Подробнее Запомнить город


Нафтогазовый дефолт

размер текста:

Через неделю компания «Нафтогаз Украины» может объявить технический дефолт, утверждают эксперты. Этот прогноз основан на двух фактах: в минувший вторник украинское правительство разрешило компании продлить переговоры о реструктуризации долгов до 20 октября, однако срок оплаты 500 млн. долл. по евробондам истекает 30 сентября. Хотя в компании утверждают, что ситуация остается «нормальной» и «рабочей», отраслевые эксперты прогнозируют, что она вызовет новый кризис в украинско-российских газовых отношениях.

Вчера вечером «Нафтогаз» планировал обнародовать свои предложения по реструктуризации. Газета «Дело», ссылаясь на свои источники, сообщила, что просьба сводится к пятилетней рассрочке на выплату долгов. Со своей стороны «Нафтогаз» якобы готов повысить ставки доходности ценных бумаг с 8,125% до 9,5%, а правительство Украины – предоставить кредиторам государственные гарантии по оплате реструктуризированного долга.

На этой неделе правительство действительно поручило Министерству финансов Украины предоставить абсолютную и безоговорочную гарантию относительно реструктуризации внешних долговых обязательств «Нафтогаза». И.о. министра Игорь Уманский сообщил, что власть готова поддержать компанию, но уточнил: «Ответственность за переговоры и за объявление условий реструктуризации несет сам «Нафтогаз», поскольку долговые обязательства, которые реструктуризируются, принадлежат «Нафтогазу», а не государству Украина».

Информация об объемах долгов компании официально не разглашается. Из источников в самом «Нафтогазе» известно, что нынешние переговоры касаются только 1,6 млрд. долл. долга. По данным «Интерфакс-Украины», эта сумма состоит из 500 млн. долл. еврооблигаций с погашением 30 сентября 2009 года, а также о долгах «Нафтогаза Украины» Depha Bank на сумму 220 млн. долл., Credit Suisse International (CSI) – 550 млн. долл. и Deutsche Bank – 395,2 млн. долл., срок погашения которых приходится на 2009–2012 годы. С учетом процентов общая сумма выплат по этим обязательствам составляет около 1,78 млрд. долл., сообщает агентство.

Однако украинские эксперты отмечают, что общая сумма долговых обязательств компании может быть значительно больше. В июле эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Желудь отметил, что информация о структуре и объеме внешнего долга «Нафтогаза» официально не обнародуется уже несколько лет. А президент киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук допустил, что украинская национальная компания задолжала до 12 млрд. евро.

Транш получили, а долги остались?» Бородин допускает, что если не все, то некоторые кредиторы «Нафтогаза» потребуют своевременной уплаты долгов и обратятся в международные суды. Это приведет к срыву платежей «Газпрому», поскольку суды, согласно принятой практике, определят, что первоочередными получателями каких-либо средств компании, объявившей дефолт, должны стать именно кредиторы. «В отношениях с «Газпромом» проблемы неизбежны сразу после того, как будет объявлен технический дефолт «Нафтогаза», ведь станет финансово несостоятельным контрагент российской компании», – считает эксперт.

Руководитель исследовательского центра «Пента» Владимир Фесенко не поддерживает мрачные прогнозы: «Сейчас еще ничего не ясно. А о сложнейшем финансовом положении «Нафтогаза» известно не первый год. Специалисты, заслуживающие доверия, говорят, что проблемы с нынешней реструктуризацией вполне решаемы». По словам политолога, гораздо большей проблемой является теоретически возможное в будущем банкротство «Нафтогаза», если в компании не будут проведены реформы, на которых настаивают крупные внешние кредиторы. «Ключевые моменты – это разукрупнение компании и обеспечение финансовой прозрачности. Президент Ющенко, утверждающий, что процесс реформ можно провести за пару месяцев, конечно, ошибается. На это потребуется минимум полтора года, ведь реформирование столь сложной структуры – это длительный и трудоемкий процесс». Политолог считает, что Юлия Тимошенко не предпринимает радикальных мер сейчас, поскольку реорганизация «Нафтогаза» в период предвыборной кампании может свестись к выяснению политических отношений. «Самое страшное, если такая махина потеряет управляемость. Тимошенко, видимо, хочет получить запас времени для проведения реформ», – отметил Фесенко. По его мнению, спокойствие украинского премьера в нынешний сложный момент может объясняться только тем, что Тимошенко знает, как решить возникшие тактические задачи, в том числе в газовых отношениях с Россией.


Руководитель пресс-службы «Нафтогаза» Валентин Землянский отказался обсуждать эту тему. «Сейчас, в эти дни и часы, идет нормальный цивилизованный процесс переговоров с кредиторами о реструктуризации», – сообщил он вчера «НГ». Представитель компании не подтвердил и не опроверг информацию о возможном техническом дефолте.

«Дефолт неизбежен, – считает руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин. – Во-первых, потому, что украинское правительство не может выступить гарантом в данной ситуации: и.о. министра финансов не имеет права ставить подпись под соответствующими документами, а легитимного министра в Украине уже полгода нет». Второй причиной, по которой инвесторы не согласятся принять предложения «Нафтогаза», эксперт назвал недоверие к правительству: «В июле Юлия Тимошенко публично пообещала, что, получив третий транш кредита МВФ, направит 1,9 млрд. долл. на погашение очередных внешних суверенных долгов Украины.

Между тем вчера министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан заверил общественность, что дефолта «Нафтогаза» не будет, так как правительство его не допустит. «Дефолта не будет, будет реструктуризация... Мы укладываемся во все сроки», – сказал он.

Татьяна Ивженко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!