НДТМ должны быть доступными для промышленности

Точка зору

Законопроект №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" уже второй раз отправили на доработку в экологический Комитет ВР. Наиболее спорной для всех сторон оказалась норма, регламентирующая внедрение промышленными предприятиями наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ).

В последней версии з/п был установлен нереалистичный для бизнеса срок внедрения НДТМ — четыре года. Для сравнения: в странах ЕС этот процесс занял 20-30 лет. Однако разница не только в сроках. Власти Евросоюза активно помогали бизнесу за счет специально созданных фондов, обеспечивали промышленность льготами и налоговыми преференциями. В Украине же никакой финансовой поддержки промышленности в рамках декарбонизации не предусмотрено.

Сам НДТМ – сборник наилучших технологий – должен быть значительно доработан. Сейчас это просто набор технологий, который был взят из европейского законодательства и переведен на украинский язык – хотя даже непосвященным понятно, как велик технологический разрыв между украинскими и европейскими предприятиями. Не все технологи могут быть внедрены в Украине, а только доступные для отечественных производителей. И именно об этом говорится в Соглашении Украины с ЕС.

Внедрение НДТМ должно стать для украинской промышленности хорошим поводом поддержать украинских производителей техники и оборудования, а также использовать механизм локализации производства. Так мы не только внедрим экотехнологии, но также создадим новые рабочие места и расширим внутренний рынок промышленной продукции.

Но без государственных инвестиционных механизмов этот проект не запустить. По расчетам отраслевых экспертов, только для ГМК-индустрии внедрение НДТМ обойдется в 178,2 млрд грн. Эту сумму промышленники не найдут самостоятельно ни за четыре года, ни за десять. Ведущие компании отрасли с большими потерями вышли из карантинного кризиса. Экомодернизация производства – очень дорогостоящий процесс. Отвлечение на него всех свободных средств может привести к финансовому кризису и банкротству украинских компаний. А это значит, что миллионы украинцев могут остаться без работы и средств к существованию.

Авторам законопроекта очень важно понять: экомодернизация промышленности – это большой проект государственно-частного партнерства. По-другому это не работает, о чем наглядно говорит опыт стран ЕС. Надеюсь, доработанный законопроект будет не только регулировать вопросы промышленного загрязнения, но и станет драйвером новой протекционистской промышленной политики. Там, где мы сегодня видим проблемы, нам необходимо увидеть возможности.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

22 Грудня 2023

Китай заборонив експорт технологій рідкоземельних металів

120 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Окупанти завдали двох авіаударів по вугільних шахтах у Торецьку

Україна та Молдова підписали домовленості про спільний контроль на пунктах пропуску на кордоні

Країни G7 погодили відтермінування виплати Україною держборгу до 2027 року 

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

ВСІ НОВИНИ ⇢