Подробнее Запомнить город


Инфляция: в одном шаге от годовой наметки

размер текста:

«ЗН» продолжает ежеквартальное отслеживание изменения индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине. Согласно данным Госкомстата от 6 октября, после двух предыдущих месяцев снижения — в июле и августе, в сентябре этот индекс снова возрос. И хотя нужно признать, что по сравнению с предыдущим годом показатели инфляции у нас в 1,8 раза ниже, до выхода на заложенную правительством на год цифру увеличения ИПЦ в 9,5% остается всего ничего — лишь 0,4%. На что вполне достаточно одного месяца.

Итак, сентябрь показал: уложиться в запланированные годовые параметры не удастся. Большинство экспертов полагают, что инфляция составит у нас порядка 13%.

Ценовая динамика сентября

По сообщению Госкомстата, в сентябре ИПЦ возрос против августа на 0,8%. Основным фактором увеличения стал очередной «подарок» родителям перед новым учебным годом, связанный с ощутимым ростом платы за обучение детей. В средних учебных заведениях в сентябре она повысилась на 13,2%, а в высших еще больше — на 16,9. И хотя удельный вес расходов по этим двум позициям в общем индексе невелик — 1,320%, или почти в 40 раз меньше, чем по продуктам питания, на них пришлось более четверти общего ценового прироста.

Вторая группа «виновников» — бензин (подорожал на 4,8%) и легковые автомобили (на 3,4%). С декабря прошлого года цены на бензин выросли в 1,6 раза при относительно стабильных ценах на нефть на мировых рынках. Этот рост не оставляет безучастным правительство и Антимонопольный комитет и вызывает, мягко говоря, озабоченность 6 млн. владельцев легковых автомобилей.

Однако влияние этих двух позиций ИПЦ на общий сентябрьский рост цен невелико — вместе примерно 0,1%. Дело в том, что в силу ряда причин реальная доля расходов населения на покупку автомобилей и бензина значительно выше, чем учтено в ИПЦ. Так, в общем индексе на приобретение автомобилей приходится лишь 1,376% весов потребительской корзины, на бензин чуть-чуть больше — 1,379%. Эти величины практически сопоставимы с весом расходов на сало (1,373%) или картофель (1,337%).

Ну, и еще в сентябре на 1,5% поднялись цены по группе алкогольных напитков и табачных изделий.

Но не все так плохо. В сентябре лишь на 0,3% повысились цены на продукты питания. Это вполне терпимый прирост. Причем преимущественно в силу обычных сезонных колебаний цен в летние и первый осенний месяцы подешевели фрукты — на 1,6% и овощи — на 4,1. И в результате прямо-таки героических усилий правительства и антимонопольщиков удалось добиться снижения цен на сахар аж на 0,5%. Заметим, что в последние несколько лет у нас происходило «залповое» повышение цен на растительное масло и сахар в полтора — два с половиной раза. А потом мы гордились тем, что цены на них с огромными сложностями снижались на 2—5%.

Итоги за три квартала

Помимо изменений индекса за прошлый месяц, следует прокомментировать его изменения к декабрю прошлого года, то есть за три прошедших квартала. В целом ИПЦ вырос на 9,1%. (В прошлом году к этому времени мы уже имели прирост в 16,1%.) Причем за первые девять месяцев этого года индекс цен на продовольственные товары оказался ниже, чем общий ИПЦ. Такого не было уже несколько лет. Так, в прошлом году продовольственный компонент за аналогичный период вырос на 21,6%.

Наиболее ощутимый прирост в общем ИПЦ приходится на несколько далеко не второстепенных позиций. Из продовольственной группы на 57,4% подорожал сахар. На 13,2% — рыбопродукты, очевидно, в основном по импортируемым изделиям, в связи с изменением курса гривни. Из-за солидного увеличения акцизов на 34,0% подорожали алкогольные напитки и табачные изделия. Из непродовольственной части ИПЦ на 31,0% стали дороже лекарства, на 59,0 — бензин, 17,0 — легковые автомобили, 15,9 — услуги железных дорог, ровно наполовину — услуги почты, 15,2 — книги (включая учебники), газеты, тетради и на 20,0% — личные услуги (это парикмахерские, сауны, косметика).

