Лозунговое сотрудничество и кризисная реальность

Точка зору

Почти 18 лет существует Содружество Независимых Государств, и большую часть этого времени ему предрекают скорый развал. Поэтому, с одной стороны, тот факт, что СНГ – вопреки указанным прогнозам – все еще существует, можно отнести к категории позитивных. Однако, с другой стороны, найти какие-либо более конкретные положительные моменты в его деятельности становится все сложнее. Более того, количество «негатива» множится, и вряд ли что-либо изменит к лучшему очередной саммит стран СНГ, который пройдет в Кишиневе 8–9 октября.

К примеру, главной отличительной особенностью этой встречи от всех предыдущих является официально сократившийся состав: после того как Грузия в августе нынешнего года покинула (по завершении годичного «переходного периода») ряды Содружества, количество государств – его участников уменьшилось до одиннадцати.

На момент написания этих строк оставалось непонятным, на каком уровне будет представлена на саммите Украина: в последнее время российско-украинские отношения ухудшились настолько, что в возможность очной встречи президентов двух соседних государств верится с трудом. Наконец, как не раз бывало в прошлом, в последний момент по тем или иным причинам может не приехать еще кто-нибудь из лидеров.

Однако куда важнее возможного формального сужения числа собеседников в Кишиневе постоянно сужающееся пространство реального экономического взаимодействия. Его все больше заменяют похожие на голословные декларации «совместные заявления», и вряд ли столица Молдовы станет в этом смысле исключением. Во многом это происходит потому, что за весь период существования СНГ Россия так и не сформулировала собственные долгосрочные интересы на постсоветском пространстве; в результате вместо постоянного, выдержанного курса имеют место периодические «всплески» интереса к отдельным бывшим братским республикам. Естественно, попытки достичь нужного результата «с наскока» зачастую приносят обратный эффект, что мы не раз наблюдали, например, в отношениях с Белоруссией, той же Украиной или Молдовой.

И так происходит, несмотря на постоянное провозглашение высшим руководством России сотрудничества в рамках СНГ в качестве важнейшего направления внешнеполитической деятельности РФ. Вот и в статье Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» страны СНГ – и все вместе, и те из них, кто входит в состав ЕврАзЭС и ОДКБ, названы «нашими самыми близкими, стратегическими партнерами». Однако, как сделать это направление из декларативно важнейшего в предмет повседневной заботы чиновников, по-прежнему ничего не говорится.

Наконец, как раньше, так и теперь подобные лозунги слабо подкрепляются экономически. Производственная кооперация – инструмент технологического влияния – с большинством стран СНГ (даже там, где она еще существовала полтора десятка лет назад) попросту затухает; сегодня по своему содержанию экономические отношения России с партнерами по Содружеству практически ничем не отличаются от таких же отношений со всем остальным миром и сводятся к примитивной формуле: торговля нефтью и газом в обмен на все остальное. (Возможен вариант: исполнение Россией роли транзитера тех же нефти и газа, как в отношениях с Казахстаном и Туркменистаном.) Неудивительно, что именно у России – самая низкая среди всех стран СНГ доля взаимной торговли в общем товарообороте: в последние годы она не превышает 15% по сравнению со средней по Содружеству в 22–23%.

Кризис еще больше обострил проблему несырьевого сотрудничества между партнерами по СНГ. Правда, на уровне отдельных отраслей оно пока получает развитие. К примеру, Белоруссия в обмен на те же энергоресурсы поставит до конца этого года в Россию до 115 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, а в следующем, как планируется, – уже до 145 тыс. тонн. Но это – двусторонний, а не многосторонний уровень отношений. Конечно, в условиях, когда большинство стран Содружества нуждаются в энергоресурсах, оно может продолжать существование «по инерции» – причем даже в усеченном виде. Однако, нравится это кому-то или нет, отсутствие «прорывов» в области экономического сотрудничества влечет очевидное сокращение и политических возможностей, и «веса» России – причем как на пространстве всего СНГ, так и более интегрированных объединений в его составе (ЕврАзЭС, Союзное государство России и Белоруссии). Ведь по-прежнему ни одна из стран СНГ, включая самых близких союзников, например, не поддержала одностороннего решения Российской Федерации о признании Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. Дальнейшее же возможное сокращение участников СНГ просто грозит необратимыми морально-политическими и геостратегическими потерями для России.

Именно поэтому следовало бы воздержаться от радости по поводу осознания того, что «пациент скорее жив, чем мертв» (а это наверняка будет главным результатом Кишиневского саммита), и попытаться – если еще не поздно – сделать его жизнь более полноценной и по крайней мере не инвалидной.

Олег Черковец

Новини

19 Квітня 2024

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

ВСІ НОВИНИ ⇢