Локализация по-американски

Точка зору

25 января президент США подписал приказ об усилении требований «Покупай американское» в государственных закупках. Это предвыборное обещание Джо Байден выполнил в первую неделю пребывания на должности. Текст документа опубликован на сайте Белого дома. Следовательно, можем разобраться, что такое локализация по-американски.

Защита рабочих мест американцев через госзакупки будет проводиться по четырем направлениям поддержки местных производителей: закрытие лазеек для обхода требований «Покупай американское», увеличение ценовой преференции местным производителям, повышение требований о доле местной составляющей, работа с заказчиками для уменьшения жалоб местных производителей на отказ в закупках.

Сейчас федеральные правила требуют, чтобы часть государственных расходов на инфраструктуру, транспортные средства, в том числе корабли и авиацию, оборонную продукцию, машиностроение и разное оборудование, ограничивалась товарами, произведенными в США. Но существуют лазейки в зависимости от материала, суммы покупки и того, что считать американским.

Указанным приказом Байден создает офис «Сделано в Америке» (Made in America Office), чтобы не допускать злоупотребления исключениями из действующего законодательства, позволяющими выбирать импортную продукцию при проведении публичных закупок. Офис будет рассматривать все важные кейсы, в которых государственные заказчики хотят сделать исключение из Made in America Laws (это совокупность нормативных актов по вопросам преференций местным производителям) и отдать преимущество иностранному товару. По результатам рассмотрения будут давать согласие или отклонять закупку импортной продукции.

Особое внимание будут уделять тому, чтобы ценовое преимущество иностранной продукции не обеспечивалось использованием в ее производстве стали, приобретенной по демпинговым или субсидируемым ценам. Более того, сейчас формируется политика по использованию в промежуточной и конечной продукции стали исключительно американского происхождения.

Made in America Office должен создать сайт для публикации всех запросов об отказе и будет направлять их агентству правительства США для сотрудничества с небольшими американскими производителями, часто остающимися вне этого процесса. Документом предполагается запуск механизма поиска, поддержки и поощрения местных компаний к участию в преференциальных публичных закупках.

Президент США дает распоряжение в течение полугода усовершенствовать Buy American Act и закон о федеральных закупках (FAR) следующим образом:

– изменить способ оценки национальной составляющей в готовой продукции путем отказа от учета наличия американских комплектующих в готовой продукции и перехода к определению доли добавленной стоимости, созданной на предприятиях, находящихся в США. Это должно перекрыть лазейку в действующем законодательстве, благодаря которой Buy American Act позволяет импортировать продукцию, произведенную на заводах, принадлежащих гражданам США за границей;
– увеличить порог, устанавливающий минимальную долю национальной составляющей в готовой продукции. Это аналог уровня локализации из соответствующего украинского законопроекта;
– увеличить ценовое преимущество для готовой местной продукции по сравнению с иностранной. Это аналог ценовой преференции для местных производителей, которую может применять (подчеркиваю — может, но почти не применяет) Европейский инвестиционный банк при финансировании закупок украинскими городами муниципального транспорта.

Вот две цитаты из выступления Байдена при подписании приказа:

«Если вы производите транспортное средство для федерального правительства, вам надо показать, что хотя бы 50% компонентов этого автомобиля изготавливается в Америке. Но через со временем расширившиеся лазейки вы можете посчитать наименее ценные детали как часть этих 50%, чтобы сказать: «Сделано в Америке», тогда как самые ценные составляющие — двигатели, сталь, стекло, производство — изготавливаются за границей… Порог в 50% недостаточно высокий. И то, как мы измеряем содержимое, не учитывает рабочие места и экономическую деятельность в США. Мы также изменим это».

«Мы инвестируем сотни миллиардов долларов в покупку американских продуктов и материалов для модернизации нашей инфраструктуры, и наша конкурентная сила будет возрастать в конкурентном мире».

А что же в Украине? Наше законодательство о публичных закупках базируется на прямо противоположной идеологии. Не подвергая сомнению пользу от прозрачности и доступности информации о публичных закупках, что безусловно является достижением и положительным фактом, разработчики действующего законодательства сознательно принесли в жертву украинских производителей и рабочие места украинских граждан.

Действующее законодательство и нормативная база по публичным закупкам делает какие-либо формы поддержки местных производителей едва ли не уголовным нарушением. А в политической плоскости артикулируется как «совок» и коррупция. Нам публично навязывают позицию, что безапелляционная открытость для импорта необходима для борьбы с коррупцией. Наши партнеры в ЕС публично выражают надежду, что Украина воздержится от принятия законодательства о локализации в госзакупках. Но это принципиально неправильно и больше похоже на лоббизм импортеров, чем на артикулированную цель.

Прозрачность и свободный доступ импорта в публичные закупки — это разные и не связанные вещи. Прозрачность является достижением. А одностороннее открытие госзакупок для импорта является действием против своих граждан и против национальных экономических интересов. В США это понимают и демократы, и республиканцы. В Украине, к сожалению, ситуация иная. Законопроект о локализации, автором которого я являюсь и который содержит, возможно, сотую часть той поддержки, которую получают производители в США, государствах ЕС и других промышленных странах, сталкивается с сопротивлением.

Проникновение импорта в госзакупки США — всего 5% при том, что объем публичных закупок там составляет около 600 млрд долл. И все равно эти 5% кажутся американскому правительству большими, и оно ужесточает требования локализации и увеличивает ценовые преференции местным производителям.

В Украине проникновение импорта в государственные закупки составляет 38% при объеме публичных закупок около 650 млрд грн. И этот вопиющий факт не мешает украинским правительственным чиновникам ездить в зарубежные командировки в поисках импортных локомотивов или судов и делать заявления наподобие «наши зарубежные партнеры недовольны, поэтому мы не должны принимать закон о локализации». Таким образом, правительство за счет украинских граждан создает рабочие места и налоги в других странах на сумму почти 250 млрд грн ежегодно. В то время как в Украине продолжается сокращение перерабатывающей промышленности и растет безработица.

Джо Байден своим документом передает украинским политикам горячий привет и проводит сразу два мастер-класса: по выполнению предвыборных обещаний и по использованию ресурса государственных закупок в интересах развития своей экономики и создания рабочих мест для своих граждан.

Дмитрий Кисилевский
заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономического развития

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

ВСІ НОВИНИ ⇢