Дабы не фокусироваться лишь на негативных тенденциях, отметим и происшедшее снижение цен. Оно характерно только для продовольственных товаров и обусловлено сезонными ценовыми колебаниями. На 20,8% снизились цены на яйца (самые высокие цены на них из года в год в декабре), на 15,5 — на овощи, в том числе на 22,5% — на картофель, на 4,5% — на молоко и, наконец, на 0,8% подешевели сыр и творог.

Напрашивается краткое сравнение ИПЦ с зарубежными странами. Тамошним очень низким темпам цен нам приходится лишь завидовать. По данным октябрьского выпуска International Financial Statistics, в августе по отношению к декабрю 2008-го ИПЦ по всем странам еврозоны вырос всего на 0,3%. В том числе в ФРГ — на 0,5%, Франции — 0,7, а в Италии снизился на 0,3%. В Великобритании цены поднялись на 1,7%, Польше — на 3,4, Венгрии — на 5,5%. В Словакии они снизились на 0,3%. В США их прирост составил 2,7%. Лишь российский ИПЦ за декабрь—июль приближается к нашему — 8,1%.
Была ли дефляция в июле?

Июльский ИПЦ вроде бы порадовал нас небольшим, но все же приятным снижением на 0,1%, а августовский добавил к нему еще 0,2%. За счет чего, каких компонентов общего индекса?

В июле на 0,2% подешевело продовольствие. С учетом его веса в индексе (53,253%) оно могло обусловить общее снижение на 0,1%. Но из остальных 11 индексных групп по десяти (их общий вес 35,942%) групповые индексы за месяц повысились в целом на 2,5%. А вот по жилищно-коммунальным услугам июльский индекс дал снижение на 3,3%.

Где, в каких регионах нашей Украины в июле снизились тарифы на услуги ЖКХ? Из 27 регионов они повысились в 19, оставались неизменными в шести и снизились в двух: в Ривненской области на 0,2% и очень впечатляюще — в Киеве. Якобы сразу на 28,7% по отношению к ранее повышенным тарифам, т.е. на 40,3% по отношению к их уровню до повышения (28,7 : 71,3). Это виртуальное снижение в июльском ИПЦ было обусловлено отменой Кабмином очень резкого и болезненного для киевлян повышения тарифов в предыдущем месяце. Именно оно — и только оно — дало по всей Украине снижение индекса как по услугам ЖКХ, так и общего ИПЦ.

Надо добавить, что в этой группе и по Киеву остались неизменными тарифы на газ, электроэнергию. А по водоснабжению, водоотводу, квартирной плате, горячей воде и отоплению они повысились значительнее, чем в целом по этой группе. И если бы снижение действительно произошло, то киевляне были бы искренне благодарны правительству. Но если даже Полыхаева из Черноморского «Геркулеса» нельзя было взять на тогдашнее распоряжение городских властей о выселении, то столичного мэра и столичные власти и подавно. Жители Киева по-прежнему получали квитанции с повышенными тарифами.

На Киев до повышения тарифов приходилось 10,5% общих платежей по услугам ЖКХ в Украине. А после повышения их доля выросла в полтора раза — до 16,1% в июле. Если исходить из того, что столичные власти «имели в виду» постановление Кабмина, и по этому компоненту индекс оставался бы на уровне предыдущего месяца, то в июле мы имели бы не дефляцию в 0,1%, а прирост на 0,3%.

Видимо, наш Госкомстат оказался в сложной, явно нештатной ситуации. Он, скорее всего, поступал правильно, учтя в расчетах правительственное решение. Тем более что к моменту расчета ИПЦ за июль учесть, «имплементировать» реакцию столичных властей было еще невозможно. Квитанции с сохраненными повышенными тарифами киевлянам еще не рассылались…

Наверное, по этому вопросу могут быть разные точки зрения. И это скорее информация для размышления, а не для окончательных выводов.

Андрей Ревенко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!