Себе дороже. Зачем Милованов вооружился коронавирусом, чтобы поднять экономику

Точка зору

Министр экономики видит в эпидемии коронавируса шанс для украинских производителей. Мы видим новую попытку поиграться в импортозамещение вместо разумного развития отраслей экономики.

Когда у соседа дом горит

Эпидемия коронавируса, вспыхнувшая в Китае, уже стала главной проблемой 2020 г., парализовав вторую по величине экономику мира и создав проблемы международным компаниям. Китайские предприятия пытаются вернуться к нормальной работе, но пока не получается. Тем временем вспышки вируса фиксируются в других странах.

Зачастую реакция иммунной системы организма на инфекцию причиняет больше страданий, чем сама инфекция. Именно это мы наблюдаем сейчас в украинской политике и экономике. В политике наша страна уже показала миру средневековую дикость в Новых Санжарах. Следующий этап – в экономике – ожидание неких бонусов для Украины из-за общемирового экономического спада.

24 февраля в эфире "Свободы слова" на ICTV министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов заявил, что коронавирус пока отрицательно не повлиял на украинскую экономику. Зато уже притормозил импорт товаров из Китая в Украину, давая шанс отечественным производителям.

"С экономикой мы пока внимательно мониторим, следим за изменениями, и мы еще не видим никаких негативных сигналов… У нас есть определенный экспорт, когда мы продаем товары в Китай, но большинство товаров, там есть масло, пищевые товары, не будут затронуты, – сказал министр. – Но есть еще вторичные эффекты: например, Китай может начать производить меньше металла, и это даст возможность всем металлургическим заводам мира заменить немного ту продукцию".

Также, по мнению Милованова, "притормаживание" импорта потребительских товаров из Китая "дает возможность украинскому бизнесу зайти в эту нишу, там, где нет товаров, и развиться".

Напомним, 24 февраля, день, когда прозвучало заявление Милованова, началось с очередного падения ключевых индексов на мировых финансовых рынках: инвесторы опасаются, что распространение китайского коронавируса в Европе и мире может привести к экономическим проблемам. 25 февраля вдогонку рухнули открывшиеся после выходных российские биржи, пережив самое резкое падение с апреля 2018-го. За сутки 500 богатейших людей планеты потеряли в общей сложности $139 млрд. Это самое сильное снижение уровня благосостояния за все время, пока идут такие подсчеты. Причина – в падении фондовых рынков на фоне опасений инвесторов из-за распространения коронавируса. Но самые тяжелые экономические последствия, конечно, для Китая. И прямые, и косвенные данные показывают, что в китайской экономике дела обстоят плохо. Причем во всех отраслях: например, продажи автомобилей уже упали на 93%, отгрузки комплектующих для мобильных устройств, ПК и бытовой электроники упали почти вдвое. Страдает и производство продуктов питания. Из-за эпидемии власти Китая ввели ограничения на перемещения внутри страны. В стране наблюдается разрыв инфраструктуры на всех уровнях производства и поставок, что, например, сказалось на птицеводческом секторе, где важен каждый день. Поставка суточных цыплят на выращивание, забой птицы, содержание родительского стада, поставка кормов – эта длинная технологическая цепочка была в один момент остановлена. Птицеводы не могут обеспечить цыплят кормом, и птичники остаются пустыми. Нарушена поставка не только самого корма, но и его компонентов – зерна и сои.

По мнению экспертов, перебои с продовольствием в Китае продлятся год-полтора – именно столько времени потребуется на восстановление родительских стад, которые страдают в первую очередь. Все ожидают серьезного провала птицеводческой отрасли в Китае. Но это еще не значит, что украинские птицеводы смогут сильно увеличить свою долю на китайском рынке. Особенно если вспомнить, что Пекин заниматься протекционизмом и любит, и умеет. А Украина – не США, чтобы позволить себе ввязаться в торговую войну с Китаем, даже на фоне эпидемии.

Импортозамещение под маркой коронавируса

На самом деле Тимофей Милованов высказал одну лежащую на поверхности мысль: китайская промышленность сейчас сократит свое присутствие на мировых рынках, включая украинский, и наша промышленность может попробовать занять освободившиеся ниши.

На деле все гораздо сложнее, и когда утихнет эпидемия, Китай, демпингуя, с легкостью отвоюет однажды уже захваченные им рынки. С момента, как начнет стихать эпидемия, на это потребуется от силы год. Да и, например, украинским металлургам китайский коронавирус не поможет.

