превращают в цирк

Кабмин предлагает предусмотреть в Государственном бюджете на 2010 г. расходы на поддержку угольной промышленности в размере 21,6 млрд. грн. Об этом вчера сообщила премьер Юлия Тимошенко на презентации проекта госбюджета на 2010 г. По ее словам, в частности, прямая поддержка отрасли из госбюджета планируется на уровне 12,6 млрд. грн., из которых 5,4 млрд. грн. будут потрачены на компенсацию по себестоимости, 4,2 млрд. грн. — на пенсионное обеспечение шахтеров, и 1,1 млрд. грн. — на строительство и техническое перевооружение шахт. Еще 6,5 млрд. грн. в бюджете будет предусмотрено на предоставление госгарантий по кредитам, привлекаемым угольными компаниями на переоснащение.

Как известно, правительство дотирует из бюджета только государственные шахты, которые находятся в подчинении Министерства угольной промышленности.
По данным Минуглепрома, в I полугодии 2009 г. государственные угольные компании произвели 12505 тыс. т энергетических и коксующихся углей общей товарной стоимостью 5582,7 млн. грн. При этом на протяжении января-июня Минуглепром получил из бюджета 5217,8 млн. грн. бюджетных дотаций. То есть это означает, что на каждую гривню произведенной продукции государство выделяло угольщикам дотаций еще на 1 грн. Грубо говоря, отечественная угольная отрасль работает с отрицательной рентабельностью -100%.

Если же принять госбюджет на 2010 г. в том варианте, который предлагает госпожа Тимошенко, государство в следующем году будет выделять угольной отрасли 2 грн. на каждую гривню произведенного угля.

Руководители правительства, народные депутаты, профсоюзные лидеры угольщиков всегда и везде выступали за увеличение бюджетного субсидирования угольной отрасли. В этом нет ничего удивительного — сотни тысяч избирателей Донбасса и других регионов страны, занятые в угольной промышленности, боятся лишиться работы и жаждут роста зарплат.

Не возражают также против увеличения бюджетных субсидий в отрасль ни хозяева металлургических комбинатов, ни собственники машиностроительных предприятий, производящих горно-шахтное оборудование.

Так что на первый взгляд социалистическая планово-распределительная и планово-убыточная экономика в украинской угольной отрасли всех устраивает.
«Безусловно, можно возразить, что увеличение бюджетных субсидий позволит стабилизировать финансовое состояние государственного угольного сектора, а также больше тратить средств на запуск новых лав и установку нового оборудования, что приведет к повышению эффективности отрасли. Однако пока отраслевая динамика свидетельствует о противоположном. Из года в год растет уровень бюджетных вливаний в угольную промышленность, как и цены на отечественный уголь, однако эффективность отрасли от этого не повышается»,— отметил один из парламентских экономистов.

Не стал исключением из печального ряда и нынешний год. Так, в I полугодии средняя себестоимость угля на государственных шахтах возросла на 24,5% — до 702,6 грн. за 1 т. При этом общий размер убытков составил 3204 млн. грн., увеличившись по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 64,4%. Снизились объем угледобычи и уровень капитальных вложений в отрасли.

Руководители Минуглепрома могут, конечно, жаловаться на кризис, однако частные угольные предприятия даже в кризисных условиях почему-то демонстрируют немного иную производственную динамику. Есть основания считать, что деградация отечественной угольной отрасли будет продолжаться до тех пор, пока в стране не найдутся честные руководители, которые скажут, что угольный бассейн Донбасса отличается наиболее сложными в мире горно-геологическими условиями и что нигде больше в мире уголь на глубине 1 км и толщиной пласта в 1 м в шахтах крутого падения не добывают.

Нужно также сказать, что угольная промышленность Украины нуждается в серьезной санации, а экономика многострадального Донбасса — в коренной реструктуризации, что требует создания сотен тысяч новых рабочих мест, строительства новых предприятий и развития новых отраслей.

К сожалению, ни правительство Виктора Януковича, ни правительство Юлии Тимошенко за общих шесть лет своей деятельности ничего для реального разрешения проблем угольной отрасли не сделало.

Олег Кильницкий

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!