Подробнее Запомнить город


Во сколько государству обходятся налоговые льготы

29.01.10 , Дело
размер текста:

24,7 млрд. грн. может недополучить государственная казна Украины в 2010 году от действия налоговых льгот. Такую оценку приводит Министерство финансов в проекте бюджета на этот год. Больше всего поступлений украинский бюджет теряет от налоговых преференций в сельском хозяйстве.

 

В свое время правительство предложило ряд фискальных мер, облегчающих аграриям ведение бизнеса. Это, например, специальный режим обложения налогом на добавленную стоимость (НДС) сельхозпроизводителей. Эта льгота, по предварительным оценкам Минфина, «стоила» бюджету-2009 7,4 млрд. грн. поступлений, а в этом году может принести потери в размере более 8 млрд. грн.

Популярным методом поддержки агросектора, который сказывается на бюджетных поступлениях, являются дотации в виде возврата аграриям уплаченного НДС. Например, те сельхозпроизводители, доход которых от продажи основной продукции в прошлом году превысил 50% валовой выручки, в текущем году имеют право уплачивать НДС с проданной продукции не прямиком в бюджет, а на специальные счета. С этих специальных счетов потом они и получают дотации.    

Налоговая нерешительность

В трудные для бюджета годы правительство приходит к выводу, что та или иная налоговая льгота — неэффективна, и отменяет ее. Но обычно по истечении непродолжительного периода времени возвращает. Так, например, было с освобождением печатных СМИ от уплаты НДС с дохода от подписки и доставки. В бюджет-2004 Кабмин ввел норму, которая приостанавливала на этот год такую льготу, определенную законом «О налоге на добавленную стоимость». «В итоге печатные издания оказались перед сложным выбором: потребовать от подписчиков доплатить 20%, либо признать, что цена подписки включает НДС, то есть пойти на убытки, — вспоминает директор по продажам издательства «Экономика» Петр Коваленко. — Наш холдинг выбрал второй вариант». Однако уже через полгода собственники печатных медиа вздохнули с облегчением: ввиду предстоящих президентских выборов правительство вернуло льготы книгоиздательскому бизнесу, а также печатным СМИ. Сейчас, по оценкам «ДЕЛА», эта налоговая льгота для СМИ входит в десятку наиболее затратных для бюджета: по оценкам Минфина, из-за нее казна ежегодно недополучает 370-410 млн. грн.

Этот год начался с аналогичной ситуации, только масштаб ее гораздо больше. Правительство ввиду прогнозируемого критически низкого объема бюджетных поступлений и возросших расходов «замахнулось» на одну из самых важных налоговых льгот для агросектора. Ее суть в том, что фермерам выплачивают дотации из накоплений на спецсчетах НДС, который уплачивают предприятия, перерабатывающие мясо-молочную продукцию. Такая схема, по оценкам Минфина, лишила госбюджет в 2008-м 2,8 млрд. грн.

Но в феврале прошлого года Верховная Рада с подачи министра аграрной политики Юрия Мельника приняла закон, который предлагает другую схему взимания НДС в мясо-молочной промышленности. Сейчас налог идет не на спецсчета, а прямиком в спецфонд бюджета, из которого осуществляются дотации. То есть деньги теперь перераспределяются местной властью, которая фактически сама определяет, кому и сколько платить. Фактическая ликвидация налоговой льготы вызвала резкую критику в среде аграриев и привела к подорожанию мясо-молочной продукции в среднем на 25%.  

Роскоши — бой!

Глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин считает, что решение парламента было неправильным, а отменять надо другие налоговые льготы — вовсе не в агросекторе. «В животноводстве всегда возникает сильный перекос в сторону «исходящего» НДС: предприятие мало покупает, поэтому у него обычно небольшой налоговый кредит. Возможность вернуть уплаченный при продаже мяса или молока НДС в виде дотаций этот дисбаланс нивелирует», — говорит он.

По словам Терехина, налоговые льготы, которые должны быть ликвидированы в Украине в первую очередь, — это отсутствие так называемых «налогов на роскошь». «Производитель товаров или услуг платит НДС, собственник же капитала имеет преференции в виде отсутствия налога на проценты по вкладам или, например, эмиссионный доход (возникает, когда стоимость продажи акций превышает номинальную цену. — «ДЕЛО»). Вот это действительно налоговые льготы, и их надо ликвидировать», — считает глава парламентского комитета. Кстати, Минфин дает оценку потерь бюджета и от этих «прорех» в законодательстве.
 

Например, сумма, не попадающая в бюджет из-за освобождения от налогообложения эмиссионного дохода, сравнительно небольшая: 50-60 млн. грн. в год. Возникает такая потеря из-за того, что эмиссионный доход в соответствии с законом «О налоге на прибыль предприятий» не включается в валовой доход компании. Налоговая льгота в виде моратория на уплату налога с депозитных процентов до 2013 года оценивается в куда большую сумму. Например, если бы 5%-ный налог на доход по вкладам вступил в силу в докризисный 2007 год, то, по приблизительным оценкам, он бы принес в казну в соответствующем году около 1 млрд. грн. Однако отмена такой льготы — это палка о двух концах. «Вступление в силу налога на проценты по депозитам неминуемо приведет к сокращению ресурсной базы банков: многие люди перестанут нести деньги на депозиты и база налогообложения снизится», — говорит президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. По его словам, решить проблему может применение прогрессивной системы налогообложения. «Условно говоря, с суммы вклада до 50 тыс. грн. налог с дохода может и не взиматься. Со 100 тыс. грн. можно брать 5% налога, а с 500 тыс. грн. — 10%», — считает Сугоняко.

Налоговые льготы, которые дают наибольшую нагрузку на бюджет, млрд. грн.
 

Налоговая льгота

Потери бюджета-2008

Оценка потерь бюджета-2009

Прогноз потерь бюджета-2010

 

НДС, который не платят производители сельхозпродукции в связи со специальным режимом налогообложения

н/д

7,38

8,09

НДС, который не платят аптеки и прочие учреждения при продаже лекарств из списка, определяемого Кабмином

2,5

3,5

3,83

НДС, который не платят музыкальные и художественные школы, дома культуры, ПТУ и пр., имеющие специальное разрешение

1,34

1,67

1,83

налог на прибыль, который не подлежит налогообложению согласно международным договорам Украины

1,08

1,37

1,56

акцизный сбор, который не платится с доли биокомпонентов в смесевом топливе

н/д

н/д

1

НДС, который не платится на границе при ввозе лекарств в Украину из списка, определяемого Кабмином

0,72

0,68

0,75

НДС, который не платят украинские операторы связи с доходов, полученных от нерезидентов за услуги международной связи

0,46

0,42

0,21

льготы при плате за землю, которые предоставляют Верховная Рада Крыма и местные советы, млн. грн.

0,38

0,5

0,55

НДС, который не взимается с поставки услуг иностранным судам и оплачиваются ими портовыми сборами

0,18

0,4

0,43

НДС, который не взимается с продажи печатных СМИ

0,38

0,37

0,41


Расчеты Минфина

Владимир Вербяный

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!