"Действительно, производство металла, в том числе стали, в Китае сейчас сокращается. Проблема, однако, в том, что внутреннее китайское потребление сокращается еще более значительно, – сказал в комментарии для "ДС" президент ассоциации "Укрметаллургпром" Александр Каленков. – Из-за эпидемии падают объемы строительства и производство автомобилей, то есть основные потребители металла. Внутри Китая образуется его избыток, который неизбежно хлынет на экспорт".

Однако в правительстве могут решить, что китайская эпидемия – это хороший повод для развития импортозамещения. То есть нужно "просто" помочь своей промышленности сделать так, чтобы в Украине выпускались аналоги зарубежных товаров, и население покупало именно их. Эта концепция всегда выглядит очень красиво. Забегая вперед скажем, что на нее купилась не только Украина. Аналогичную ошибку – пусть в других масштабах – уже совершали РФ и Беларусь.

Попытка сделать ставку на развитие импортозамещающих производств, исходя лишь из роста доходов населения или (временного) ухода конкурентов с рынка, провалится в любом случае. Потому что промышленности нужны структурные реформы: снижение административного давления на бизнес, создание благоприятного инвестиционного климата, системная борьба с коррупцией, реформа фискальной системы. Хороший пример – вечные украинские сложности с получением кредитов и их цена. Дорогие деньги невозможно направлять на развитие промпроизводства, только на спекуляции.

Дело не в ментальности украинцев, предпочитающих иностранные товары отечественным. В нашей стране нет тотального контроля государства над промышленностью. А в условиях открытого рынка конкурировать с "глобальной фабрикой" – Китаем и странами Юго-Восточной Азии – нереально. Себестоимость производства на тамошних мегазаводах в любом случае ниже, чем на украинских. Даже при том, что средняя зарплата в Китае перевалила за $700 (исчезло преимущество в дешевизне рабочей силы), китайские производители удерживают рынок за счет масштабов производства и передовых технологий. А государство помогает, манипулируя курсом юаня и различными преференциями "для своих".

Здесь важно отметить, что, согласно теории относительных торговых преимуществ, которую профессор Милованов не может не знать, импортозамещение просто сделает дороже продукцию для конечного потребителя – растает эффект специализации и украинским предприятиям придется тратить больше ресурсов, чем китайским, чтобы попытаться (далеко не всегда успешно) удовлетворить тот же самый спрос в Украине. Но это в теории. Реальность еще сложнее.

Сейчас инвестициям в промпроизводство мешает то, что в Украине есть много сфер, где вложения дадут куда более быструю и большую отдачу. Зачем строить завод, если можно вложить деньги в выращивание подсолнечника или пшеницы и, сняв первый же урожай (и отправив его на экспорт), получить 10-15% прибыли? А завод по переработке того же подсолнечника нужно возводить, нужно им заниматься, выстраивать бизнес-связи и т. д. Да, он может приносить стабильную прибыль долгие годы. Но в украинских условиях рисков пока слишком много: завод могут отжать, могут поменять законодательство или ставки налогов, могут вогнать в убытки транспортными тарифами.

Промышленный капитал неохотно идет туда, где нельзя составить прогноз развития хотя бы на десять лет. Поэтому Украине стоит не пытаться конкурировать с Китаем, а сосредоточиться на отраслях, для развития которых есть предпосылки. Это производство продуктов питания (вместо экспорта аграрного сырья), изделий из металла, ракетной техники и самолетов, это биотехнологии и прежде всего биоконверсия растительного сырья (например, производство автомобильного биотоплива), производство строительных биоматериалов (новая и очень перспективная отрасль).

Второй (параллельный) путь развития – встраивание украинской экономики в мировые производственные цепочки. В Чехии 25 лет назад, столкнувшись с проблемами, знаменитый завод Tatra свел к минимуму выпуск грузовиков и провел реструктуризацию. Сегодня Tatra процветает: завод выпускает комплектующие для большинства европейских производителей грузовиков – от Iveco и Mercedes до Volvo и Scania.

Практика других стран, уже прошедших описанный путь (как Словакия и Польша), показывает: когда предприятия страны включаются в международные цепочки поставок, их финансовое состояние стабилизируется. А далее они, естественным образом диверсифицируя свой бизнес, начинают производить и товары для местных потребителей. Так происходит уже развитие внутреннего рынка – именно он спасет экономику страны, когда на мир обрушивается волна нового финансового кризиса.

Украина – большая страна, она вполне может "вырастить" внутренний рынок с собственными производителями. Только это нужно делать гармонично, одновременно развивая международный бизнес, собственную энергетику и перерабатывающую отрасль. Простое стимулирование импортозамещающих производств "пока Китай не очухался" ничего не даст.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