Во сколько государству обходятся налоговые льготы
Точка зору24,7 млрд. грн. может недополучить государственная казна Украины в 2010 году от действия налоговых льгот. Такую оценку приводит Министерство финансов в проекте бюджета на этот год. Больше всего поступлений украинский бюджет теряет от налоговых преференций в сельском хозяйстве.
В свое время правительство предложило ряд фискальных мер, облегчающих аграриям ведение бизнеса. Это, например, специальный режим обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) сельхозпроизводителей. Эта льгота, по предварительным оценкам Минфина, «стоила» бюджету-2009 7,4 млрд. грн. поступлений, а в этом году может принести потери в размере более 8 млрд. грн.
Популярным методом поддержки агросектора, который сказывается на бюджетных поступлениях, являются дотации в виде возврата аграриям уплаченного НДС. Например, те сельхозпроизводители, доход которых от продажи основной продукции в прошлом году превысил 50% валовой выручки, в текущем году имеют право уплачивать НДС с проданной продукции не прямиком в бюджет, а на специальные счета. С этих специальных счетов потом они и получают дотации.
Налоговая нерешительность
В трудные для бюджета годы правительство приходит к выводу, что та или иная налоговая льгота — неэффективна, и отменяет ее. Но обычно по истечении непродолжительного периода времени возвращает. Так, например, было с освобождением печатных СМИ от уплаты НДС с дохода от подписки и доставки. В бюджет-2004 Кабмин ввел норму, которая приостанавливала на этот год такую льготу, определенную законом «О налоге на добавленную стоимость». «В итоге печатные издания оказались перед сложным выбором: потребовать от подписчиков доплатить 20%, либо признать, что цена подписки включает НДС, то есть пойти на убытки, — вспоминает директор по продажам издательства «Экономика» Петр Коваленко. — Наш холдинг выбрал второй вариант». Однако уже через полгода собственники печатных медиа вздохнули с облегчением: ввиду предстоящих президентских выборов правительство вернуло льготы книгоиздательскому бизнесу, а также печатным СМИ. Сейчас, по оценкам «ДЕЛА», эта налоговая льгота для СМИ входит в десятку наиболее затратных для бюджета: по оценкам Минфина, из-за нее казна ежегодно недополучает 370-410 млн. грн.
Этот год начался с аналогичной ситуации, только масштаб ее гораздо больше. Правительство ввиду прогнозируемого критически низкого объема бюджетных поступлений и возросших расходов «замахнулось» на одну из самых важных налоговых льгот для агросектора. Ее суть в том, что фермерам выплачивают дотации из накоплений на спецсчетах НДС, который уплачивают предприятия, перерабатывающие мясо-молочную продукцию. Такая схема, по оценкам Минфина, лишила госбюджет в 2008-м 2,8 млрд. грн.
Но в феврале прошлого года Верховная Рада с подачи министра аграрной политики Юрия Мельника приняла закон, который предлагает другую схему взимания НДС в мясо-молочной промышленности. Сейчас налог идет не на спецсчета, а прямиком в спецфонд бюджета, из которого осуществляются дотации. То есть деньги теперь перераспределяются местной властью, которая фактически сама определяет, кому и сколько платить. Фактическая ликвидация налоговой льготы вызвала резкую критику в среде аграриев и привела к подорожанию мясо-молочной продукции в среднем на 25%.
Роскоши — бой!
Глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин считает, что решение парламента было неправильным, а отменять надо другие налоговые льготы — вовсе не в агросекторе. «В животноводстве всегда возникает сильный перекос в сторону «исходящего» НДС: предприятие мало покупает, поэтому у него обычно небольшой налоговый кредит. Возможность вернуть уплаченный при продаже мяса или молока НДС в виде дотаций этот дисбаланс нивелирует», — говорит он.
По словам Терехина, налоговые льготы, которые должны быть ликвидированы в Украине в первую очередь, — это отсутствие так называемых «налогов на роскошь». «Производитель товаров или услуг платит НДС, собственник же капитала имеет преференции в виде отсутствия налога на проценты по вкладам или, например, эмиссионный доход (возникает, когда стоимость продажи акций превышает номинальную цену. — «ДЕЛО»). Вот это действительно налоговые льготы, и их надо ликвидировать», — считает глава парламентского комитета. Кстати, Минфин дает оценку потерь бюджета и от этих «прорех» в законодательстве.
Например, сумма, не попадающая в бюджет из-за освобождения от налогообложения эмиссионного дохода, сравнительно небольшая: 50-60 млн. грн. в год. Возникает такая потеря из-за того, что эмиссионный доход в соответствии с законом «О налоге на прибыль предприятий» не включается в валовой доход компании. Налоговая льгота в виде моратория на уплату налога с депозитных процентов до 2013 года оценивается в куда большую сумму. Например, если бы 5%-ный налог на доход по вкладам вступил в силу в докризисный 2007 год, то, по приблизительным оценкам, он бы принес в казну в соответствующем году около 1 млрд. грн. Однако отмена такой льготы — это палка о двух концах. «Вступление в силу налога на проценты по депозитам неминуемо приведет к сокращению ресурсной базы банков: многие люди перестанут нести деньги на депозиты и база налогообложения снизится», — говорит президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. По его словам, решить проблему может применение прогрессивной системы налогообложения. «Условно говоря, с суммы вклада до 50 тыс. грн. налог с дохода может и не взиматься. Со 100 тыс. грн. можно брать 5% налога, а с 500 тыс. грн. — 10%», — считает Сугоняко.
Налоговые льготы, которые дают наибольшую нагрузку на бюджет, млрд. грн.
Налоговая льгота |
Потери бюджета-2008 |
Оценка потерь бюджета-2009 |
Прогноз потерь бюджета-2010 |
НДС, который не платят производители сельхозпродукции в связи со специальным режимом налогообложения |
н/д |
7,38 |
8,09 |
НДС, который не платят аптеки и прочие учреждения при продаже лекарств из списка, определяемого Кабмином |
2,5 |
3,5 |
3,83 |
НДС, который не платят музыкальные и художественные школы, дома культуры, ПТУ и пр., имеющие специальное разрешение |
1,34 |
1,67 |
1,83 |
налог на прибыль, который не подлежит налогообложению согласно международным договорам Украины |
1,08 |
1,37 |
1,56 |
акцизный сбор, который не платится с доли биокомпонентов в смесевом топливе |
н/д |
н/д |
1 |
НДС, который не платится на границе при ввозе лекарств в Украину из списка, определяемого Кабмином |
0,72 |
0,68 |
0,75 |
НДС, который не платят украинские операторы связи с доходов, полученных от нерезидентов за услуги международной связи |
0,46 |
0,42 |
0,21 |
льготы при плате за землю, которые предоставляют Верховная Рада Крыма и местные советы, млн. грн. |
0,38 |
0,5 |
0,55 |
НДС, который не взимается с поставки услуг иностранным судам и оплачиваются ими портовыми сборами |
0,18 |
0,4 |
0,43 |
НДС, который не взимается с продажи печатных СМИ |
0,38 |
0,37 |
0,41 |
Расчеты Минфина
Владимир Вербяный
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram