Директор Южмаша С.Войт: Европа хочет от нас одного – чтоб мы передали чертежи разработок

Точка зору

Руководитель знаменитого ракетного предприятия рассказал о чувствах после полета ракеты Илона Маска, о том, как Порошенко выполнил 10% обещанного и что может вытянуть предприятие из кризиса.

Последние дни весь мир бурно обсуждает историческое событие в мире космонавтики — 30 мая частная компания американского бизнесмена Илона Маска SpaceX со второй попытки запустила частный корабль Crew Dragon с астронавтами на орбиту. 

В Украине это событие чуть ли не стало всеукраинским праздником, а Илон Маск —  национальным героем. А ведь до недавнего времени именно украинские ракеты летали с 6 космодромов мира и страна была на пятом месте среди стран с космическим сектором. Но все изменилось, и наш флагман по производству ракетно-космической техники “Южмаш” последние годы находится в состоянии тяжелого кризиса. 

О причинах такого состояния предприятия, о том, что нужно сделать для его возрождения, а также о том, когда у нас появится свой Илон Маск и полетят ли украинцы на Луну и Марс, “Страна” спросила у генерального директора “Южмаша” Сергея Войта. 

 — Компания Илона Маска Space X со второго раза отправила на орбиту корабль Crew Dragon с двумя астронавтами на борту. Астронавты долетели к Международной космической станции впервые за девять лет с территории Америки. И впервые в истории — усилиями частной компании. Как вам вообще такая новость? Что это означает с точки зрения развития космонавтики? 

— Это серьёзный успех не только космической отрасли США, но и всего мира, потому что впервые частная компания обеспечивает отправку астронавтов в космос. Нарушена монополия РФ на пилотируемые полёты. Плохо, когда есть монополия. А когда частная компания конкурирует с огромной страной — это всегда хорошо, влияет на развитие всех отраслей, не только космоса.

Запуск Илоном Маском, точнее его частной компанией, двух астронавтов означает большой прогресс в развитии пилотируемой космонавтики. Это означает, что космос становиться более доступным. Если космос будет более доступным, то появится больше потребностей в доступе в космос и, соответственно, возрастёт спрос на услуги в обеспечении доступа в космос. С учётом этого “Южмаш” рад успеху компании SpaceX и поздравляет своих коллег с этим большим успехом. 

— А если по-честному, какие эмоции у вас вызвала новость про ракету Маска — восторг или чувство ревности? 

— Смешанные чувства. У них хоть и частная компания, но посмотрите, как помогает государство и общество. Мы часто ездили на пуски “Морского старта” (плавучий космодром для запуска ракет “Зенит-3SL” — Ред.). И сейчас участвуем в одной из американских программ, где делаем первую ступень ракетоносителя “Антарес”. Мы видим, как позитивно настроены люди, государство. Если бы у нас так было! 

— Приведет ли это к тому, что другие частные компании, например Apple или Bоеing, также запустят свои ракеты? Или эта ниша будет монополизирована Маском? 

— Не думаю, что только Маск будет этим заниматься. Есть компании, которые проявляют амбиции не только в США, но и в Европе и в Китае. Появляются частные компании и в нашей стране. Думаю, что вскоре они тоже будут выходить на рынок, начнется борьба. 

— С 2014-го года “Южмаш”, судя по сообщения в СМИ, находится в глубоком кризисе. Назовите, пожалуйста, основные причины этого.

 — Первая — наш статус госкомпании, который не позволяет нам двигаться вперед. Нам необходимо изменить статус. Нам нужна корпоратизация компании. Вторая причина — отсутствие государственной поддержки по вовлечению “Южмаша” в международную кооперацию по производству ракетно-космической техники. За рубежом есть свои, куда нас просто не пускают. Я понимаю, что, если бы мы были в космическом Европейском агентстве, мы бы принимали участие в тендерах, а так Европа хочет от нас одного — чтобы мы передали чертежи наших разработок, чтобы им не разрабатывать. Но изделия нам не заказывают. А я против продажи технологий, которые отработаны годами. 

Ну и главная проблема — отсутствие госзаказа. “Южмаш” никогда не участвовал в реализации государственных программ в сфере промышленной политики. Мы можем работать везде, даже в атомной промышленности, но мы туда не попали. Мы не являемся исполнителями государственного оборонного заказа. С 2014 года и до сегодняшнего дня, к сожалению, мы не получили ни одного оборонного заказа. В течение полугода мы прорабатываем новые заказы, но пока контракты не заключены. 

Ранее еще можно было к такому заказу относить работы по программе “Циклон-4”, но после того как Бразилия в 2016 году отказалась от участия в этой программе, у Южмаша не осталось ни одной реально действующей национальной космической программы. То есть оставшиеся у “Южмаша” космические проекты ориентированы на зарубежных заказчиков, что, в свою очередь, увеличивает внешнеполитические риски. 

— В свой последний визит президент Зеленский обещал как-то повлиять на ситуацию и загрузить предприятие. Что-то изменилось? 

— После визита министр обороны начал с нами разговаривать. Уже хорошо. Сейчас идут переговоры, готовим документы. 

— В 2014 году “Южмаш” совместно с Россией работал над изготовлением ракет “Зенит” в рамках международного проекта “Морской старт”. Такая работа составляла около 70% загруженности космического направления завода. После начала конфликта на Донбассе в 2014 году все работы по проекту остановили. Насколько большую роль в проблемах предприятия играют проблемы в отношениях с Россией? 

— В 2015-2018 году мы начали возобновлять “Морской старт” с компанией S7 Sea Launch Ltd. Но в 2019 году они остановили финансирование, и в результате недополученный доход составил 206 млн грн. Опять не получилось. 

— А причина?

— Я считаю, политическая: наши отношения с Россией. Мы заключали контракты с американской фирмой, но учредителем этой компании является Россия, а без нее невозможно было сделать “Зенит”. 

На самом деле нам достоверно не известно, что произошло в компании S7 Sea Launch Ltd или с ее владельцами, но фактически с 2019 года они прекратили всяческое взаимодействие с “Южмашем”. Как результат — “Южмаш” потерял денежные поступления, что привело к возникновению задолженности по заработной плате работникам “Южмаша”. 

— Если коротко: как бы вы охарактеризовали состояние предприятия сегодня? 

— Предприятие в кризисном состоянии, но мы можем выполнять заказы. 

— Какова задолженность по зарплате перед сотрудниками предприятия на данный момент? 

— За 2019 год задолженность по зарплате с налогами составила около 200 млн гривен, а состоянием на сейчас 210 млн. 

— Как вы намерены выходить из этой ситуации? 

— Нам нужна помощь государства, чтобы погасить задолженность. Мы подготовили пять законопроектов и проекты постановления Кабмина. Профильный комитет Верховной Рады должен рассмотреть эти вопросы. 

— А каков механизм погашения? 

— Государство окажет нам финансовую поддержку. Дайте нам заказы, и мы все отдадим. Мы сейчас выпускаем ракетную технику для Италии, Америки, но этого очень мало. 

— А сколько сейчас работает людей на предприятии? 

— 5500 человек. 

— А раньше сколько работало? 

— В СССР работало 55 тысяч. Последние десять лет до 10 000, а в 2014 — 7000-8000 людей. Средний возраст работающих около 60 лет, а уровень заработной платы приблизительно 6-7 тысяч грн. Это, в основном, жители Днепра и области. Сейчас многих пришлось отпустить, многие сами уходят. Тяжело будет собирать кадры, так как они стареют, а молодежь не идет, потому что заказов нет. Хотя вы не представляете, как глаза горят у людей, которые разбираются в этом, как они хотят работать. 

– На территории предприятия хранится жидкое ракетное топливо — гептил. Из-за отсутствия денег на его утилизацию и долги за электроэнергию эксперты говорят, что существует угроза взрыва. Насколько критична ситуация и что вы намерены предпринять в условиях острого дефицита средств? 

