Подробнее Запомнить город


Россия угрожает атомной войной

размер текста:

На минувшей неделе в украинско-российских отношениях появились первые признаки очередного масштабного торгово-политического конфликта

РОССИЙСКАЯ пресса растиражировала сообщение о намеченной на 2 октября, но сорванной процедуре подписания пакетного соглашения между Украиной и РФ о поставках свежего ядерного топлива на 2010–2020 годы и соглашения о сотрудничестве по строительству в Украине завода фабрикации топливных сборок (ЗФТС) по российским технологиям.

До этого события традиционную роль детонатора напряженности между двумя странами играл диалог сторон вокруг разного видения путей развития транзита и импорта газа. С начала 2009 года благодаря подписанию качественно нового соглашения в газовой сфере функция детонации с газового сектора была снята, а опустевшее место взрывателя стал занимать атомный сектор. А точнее, стратегически важные для РФ намерения заключить пакетное долгосрочное соглашение именно до начала 2010 года, то есть до конца каденции Президента Украины Виктора Ющенко.

Одну из версий происходящего тут же озвучил представитель Президента Украины по международной энергетике Богдан Соколовский. «Украинская делегация имела все полномочия и директивы Президента Украины для подписания контракта с ОАО «ТВЭЛ». Однако руководство правительства и «Энергоатом» по непонятным причинам откладывают решение важных проблем стабильного развития ядерно-энергетического комплекса страны, в частности, за счет международного сотрудничества на взаимовыгодных условиях и соблюдения действующего законодательства страны», — заявил он 2 октября. По его словам оказалось, что Украина таки намеревалась начать процедуру заключения 10-летнего контракта на поставки российского ядерного топлива, и то, что этого не произошло, — чуть ли не коллективное преступление со стороны правительства и премьер-министра Юлии Тимошенко. Как заявил Соколовский, в проект договора с попустительства украинского премьера ранее были заложены политические требования российской стороны, выходящие за рамки коммерческого контракта. Затем эти требования благодаря бдительности оппонентов премьера были выхолощены из текста документа, который, дескать, потому и оказался неподписанным.

Если верить сторонникам подобной версии, выходит, что указанным политическим требованием выглядит заложенный в соглашение принцип «двойного пакета»: 10-летнего контракта на поставку топлива якобы не может быть без контракта на строительство ЗФТС. Такая привязка действительно выглядит политической уступкой, ведь договоры можно подписать и в разное время. К тому же такой аргумент полностью нивелируется на фоне четкой хронологии событий по подготовке соглашения. Изначально еще в апреле 2009 года Виктор Ющенко дал правительству директивы к переговорам о подписании именно пакетного соглашения, четко указав двухмесячный срок. В июле, когда сроки были сорваны, СНБО приняла решение по этому вопросу. Номинально оно вступило в силу лишь в августе, когда Ющенко своим указом опять потребовал от правительства форсировать переговоры и по вопросу строительства завода, и по вопросу долгосрочных поставок.

Есть и альтернативная версия с объяснением совсем иных причин разгоревшейся в РФ информационной кампании о якобы сорвавшихся переговорах. Прежде всего стоит отметить, что спешить в процессе переговоров нет повода: ведь 2010 год еще даже не начался. А в деталях отсутствие спешки мотивировано тем, что РФ в процессе подготовки переговоров об «атомном пакете» позволила сделать из него изъятия, исключив из списка договор о начале работы украинско-казахстанского УКР ТВС и Международного центра по обогащению урана в Ангарске (МЦОУ). Эти предприятия должны были стать вторым и третьим игроками на украинском рынке импорта, ныне монополизированном корпорацией «ТВЭЛ». Но не стали из-за отговорок Москвы вроде «сложностей» в виде необходимости подключения к украинско-российскому договору Казахстана, хотя этой стране ничто не мешает присоединиться к договору и постфактум.

Таким образом, еще к лету «пакетный дух» украинско-российской атомной дипломатии заметно ослаб. Сначала из ее риторики полностью исчез пафос проекта МЦОУ, заложенный еще на Петербургском саммите стран G7 в 2006 году. Проект был чуть ли не единственным реальным итогом этого саммита. Проволочки в его реализации дали повод экс-президенту США Джорджу Бушу в своей прощальной речи заявить, что США давали РФ все возможности войти в новые сообщества XXI века, такие как G7, но эти возможности были проигнорированы. Затем состоялся явно инспирированный РФ арест руководителя компании «Казатом», обвиненного в коррупции при работе с западными компаниями, после чего возникли шероховатости у еще одного объекта некогда широко «атомного пакета» — украинско-российско-казахстанского проекта СП УКР ТВС.

В итоге потенциал Москвы и Киева к подписанию неких масштабных документов в атомной сфере стал выглядеть сомнительным. По сути, он свелся к минимальной форме всего лишь двух документов. На сегодняшний день это долгосрочный договор о поставках топлива в пакете с договором на строительство ЗФТС либо в пакете, например, с договором о сотрудничестве по добыче урана. При этом, что немаловажно, Москва в процессе подготовки соглашений изъятия сделала, а Киев еще не успел. Вполне возможно, что дело может закончиться уже формальной и фактической денонсацией «пакетного подхода» к атомной политике. В итоге сроки подписания документов о привлечении россиян и к ЗФТС, и к уранодобыче будут перенесены на 2010 год.

По всей видимости, именно это обстоятельство в ближайшее время может вынудить правительство РФ прибегнуть к привычным мерам запугивания Украины возникновением новой линии напряженности, которая на сей раз к концу года может возникнуть не в газовой, а в атомной сфере. С подписанием в начале 2009 года газовых соглашений в отношениях Украины и РФ возник определенный вакуум конфликтных точек. Эффектного Нового года под девизом «украинцы опять крадут газ» не просматривается, поскольку с последней газовой блокады и отказа Украины и РФ от компаний-посредников потребители ЕС совсем запутались, кто же все-таки у кого что украл. В то же время вакуум напряженности почти идеально может заполниться шумихой вокруг «неподписанных» или «злобно срываемых» 10-летних ядерных соглашений. А призрак Чернобыля испугает ЕС куда больше, чем даже холодная зима.

Андрей Старостин

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!