Перспективы экономического и социального развития Украины

Точка зору

Прогноз правительства на 2021-2023 гг. в целом является более оптимистичным по сравнению с прогнозами МВФ и Национального банка, и, вероятно, направлен на создание достаточной экономической базы для расчета Государственного бюджета на 2021 год.

1. Рост реального ВВП в 2021 году на 4,6% (4,3% и 4,7% в 2022-2023 гг.) выглядит оптимистичным, несмотря на то что внутренний спрос (доля конечных потребительских расходов домохозяйств в ВВП в 2019 году составляла 74%), вероятно, будет оставаться подавленным.

Аргументом в пользу предположения о сдержанности внутреннего спроса в течение следующих лет является отрицательная норма сбережений населения (-1,4% в 2019 году и -6,0% в І квартале 2020 года), которая в случае роста доходов населения в 2021-2023 гг. будет "стремиться" к восстановлению "естественного" уровня (около 12%).

Для сравнения: консенсус-прогноз Министерства экономики (апрель 2020 г.) предусматривает более медленное восстановление роста в 2021 году (на 2,4%) и более низкую инфляцию (5,9%). Рост ВВП, согласно прогнозу правительства, на 4%+ в 2021-2023 гг. выше, чем показатель потенциального роста ВВП, который рассчитывается Национальным банком (4%). Рост ВВП превышает 4%, ведет к увеличению выплат по ВВП-варрантам согласно условиям реструктуризации внешнего долга 2015 года.

2. Поддержку росту реального ВВП может оказать увеличение внутреннего спроса вследствие роста социальных стандартов: запланированный рост минимальной заработной платы до 6 тыс. грн с 01.01.2021 и до 6 500 тыс. грн с 01.07.2021. В 2022 году МЗП вырастет до 6 700 грн, в 2023 году – до 7 176 грн.

Согласно госбюджету на 2020 год, минимальная заработная плата с начала 2020 года составляет 4 723 грн в месячном размере. Министерством финансов объявлены планы о ее повышении до 5 тыс. грн до конца 2020 года. В то же время применение фискальных стимулов для ускорения роста ВВП потребует обеспечения достаточности финансовых ресурсов для их финансирования.

Справочно: после предыдущих кризисов возобновление роста реального ВВП было более быстрым в 2010-2011 гг. После падения в 2009 году на 15,1% составило 4,1% и 5,4% соответственно; восстановление роста ВВП было более медленным в 2016-2017 гг.– на 2,4 и 2,5% соответственно (после падения в 2014-2015 гг. на 15,8%). Учитывая кризис в мировой экономике, выход Украины из кризиса более вероятен по сценарию 2016-2017 гг. (L-образный). О соответствующих ожиданиях свидетельствует консенсус-прогноз Минэкономики.

3. Рост номинального ВВП на 13,1% в 2021 году (с 3 985,5 млрд грн в 2020 г. до 4 505,9 млрд грн в 2021г.) при условии роста реального ВВП на 4,6% будет определять дефлятор ВВП на уровне 8,1%. Это близко к среднему значению между ростом потребительских и промышленных цен – 7,3% и 8,7% соответственно.

В 2022 и 2023 гг. рост номинального ВВП по прогнозу правительства составит 12,9% и 11,8% соответственно. При этом дефлятор ВВП составит 8,2% и 6,8% соответственно, что превышает прогнозируемый рост как потребительских, так и промышленных цен, что может иметь место в случае более быстрого роста цен в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг.

4. Прогнозируемый правительством рост ИПЦ в 2021 году (7,3% – на конец года, 8,1% – в среднем за год) превышает ожидания других институтов (5,9% – по консенсус-прогнозу Минэкономики и по прогнозу МВФ; 5,5% – по прогнозу НБУ), а его возвращение к целевому коридору 5+/-1% ожидается лишь в 2023 году.

5. Ускорение роста экспорта с 2,9% в 2021 году до 6,4% в 2022г. и 8,2% в 2023 году, вероятно, опирается на предположение о восстановлении внешнего спроса. Наряду с тем прогноз МВФ (WEO, июнь 2020) по росту цен на неэнергетические товары в 2021 году является сравнительно более сдержанным (0,8% после 0,2% в 2020 году).

6. Равномерный рост импорта в 2021-2023 гг. более ускоренными темпами, чем экспорта (на 10,6% в 2021 г., 10,0% в 2022г. и 11,1% в 2023 г.), может не соответствовать ожиданиям относительно девальвации курса гривны (в 2021 году – 29,1 грн/долл. в среднем за год и 28.8 грн/долл. – на конец года).

Вероятно, рост импорта может быть более быстрым в 2021 году (учитывая низкую базу сравнения 2020 года), однако может замедлиться в 2022-2023 гг. Позитивные предположения в отношении увеличения импорта могут быть использованы при планировании бюджетных поступлений от таможни.

Богдан Данилишин, экс-министр экономики

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