— На сегодняшний день ситуация очень плохая. Мы уже ко всем обращались, потому что это уже крик души. На сегодняшний день из 34 млн грн — выделили 15 млн грн из резервного фонда. А вообще нужно 110 млн грн. Но будем бороться дальше. Сложно сказать, что случится, если утилизации не будет. Процесс трудноконтролируемый, а если еще отключат электроэнергию из-за долга в 30 млн грн, то может случится что угодно. Но мы стараемся, договариваемся. 

Пишем в Кабмин бумаги. Правда, иногда они остаются без ответа. Похоже, что госорганы Украины не рассматривают всерьез потенциал украинских предприятий по созданию вооружений. “Южмаш” в течении последних 4 лет делает практические шаги по модернизации существующих и созданию новых систем вооружений, но, почему-то МОУ просто молчит. Странно, не так ли?

 — Вернемся к теме госзаказа и президентского патроната. За последние годы на предприятие приезжали два разных президента, Порошенко и Зеленский, обещали госзаказы, выплату задолженности и многое другое. Что из обещанного выполнено? 

— Это хитренький вопрос. Не хочу выделять Зеленского, но при Порошенко выполнили 10% из того, что обещали. Мы получили один заказ по закрытому контракту. И все, больше мы ничего не получили, вопреки обещаниям. 

— А что вы конкретно просили? 

— Корпоратизацию. Частный космос набирает обороты, поэтому мы хотели получить статус не государственного предприятия, а акционерного общества. Я об этом уже говорил. В государстве одни правила, а в акционерном обществе — другие. При этом наблюдательный совет состоит из государства и независимых экспертов. Сейчас у нас 70% прибыли забирает государство, мы почти ни на что не влияем. Инвесторы, узнав, что мы государственное предприятие, сразу же уходят. Пусть даже 100% акционерного общества принадлежит государству. Я 10 лет лично всем рассказываю о необходимости корпоратизации, но нас до сих пор не трансформировали. Почему? Объяснить никто не может. Не хотят. 

— Идею корпоратизации также активно продвигает глава космического агентства Владимир Усов. Его протекция вам как-то помогла? 

— Есть проект закона. Подтолкнула к этому ситуация, когда в Днепр приехали депутаты из комитета экономического развития парламента и провели заседание, но пандемия коронавируса притормозила процесс. Чтоб там ни говорили, а Усов мыслит правильно, пытается ускорить этот процесс. 

— Рада приняла закон, который позволяет частным компаниям приобщиться к разработке и запуску украинских космических кораблей. По вашей оценке, какие последствия от принятия этого закона? Как много частных компаний занимаются космической деятельностью? Появится ли у нас свой Илон Маск?

 — Есть серьезные компании, с которыми мы начали работать по многомиллионным контрактам. Идет сейчас кропотливая работа над этими контрактами. Нас радует, что частные компании начали размещать заказы на “Южмаше”. 

— Что дальше ждёт человечество в плане освоения космоса? Когда полетим на Луну и Марс? 

— На Луне уже были люди, поэтому на Марс тоже полетят. Илон Маск не “кричал” заранее всем, что астронавты полетят на его ракетоносителе, а они улетели. А сказал он об этом за месяц до вылета. Реализация этих проектов — всего лишь дело времени. 

— Как в этом может участвовать Украина? 

— Украинские предприятия смогут участвовать в мирном космосе со всеми странами. С тем же Илоном Маском. Есть проекты, у нас были закрытые разработки по Лунному модулю на “Южмаше” при СССР, но Украина не в состоянии возобновить эту программу, потому что она многомиллиардная, но участвовать мы будем. Все реально, я в это верю. Мы создали “Мрию”, “Зенит”, а сейчас восхищаемся Маском, но мы тоже способны создавать новые и достойные изделия. 

— Актуален ли в Украине “космический” туризм?

— По техническим причинам у нас пока это невозможно. На данный момент мы делаем наброски специального самолета, который может быть задействован для космических запусков. Мечтать — мечтаем. 

Юлия КОРЗУН, Светлана КРЮКОВА

 

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